search
main
0

Счастливый директор

​КорниДед Яков Павлович Чайковский в 1917 году брал Зимний. Партия оценила его преданность. Периодически отправляла на передовую: то колхозом руководить, то банк возглавлять. В двадцать шестом году у него родилась дочка, назвали Женей. Это материнская линия. Дед по отцу Александр Николаевич Флоренский – священник: по должности благочинный, а по званию протоиерей. Вначале служил в Рязанской губернии, а перед войной переехал в Краснодарский край, в станицу Лабинскую. В двадцать восьмом году у него родился сын, нарекли его Анатолием. Окончив школу, Анатолий уедет в Ленинград и встретит там через несколько лет Женю. Вскоре они поженятся и отправятся по комсомольской путевке возводить гидроэлектростанцию в городе Балаково Саратовской области. Там и родится Марина Анатольевна.Деда-священника в сорок первом году арестовали. Дали десять лет без права переписки. Больше живым родные его не видели. Когда и где он сгинул, неизвестно. Через пятьдесят лет дело рассекретили. Марину Анатольевну пригласили в Комитет государственной безопасности. Когда ее оставили наедине с делом деда, ей вдруг показалось, что время остановилось… Дело было неполным. Вырванные страницы. Что-то заклеено. Видимо, доносы…

ВыборЖили они на Петроградской стороне. И в первый класс Марина пошла именно там. В очень хорошую школу – сорок первую. Учила ее Евгения Александровна Чайко. Она для нее до сих пор  идеал. Марина Анатольевна так же строго и элегантно одевается, как ее первая учительница. Хотя фасоны стали совсем другими. Так же носит косынки, как носила Евгения Александровна. После четвертого класса семья переехала в Кировский район. Улица, на которой находилась новая Маринина школа, называлась улицей Стойкости. На этом месте проходила оборонительная линия во время блокады Ленинграда. Наступит время, и у нее будет своя оборонительная линия, проходящая по школе… Родители не возражали, когда Марина сказала, что будет учительницей. Но географический факультет выбрала для нее все-таки мама. Отец все время ездил по стране – командировки. Мама путешествовала вместе с ним. Она любила это дело. И однажды  сказала дочери: «Если все-таки пойдешь в педагоги, то будь учителем географии, потому что это самый удивительный предмет. Ты можешь побывать в любой точке мира, не отрываясь от книги, будешь знать о самых уникальных местах, станешь интересным собеседником». Диалог первый- Какое самое важное качество в директоре?- Умение любить людей.- Вообще людей?- Конкретных. Тех, с кем работаешь, – учителей. Кого учишь – учеников. С кем сотрудничаешь – родителей.- Любовь – это ответственность.- А я и говорю, что настоящий директор не боится взваливать на себя большую ответственность. Еще ему надо не только уметь, но и хотеть быстро принимать решения.- Чтобы эти решения реализовались, что необходимо?- Условия, которые помогли бы людям раскрыться максимально. Эти условия тоже должен создавать директор. Причем постоянно. – Что главное в профессии учителя?- Оставаться современным человеком. Педагог – это сегодня, это современность, это взгляд в завтра.- Чего не может позволить себе учитель?- Не может себе позволить выражаться. Не может выглядеть плохо, вызывающе, безвкусно. Не может позволить себе не слышать детей. Мы должны слышать. Я должна слышать. Для меня ответ «Я вас услышала» – это норма. Дальше начинается работа, размышление над тем, что я услышала.Посещение уроковНа уроки к учителям Марина Анатольевна ходит только тогда, когда ее приглашают. Потом пьют чай и разговаривают. Она никогда не начинает беседу с фразы: «Я бы сделала вот так». Потому что много лет назад, разбирая ее уроки,  директор говорила: «А я вот так бы сделала». Она была молода, старалась найти свой путь, свой метод. Ей было обидно, что у нее не спросили, почему именно так она повела урок, чего хотела добиться, почему отступила от традиционного плана. Став директором, взяла за правило: никогда не навязывать свое мнение педагогам, как учить, какие методики и технологии  использовать. Сначала выслушать человека, а уж потом можно и подсказать, подарить идею. Она любит своим подчиненным «запустить ежа под череп», как говорил мой университетский профессор Прожогин.ПереходДвадцать девятой спецшколой сорок лет руководила Инна Михайловна Теплова. В июне двухтысячного года она ушла на пенсию. В августе  директором назначили Марину Анатольевну Соловьеву. У гимназии не было ни лицензии, ни аккредитации, ни программы. И имени Грибоедова тоже не было. Его утратили при переоформлении статуса школы в 1993 году. Нового директора коллектив принял настороженно. А тут еще обида у одного из ее новых заместителей взыграла. Женщина видела именно себя на месте директора. Соловьева в гимназию не привела никого из взрослых. Но пришла с ней часть детей, у которых она была классным руководителем. Вот этих детей и начала шантажировать ее зам. Стерпеть этого новый директор не могла и уволила заместительницу за дискредитацию звания учителя. Потянулись бесконечные суды…Ей было плохо и физически, и морально. Она созвала родительское собрание и сказала: «Вы меня не знаете. Может быть, кто-то недоволен какими-то моими действиями, но я прошу: поверьте мне, и я постараюсь оправдать ваше доверие. Дайте мне кредит».