В детском доме №71 Южного округа экспериментальная площадка по патронатному воспитанию «Инновационные процессы развития системы патронатного воспитания в детском доме» открылась в сентябре 2005 года. Главным девизом педагогов стал такой: «Мы хотим осуществить право каждого ребенка жить и воспитываться в семье». С тех пор много было сделано.
В 2006-2007 учебном году было заключено 20 договоров с патронатными воспитателями о передаче в их семьи воспитанников детского дома №71. 6 из 30 были договорами краткосрочными, 13 детей обрели семьи, наставников и друзей – своих патронатных воспитателей. Сегодня уже сразу несколько кандидатов в воспитатели проходят подготовку по программе приемных родителей и готовятся принять в семью воспитанников детского дома. Дети очень хотят обрести семьи, а взрослые жаждут стать родителями, пусть для начала только патронатными. За год в службу обратились 60 человек, и многие остались довольны результатами ее работы.
Понятно, что взрослые могут быть довольны. Но главное, чтобы всем были довольны дети. В 2006 году детский дом дважды провел анкетирование воспитанников «Какой я вижу патронатную семью», педагогам очень важно было понять, что изменилось в представлении детей, которые составили свое мнение о патронатной семье, общаясь с теми сверстниками, которые уже живут в таких семьях. Во втором анкетировании, которое прошло в декабре 2006 года, приняли участие 40 воспитанников в возрасте от 7 до 17 лет. 26 детей хотели бы иметь патронатную семью, а 14 – остаться в детском доме. Результаты опроса педагогов не обескуражили, ведь в январе 2006 года мечтали о патронатной семье всего 38% детей.
Какой же видят такую семью опрошенные ребята? 20 из 26 воспитанников хотели бы воспитываться в патронатной семье, считая, что в ней должны быть и мама, и папа, 6 хотели бы быть в неполной патронатной семье, где есть либо мама, либо папа. Большинство ребят думают, что возраст родителей должен быть от 30 до 40 лет, некоторые – до 50 лет. Большинство – 22 ребенка – хотели бы жить в такой семье постоянно, двое считают, что им подошли бы визиты в семью по выходным, каникулам и праздникам. Ребята не ставят никаких условий по материальному благополучию патронатных семей: родители могут быть рабочими, служащими, интеллигенцией, но предпочтительнее для них иметь родителей-предпринимателей.
Как складывается жизнь тех воспитанников, которые уже живут в патронатных семьях? По-всякому. Например, Андрюша Юлов имеет печальный опыт: патронатная семья вернула его в детский дом, но сегодня ему подобрали другую, где отношения складываются лучше. Но это, можно сказать, единичный пример, гораздо больше удачных.
Даша Малашина была первой, кого детский дом передал в патронатную семью, и теперь она имеет не только маму, но и двух сестер, подружек. Саша Бидеева познакомилась с патронатными воспитателями перед Новым годом и пока бывает в своей патронатной семье лишь по выходным, ходит с патронатными воспитателями на концерты и прогулки, посещает дельфинарий, вместе со старшим братом и всей семьей отмечает праздники. По выходным дням бывают в семье патронатного воспитателя брат и сестра Дима Максимов и Снежана Николаева, по их признанию, больше всего им нравятся прогулки в Царицынском парке. У Вики Плешаковой и Юли Силантьевой наставник-воспитатель, который стал им другом, нашелся недавно, но девочки уже оценили и ее советы, и ее поддержку.
Сегодня педагоги детского дома подводят итоги своей работы, отмечая, что досрочное устройство детей дошкольного и младшего школьного возраста в семью помогает выстраивать их общее совместное будущее с видом на опеку или усыновление. Детям среднего школьного и подросткового возраста семья может помочь получить в дальнейшем оптимальный уровень образования и социально адаптироваться. Патронат помогает не только детям, но и взрослым, которые, ведя профессиональную воспитательную работу, должны еще заниматься и непрерывной, последовательной коррекцией личности ребенка, пережившего травматический опыт проживания в неблагополучной семье или в детском доме. Наконец, патронатное воспитание осуществляется при разграничении ответственности по защите прав и законных интересов ребенка между родителями, патронатным воспитателем и учреждением, предоставляющим патронатное воспитание, все это подразумевает профессиональное (юридическое, материальное, психологическое, медицинское) сопровождение ребенка и семьи. 30-40 процентов воспитанников детского дома имеют родителей и кровных родственников, с которыми они поддерживают или могли бы поддерживать отношения, многие из них имеют братьев и сестер. А вообще анализ работы по устройству детей на патронатное воспитание показал, что в патронатную семью можно было бы устроить от 60 до 80 процентов детей, находящихся в детском доме.
Однако, к сожалению, сегодня от 20 до 25 процентов детей по психологическим и психовозрастным особенностям не могут быть переданы на воспитание в семью. Эти дети нуждаются в воспитании в условиях реабилитационных учреждений, где проживание максимально соответствует семейным условиям.
Комментарии