В отличие от многих своих коллег он не мечтал с детства стать учителем. Не сажал игрушечных медведей в кружок, чтобы научить их читать и писать. Он не из педагогической династии. В его семье вообще нет учителей. И все-таки Алексей ТИХОНОВ стал учителем, мало того, лучшим в своей родной Бурятии. И это всего при нескольких годах стажа! Успех молодого историка 14-й гимназии Улан-Удэ – доказательство того, какие чудеса способна творить настоящая любовь!
Ведь это она, большая любовь, в школу его привела. Получив заветный университетский диплом, Алексей вполне мог бы пополнить стройные ряды менеджеров и прочих специалистов по работе с ценными и не очень ценными бумагами, но тогда пришлось бы расстаться с возлюбленной. А на это он пойти никак не мог. Сколько Алексей себя помнит, его пылкой, пламенной страстью была она… история. И чтобы не разлучаться с ней, он согласен был на все, даже на работу в школе, которую в начале своего пути представлял себе весьма приблизительно. …Надо сказать, что поначалу их с историей отношения были отнюдь не бескорыстными. С его стороны во всяком случае. Когда он сам еще учился в начальных классах, ему очень нравились исторические рассказы. Он бойко и с выражением пересказывал их на уроках внеклассного чтения, за что неизменно получал пятерки, а в придачу всеобщий почет и уважение. Со временем история начала неотступно ассоциироваться у него с успехом, славой и удачей. Поэтому, когда в средней школе она появилась уже как самостоятельный учебный предмет, Алексею, естественно, захотелось быть здесь первым из первых, не просто лучшим, но непревзойденным. С другими науками все как-то не клеилось, зато на истории он был царь и бог. Поэтому нет ничего удивительного, что и дальше они пошли по жизни рука об руку в любви и абсолютном согласии.Профессиональный историк, Алексей умеет смотреть на свою избранницу объективно, без розовых очков: – Я бы не хотел жить ни при Ричарде Львиное Сердце, ни при Петре I, потому что прекрасно знаю недостатки и той и другой эпохи, они не идеализированы в моем сознании. Человек, занимающийся историей, прекрасно понимает все плюсы и минусы любого времени. К счастью, или, напротив, к сожалению, ему не надо объяснять, что в прошлом не так уж много романтики, точнее, ее там нет вовсе, это отнюдь не совершенный мир. – А если бы все-таки удалось раздобыть билет на машину времени, куда бы махнули? – С точки зрения науки надо отправляться в самую глухую древность, к истокам государственности. Достоверных данных о том периоде мало, письменных источников практически нет, здорово было бы взглянуть на все самому. Потому что надо все-таки разобраться, приплыл Рюрик на Русь один или все же с братьями, да и братья ли они ему были… И кто такой на самом деле Олег, и почему Игорь Старый… Много вопросов, одним словом… Если же выключить в себе ученого и включить простого человека, который не знает, что в прошлом ничего изменить нельзя, но, напротив, искренне хочет предотвратить надвигающуюся катастрофу, то надо искать какие-то поворотные моменты в развитии истории. Например, я бы с радостью предотвратил убийство Александра II. Интересно было бы своими глазами увидеть Россию в годы Первой мировой войны, которая предопределила судьбу страны на последующие 70 лет. Благодаря истории в жизни Алексея появилась еще одна страсть – интеллектуальные игры. Он был школьником, когда впервые попробовал себя в «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринге». С тех пор и сам играет практически без остановки, а теперь еще и учеников своих к этому занятию приохотил. – Играю уже во взрослых командах, а ребят хотя бы раз в неделю стараюсь собирать на школьные соревнования. Дело это абсолютно добровольное, никто никого не заставляет. Никогда не говорю, мол, дети, сейчас мы с вами изрядно пополним свой интеллектуальный багаж, расширим кругозор, вырастем над собой. Боже упаси! Я просто предлагаю им весело провести время, развлечься от души… Рад, что движение это набирает обороты по всей стране, существуют слеты, большие состязания, и мы при желании можем шагнуть за пределы школы, участвовать в серьезных молодежных чемпионатах, а даже у нас, в Сибири, их немало проходит.Естественно, со временем игра проникла и на его уроки. Потому как невозможно, будучи по природе выдумщиком и фантазером, в прошлом актером школьного театра и заядлым кавээнщиком, у доски превращаться в чопорного академиста. На финале конкурса «Учитель года России» в подмосковных Мытищах историк 14-й гимназии Улан-Удэ буквально засыпал своих десятиклассников всевозможными ребусами и шарадами. Так, в самый разгар весьма бурного обсуждения внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого перед публикой появился черный ящик. Внутри него была спрятана некая весьма ценная вещь, которую во время финального матча чемпионата Континентальной хоккейной лиги между казанским «Ак Барсом» и ярославским «Локомотивом» некоторые казанские болельщики из суеверия не брали с собой на стадион. Благодаря наводящим вопросам ребята довольно быстро догадались, что речь идет о тысячерублевой купюре. Изображенный на ней памятник Ярославу Мудрому, по мнению казанцев, мог и на расстоянии помочь соперникам одержать победу. Но самым увлекательным моментом урока стала, пожалуй, расшифровка одной из статей Русской Правды. Ее надо было перевести на русский язык одновременно с английского и древнерусского. Такая вот восхитительная в своей занимательности метапредметность!