Любовь Петровна Кезина, в ту пору председатель городского комитета образования, почувствовав, в каком напряжении живет Соловьева, поручила Альберту Борисовичу Полле, начальнику окружного управления, начать реконструкцию здания в Обыденском переулке. Из суда  – на стройку. Из стройки – в суд. Смена форм деятельности всегда приветствовалась в педагогике. Верховный суд не восстановил на работе ее заместителя. И реконструкция закончилась. Вот только тогда она и почувствовала себя директором.КонцепцияШкола без идеи, без концепции все равно что жизнь без любви и книг. Ни уклад, ни атмосфера не заменят ее. По сути, всякая концепция школы  проста и очевидна. Просто раньше никто не замечал, что именно так можно определить все, что хотелось бы сделать. Однажды Марина Анатольевна решила перечитать письма Павла Флоренского, которые он писал своим детям, находясь в лагере на Соловках. И в одном из них нашла фразу: «Жизнь пролетает, как сновидение, и ничего не успеваешь сделать за мгновение жизни. Поэтому надо обучаться искусству жизни – самому трудному и самому важному: насыщать каждый час существенным содержанием и помнить, что он никогда не повторится».  Эта мысль и стала мотивом деятельности гимназии №1529, обучающей искусству жизни.В 2005 году Центральный округ выдвинул гимназию на конкурс «Лучшие школы Москвы». Она вошла в пятерку лучших. В следующем году стартовал национальный приоритетный проект «Образование». Гимназия в тот год не претендовала на президентский грант.  Сами чувствовали, что сил пока недостаточно. А через год одержали победу…Из монолога Марины Анатольевны Соловьевой: «Прошло семь лет с того момента, когда я стала директором. Был мой первый выпуск. Те дети пришли вместе со мной. И я решила, что должна им спеть песню на Последнем звонке. Это была «Маленькая страна». Почему я выбрала эту песню? Потому что мы и есть маленькая страна. Детская республика, в которой есть все: свое телевидение и СМИ, есть парламент и министерства… И дети, и учителя, и родители чувствуют себя одной семьей, гражданами одной страны. Кстати, на том Последнем звонке ко мне подошли родители и сказали, что я оправдала кредит доверия, который попросила у них в тяжелую пору».УченикиСвекровь Марины Анатольевны последние годы перед смертью работала в сельской школе в Подмосковье – преподавала русский язык и литературу. В деревне жила удивительная семья, двое детей  там было – Саша и Юля. Мальчик задумал стать священником. Только на третий раз поступил в семинарию. А девочка мечтала быть доктором. Свекровь рассказала невестке об этой семье и попросила: «Ты знаешь, Марина, у меня будет к тебе просьба: у вас там, в Москве, большие возможности, ты как-то возьми эту семью под крыло, детки очень умные, но из глубинки им  будет трудно пробиваться в жизни».Юля Ключагина, подумав, решила поступать в гимназию №1529 в медицинский класс. Сдавала экзамены, когда директора не было. Блестяще справилась с биологией, химией, русским. Наступает день английского языка. Сидит кафедра языков, принимает экзамен. И вот девочка начинает им сдавать: отвечает неживым английским языком, без произношения. Они все заулыбались, стали говорить: «Как же так? Где ты так выучила английский?» На что ребенок им отвечает: «Я учила английский язык дома целый год, чтобы сдать вам экзамен». «А почему ты не учила в школе?» – спрашивают. «А у нас не было учителя». Тут преподаватели перестали улыбаться. Девчонку приняли. Ей родители сняли угол в районе Кунцево.  Она уроки учила в основном в школе и на скамеечке перед подъездом. Потому что бабушка не разрешала включать свет. Юля была лучшей ученицей два года. Окончила школу с серебряной медалью. Только четверка по английскому. Победила на всероссийской олимпиаде и поступила в Первый мед на лечебный факультет. И ныне уже студентка второго курса. В гимназии дети разные. Есть из семей политической и экономической элиты. Есть дети рядовых москвичей. Гимназия – хороший пример социального перемешивания.Вот эти слова про своих учеников Марина Анатольевна  любит особенно: «Они приходят во взрослый мир через наше посредство, но не благодаря нам. Они с нами, но они не принадлежат нам. Мы можем дать им свои любовь и знания, но не свои мысли. Потому что у них есть собственные мысли. Сейчас они с нами, но их души обитают в доме завтрашнего дня, куда мы не можем за ними последовать даже в наших мечтах.Мы можем стремиться быть похожими на них, но нельзя пытаться, чтобы они были похожими на нас. Потому что жизнь не идет назад и жить во «вчера» невозможно.