Лариса КУРНЕШОВА, первый заместитель руководителя Департамента образования: – Отечественная практика и многочисленные исследования в разных странах мира показывают, что вложения в раннее развитие детей и дошкольное образование наиболее результативны с точки зрения долгосрочных социальных и образовательных эффектов. Это один из аргументов существенного увеличения в 2008 году финансирования проекта «Детский сад будущего». Проект начался в 2007 году с двух детских садов – победителей конкурса и общего бюджета в 2 миллиона рублей. В 2008 году бюджет составил 50 миллионов рублей, а из победителей конкурса была сформирована целая команда – 30 детских садов.
Конкурс «Детский сад будущего» направлен на повышение качества дошкольного образования, поддержку инноваций и передового педагогического опыта дошкольных образовательных учреждений. Основная его цель – создание инновационного образовательного пространства, обеспечивающего стратегические ключевые направления образовательной политики организации деятельности дошкольных образовательных учреждений. При определении ключевых направлений в проект «Детского сада будущего» не были включены такие образовательные задачи дошкольного образования, как, например, художественно-эстетическое и музыкальное развитие детей, ознакомление с элементарно-математическими представлениями, конструирование, ручной труд. В практике детских садов они достаточно проработаны, и нам есть чем гордиться в этом направлении. Вместе с тем есть вопросы, которые требуют переосмысления с точки зрения современной, действенной и эффективной модели детского сада, включающей в себя опыт творческих педагогических коллективов, результаты экспериментальной деятельности, особенности социальных изменений, происходящих в обществе. Материалы, которые будут получены в ходе реализации проекта «Детского сада будущего», должны дать ответы на вопросы, актуальные для развития московского образования.
Сегодня уже выделены 10 модулей ключевых направлений «Детского сада будущего».
«Ребенок и взрослый» – очень актуальный модуль, направленный на развитие педагогического сотрудничества, диалог с ребенком и родителями. Индивидуальный подход к каждому воспитаннику и его семье должен стать нормой в работе дошкольных образовательных учреждений. А детский сад – открытым для взаимодействия с родителями и добрым по отношению к каждому ребенку.
«Ребенок в многонациональном мегаполисе» – детские сады, которые победили в этом модуле, будут разрабатывать технологии воспитания толерантности, культуры мира и ненасилия, способности к межкультурному диалогу, взаимопониманию и уважению.
Президент России Дмитрий Медведев заявил, что будущая Россия – это интеллектуальная Россия. Модуль «Растим интеллектуальный потенциал России» направлен не только на разработку технологий и методик развития способностей и талантов, работу с одаренными детьми, но и должен дать ответ на вопрос, как развивать интеллектуальные способности всех детей, как сформировать у ребенка способность к интеллектуальному творчеству.
Модуль «Открытые возможности: поддержка детской инициативы» – это проекты и исследования, проектная деятельность с детьми, формирование умения работать в команде, поддерживать и развивать детскую инициативу.
Очень значимый модуль «Растим патриотов России» – от того, какие патриотические чувства мы сумеем сформировать у подрастающих малышей, во многом зависит будущее нашего города и нашей страны.
Всегда актуальная тема – развитие и воспитание детей от 0 до 3 лет. В этом направлении много сделано за последние годы, но значимость разработки новых форм и методов работы с детьми раннего возраста по-прежнему актуальна. Модуль называется «Малыши столицы».
Модуль «Здоровый ребенок» – это физкультура и спорт в детском саду, формирование здоровья будущего нации.
В городской целевой программе «Столичное образование-5» мы поставили задачу максимального включения детей-инвалидов в систему дошкольного образования. Модуль «Равные шансы для всех» направлен на разработку технологий включения детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс массового детского сада, развитие инклюзивного и интегративного образования.
Ключевая фигура в детском саду – его руководитель. «Современный руководитель детского сада» – название следующего модуля, который направлен на разработку современных управленческих технологий.
Информатизация стремительно входит в нашу жизнь. Как информационные технологии могут помочь сделать жизнь педагогов и детей детского сада интереснее? Как они помогут в управлении, образовании и воспитании? На эти вопросы будут даны ответы в разработках модуля «Современные информационные технологии в государственных дошкольных образовательных учреждениях».
Конкурс «Детский сад будущего» проводился с 17 марта по 29 апреля 2008 года. В нем приняли участие 175 дошкольных образовательных учреждений. 50 детских садов вышли в финальный этап конкурса. И только 30 инновационных проектов в 10 модулях были признаны жюри победителями конкурса «Детский сад будущего». Победители получат финансовое вознаграждение на развитие учреждения: 1-е место – 2,5 миллиона рублей, 2-е место – 1,5 миллиона рублей, 3-е место – 1 миллион рублей.
Могу сказать, что победить в Московском конкурсе «Детский сад будущего» было непросто. Но самое сложное начинается сейчас. Это этап реализации проектов, претворение планов в конкретные продукты. Здесь очень важно Управлению дошкольного и общего образования организовать работу детских садов – победителей конкурса и наладить постоянную экспертизу результатов их деятельности.
Отличительные особенности конкурса «Детский сад будущего» – его открытость для контактов и доступность педагогического опыта. Я знаю, что детские сады, которые не стали победителями конкурса, изъявили желание участвовать в его реализации. И это здорово! Необходимо всячески поддерживать такие детские сады. Проект «Детский сад будущего» должен стать поистине открытым и объединяющим все инновационное, что разрабатывается в дошкольном образовании.
Как отметили члены жюри, в ходе конкурса им приходилось слышать слова: «Мы счастливы работать в детском саду, у нас замечательный коллектив и руководитель, мы с удовольствием ходим на работу!»
Мы привыкли говорить, что в детский сад должны с удовольствием ходить дети, что его работой должны быть удовлетворены родители. Но мы почти не говорим, что в детский сад на работу должны с удовольствием ходить сотрудники.
Самая высокая оценка нашего труда – это появление все большего числа таких детских садов, в которых люди профессионально реализуются, с удовольствием ходят на работу и делают счастливым детство маленьких жителей Москвы.
Комментарии