Он очень светлый, похож на юного эльфа. С ним легко общаться. Рядом с ним легко быть. Волнами исходит от него какая-то улыбчивая питерпэновская беззаботность, обволакивающая собеседника, как облака над островом Небывалым. Беззаботность эта, конечно же, кажущаяся, потому что на деле Алексей, безусловно, умен и глубок. С первых же дней в школе он понял, что навязать свою любовь к истории другим невозможно. В противном случае это будет уже не любовь, а ненависть. Да и нет у него задачи из каждого своего ученика сделать профессионального историка. И пусть со временем из памяти его учеников сотрутся даты военных сражений, названия мирных договоров и имена полководцев – не это главное. В конце концов любую информацию можно уточнить в Википедии. Ему куда важнее научить детей… сомневаться, задавать вопросы и уважать чужое мнение, что в будущем пригодится им куда больше, чем знание голых фактов.- Возьмем, к примеру, украинские события. Тему острее сейчас, наверное, сложно найти. Ее жарко обсуждают и школьники, и коллеги-учителя. И если даже в семье она нет-нет да и всплывает, то что уж говорить об уроках истории и обществознания! Конечно, дети часто спрашивают, что я думаю о конфликте на Украине. А я честно отвечаю, что составить какое-то единственно правильное, объективное мнение не могу. И никто из нас не может. Потому что мы не очевидцы, нас там, к счастью, нет, а информация, которую получаем с мест событий, справа или слева, далеко не полная, не всегда достоверная и преподносится нам под определенным углом, выгодным той или иной стороне. А там, где начинается чья-то политическая выгода, объективность заканчивается. Поэтому все новости, что доходят до нас с Украины, мы просто обязаны ставить под сомнение. Как историк, я знаю, что любой факт можно интерпретировать по-разному в зависимости от того, какие интересы ты преследуешь. Поэтому что бы мы с ребятами ни обсуждали, всегда исходим из двух полярных мнений, сопоставляем их, сталкиваем между собой. И именно так пытаемся хотя бы приблизиться к истине. Столь взвешенный и разумный подход, казалось бы, плохо согласуется с новой концепцией преподавания истории и единым историко-культурным стандартом, которые из идеи превратились в дело уже решенное. Но подобное развитие событий Алексея не пугает:- Мы с вами живем в таком мире, где запрет на какую бы то ни было информацию в принципе невозможен. Конечно, если воспринимать новую единую концепцию как крышку гроба, то да, она плоха, ты можешь ею накрыться и начать медленно умирать. А можно продолжать знакомить детей с разными историческими источниками и позициями – этого нам никто запретить не может. То же касается и ограниченного числа учебников. Возможно, меня эта проблема не слишком волнует, потому что в своей ежедневной работе я к учебнику и так обращаюсь нечасто. А вообще я против единства трактовок. Это нарушение плюрализма. И если мы говорим о развитии науки, то без альтернативных позиций оно невозможно.- А вы согласны с тем, что нынешние дети знают историю куда хуже, чем поколение их родителей?- Не согласен. Наблюдая за своими учениками, вижу то же, что происходило когда-то и в моем классе. Мальчиков больше привлекает собственно история, особенно события последней войны, с которыми они знакомы лучше всего. Девочек – история культуры. Тут ничего не изменилось, если не считать того, что нынешние школьники, как мне кажется, стали более критически смотреть на вещи. И это здорово!После победы Алексея Тихонова на региональном этапе «Учителя года России» министр образования и науки Республики Бурятия Алдар Дамдинов пригласил его в команду в качестве своего общественного советника. Алексей Леонидович с радостью согласился: новый статус позволял перейти от слов к делу, например, развернуть кампанию по привлечению в школу молодых специалистов. Его личный пример мог стать лучшей рекламой учительской профессии:- В 2010 году Бурятский государственный университет выпустил 70 дипломированных историков. Из моих однокурсников в школу пошли единицы. Сейчас истфак набирает куда меньше студентов, и я сомневаюсь, что все они мечтают об учительской карьере. Думаю, ситуацию можно изменить, если встречаться с людьми, разговаривать, показывать плюсы работы в школе. Буду счастлив, если мой пример поможет кому-то принять правильное решение. Здорово, если удастся повлиять на развитие педагогических классов в школах города и республики, привлечь на свою сторону журналистов, вместе нам будет проще повысить престиж учительской профессии. Весной Алексей побывал на стажировке во Франции. Бурж и Париж, где он знакомился с французской системой образования, местными школами, университетами и библиотеками, произвели на российского гостя неизгладимое впечатление. Возможно, не столь быстро, как хотелось бы, но все же продвигается работа над кандидатской диссертацией. Большой поклонник фэнтези и сказочных миров Роналда Руэла Толкина, для своей научной работы Алексей выбрал тему, максимально приближенную к реальности, – «Исторический опыт реализации государственной жилищной политики в городах Бурятии в 1950-2000-х годах»: – Уверен, что с жилищным вопросом рано или поздно сталкивается каждый из нас. Очень хочется, чтобы мое исследование помогло правильно оценить проблему, найти возможные пути ее решения, учитывая и опыт, и ошибки прошлого. …У него все хорошо. Дети обожают, коллеги уважают. Планов и идей море. Есть семья, надежная пристань, где подрастает трехлетний сын Роман. В неполные 27 лет Алексей Тихонов добился уже небывалых профессиональных высот. Может, настала пора сменить курс и задуматься, например, о карьере министерского чиновника? Ведь плох, как известно, тот солдат, который не мечтает стать генералом.- Ой, нет, что вы, – будто бы даже пугается Алексей Леонидович. – Я из школы не уйду. Там ведь моя история, куда я без нее. Методический материал Алексея Тихонова читайте на сайте «Учительской газеты» http://ug.ru/method_category/161.Конкурсный урок смотрите на сайте http://ug.ru/toy_video/18.Улан-Удэ, Республика Бурятия, фото автора
Комментарии