Учитель – это лук, а его ученики – это стрелы, посланные вперед, в будущее». Диалог второй- Ваш коллектив – команда?- Да, команда единомышленников.  Самое трудное было  собрать такую команду. Не ошибиться в людях, понять, что они с тобой не потому, что ты при должности, а потому, что они думают, как я, хотят достичь того же,  что и я, идут со мной одной дорогой, что будут со мной не только в радости, но и в печали. Это как брачный союз.- Трудно было стать капитаном этой команды?- У нас руководство коллективное. Даже если кажется, что я руководитель этой команды.  – Это высший пилотаж, когда подчиненные не чувствуют, что ими управляют. Вроде бы они сами делают то, что нужно.- Нам всегда казалось, что в окружном управлении образования работают все, кроме начальника – Альберта Борисовича Полле. Он руководил так, что не было заметно. Я тоже стараюсь так делать. Когда меня назначили директором, Полле спрашивает: «Ну, надеюсь, ты знаешь, каким должен быть директор?» «Я не знаю, каким должен быть директор, но я точно знаю, каким он не должен быть», – ответила. Он и говорит: «Ну ты философ. Иди работай».             – Ваше любимое выражение?- Положение обязывает. Но как географ, я добавляю: и географическое тоже. Особенно это касается нашей гимназии. Посмотрите, в каком удивительном месте мы находимся – в таинственных обыденских переулках, прямо напротив храма Ильи Обыденного. Из окон гимназии великолепный вид на храм Христа Спасителя, на Кремль, фабрику «Красный октябрь», и необычный Петр недалеко стоит. Я всегда говорю детям: «Мы с вами находимся в самом сердце Москвы». Они заходят в школу, смотрят на купола Зачатьевского монастыря, а выходя, видят купола еще двух храмов…Нулевой меридиан- Марина Анатольевна, знаю, что сейчас вы много ездите по миру. А какой была первая поездка за границу?- Хочу вам сказать, что в советское время меня с фамилией Флоренская даже в Болгарию не выпустили. Но я взяла фамилию мужа – Соловьева, и стало легче. Первой зарубежной страной был Китай. Меня сразила Великая Китайская стена своей мощью и безграничностью. А еще я увидела там человеческую реку. Посмотрела вниз  из отеля  – внизу, меж бетонными зданиями, текла река из людей. В девяносто шестом году попала в Лондон. Прилетела в костюмчике, туфлях, с 300 долларами в кармане. Муж говорит: «Куда ты едешь? У тебя даже шубы нет». Я ему отвечаю: «Шуба подождет!» Спала по четыре часа в  сутки, обошла пешком весь Лондон. И конечно же, я,  географ, не могла не посетить Гринвич. Одна, без группы, практически не зная английского, спустилась к  причалу на берегу Темзы, купила билет и отправилась в Гринвич.  Я должна была увидеть нулевой меридиан! Сделала фотографию: одна нога в Западном полушарии,  другая в Восточном. Банально. Такие фотографии все делают, но большинство людей клеят ее в альбом, а я  использовала на уроках географии. – А  за рубежом в школах бываете?- Не только я бываю, но и своих учителей отправляю. Я им говорю: «Если вы увидите там хотя бы одну вещь, которую постараетесь внедрить в гимназии, значит, время и деньги на поездку не зря потрачены». Вот недавно ездила по вашей программе, «Учительской газеты», в Соединенные Штаты и там в одной из школ увидела, как детей учат чувствовать, что испытывают другие, не похожие на тебя люди. Спортивный зал был разбит на зоны. Дети поделены на группы. Одним завязали глаза, чтобы они почувствовали, как это – ничего не видеть. Другие пробовали двигаться на колясках. Третьи пытались общаться, будучи глухими… Я обязательно такой проект запущу у себя. Счастье Когда Марина Анатольевна только пришла в гимназию, она хотела знать всех детей по именам. Тогда их было не так много. Она была счастлива, когда, увидев ребенка, называла его по имени. Утро. Она на крыльце. «Здравствуйте, Марина Анатольевна!» А она им в ответ: «Здравствуй, Машенька! Здравствуй, Васенька!» Хорошее настроение гарантировано на весь день.Со временем школа стала расти, и Марина Анатольевна почувствовала, что не всех ребятишек уже знает. Стало грустно. Дежуря, как и все управленцы, она делает обязательный обход по школе. Всего минутка в классе, пока учитель проверяет, кто отсутствует. И дети за эту минутку много чего успевают ей рассказать, а она спросить у них. Каждый ребенок всего по одному слову. Но как это много!- Марина Анатольевна, что такое счастье?- Счастье? Что мама еще жива. Что мне попался любящий муж, который всегда меня поддерживал, понимая, что такое учительская жизнь. Что сын состоялся. Что наша «маленькая страна» становится все больше. Что дети, выйдя из школы, возвращаются в нее. Что для родителей я не просто директор, а человек, к которому можно прийти не только с радостью, но и с горем, с проблемами. Что меня знают все ученики и что они меня любят… Счастье – это жизнь…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте