На вопрос, почему человек выбрал профессию учителя, ответить непросто. Бывает так, что воображение ребенка так сильно поразила его первая учительница, что ему сразу захотелось последовать ее примеру. Но чаще бывает так, что мама – учительница, и любящая дочь не мыслит для себя другой профессии. Так было и со Светланой Игоревной КОРОЛЕВОЙ, у которой мама была учительницей истории, а бабушка – учительницей начальных классов.
Судьба подчас подкидывает такие загадки, что поначалу и не разберешь, чем дело закончится. Светлана Королева (а тогда Семенычева) родилась в немецком городе Потсдаме, где служил тогда ее отец Игорь Андреевич, а мама Нинель Матвеевна преподавала историю в школе. Как и все офицерские семьи, семья Семенычевых кочевала из гарнизона в гарнизон, вот и рожденная в Германии дочь Светлана школу закончила в Уссурийске, что в Приморском крае, поступила в местный педагогический институт, а вот диплом педагога получала уже в Ярославском государственном педагогическом института имени К.Д. Ушинского.
Перед глазами юной учительницы химии и биологии был пример родителей, которые всегда были не там, где очень хотелось быть, а там, где они были нужны более всего. Светлана понимала, что учитель нужен больше всего в школе. Понимание обострялось еще и тем, что семья, по сути дела, у Светланы в целом педагогическая. Основателем династии педагогов стала ее бабушка Фаина Константиновна Сударикова (Елисеева), которая, окончив специальные классы по подготовке учителей, начала работать в 1930 году учителем начальных классов в сельской школе Тамбовской области, а закончила работу, отдав любимому делу в общей сложности 48 лет в Ярославле. Мама Светланы Нинель Матвеевна отработала в школе почти пятьдесят лет, а папа – 52 года, причем подполковник в отставке Игорь Андреевич продолжает преподавать в автомеханическом техникуме. Если суммировать, то общий стаж педагогической династии Судариковых-Семенычевых-Королевых уже приближается к 180 годам.
Конечно, выбор в пользу учительской профессии был непростым, ведь, будучи студенткой, Светлана весьма успешно занималась научно-исследовательской работой, выступала на студенческих конференциях, подготовила отличный диплом и опубликовала статью по результатам своей экспериментальной работы «Гетерогенные равновесия в водных системах из перхлоратов Cd, Zn, Ce…» в межвузовском сборнике научных трудов «Физико-химические исследования равновесия в растворах». То есть юная выпускница педвуза вполне могла бы пойти в науку, серьезно заниматься проблемами физической химии. И все же она пошла в школу, стала учителем химии сначала в московской школе №435, потом в школе №207. Через несколько лет ей предложат поехать на работу в Германию, и, конечно, это было предложение, от которого Светлана Игоревна не смогла отказаться, – как-никак родина, место, где она родилась. Четыре года она отработала учителем химии в школе №39 Западной группы войск в Германии. А потом вернулась в родной педвуз и три года готовила там будущих педагогов: работала ассистентом кафедры педагогики Ярославского педагогического института им. К.Д.Ушинского, разрабатывала курсы лекций, семинарских занятий по педагогике, педагогической этике, передавала студентам свой практический опыт, стараясь на конкретных жизненных примерах разобрать различные ситуации, с которыми они могут встретиться в школе, на уроках и при организации внеклассной работы. В 1992 году Светлана Игоревна стала участницей международного фестиваля, посвященного 400-летию Яна Амоса Коменского, в голландском городе Хилверсум, затем – Международного конгресса, посвященного 400-летию Я.А.Коменского, в Амстердаме. То есть судьба к ней благоволила, и, кто знает, может быть, в дальнейшем Светлана Королева внесла бы свое весомое слово в педагогическую науку. Однако, видимо, учительская работа все же больше притягивала Светлану Игоревну, и с 1993 года она преподает биологию и химию в школе №238. За эти четырнадцать лет она стала учителем высшей категории, в совершенстве овладела методикой преподавания своего предмета, освоила многие современные педагогические технологии, активные формы обучения (лекции, семинары, зачеты, уроки-практикумы, тестирование, презентации), постоянно ищет новые формы и методы обучения, направленные на повышение качества знаний. Использование Светланой Игоревной разных форм обучения на уроках и во внеурочной деятельности способствовало повышению эффективности образовательного и воспитательного процесса. Большое внимание Светлана Королева всегда уделяла созданию кабинета биологии, за годы ее работы в кабинете собрана большая видеотека, которая насчитывает более двухсот видеo- и DVD-фильмов, а еще Светлана Игоревна использует на уроках фильмы из коллекции ВВС «Национальное географическое общество», фрагменты из передач «В мире животных», «Клуб путешественников» и других научно-познавательных фильмов. Вот уже нескольких лет Светлана Королева занимается непростой координационной работой по связи с кинотеатром IMAX в рамках проекта «IMAX – образованию». Этот проект предусматривает поддержку киносредствами процесса модернизации образования и внедрения новых технологий в обучение и воспитание детей. При проведении «IMAX-уроков» ученики получают уникальный информативный материал в сочетании с релаксацией, а это приводит к повышению уровня предметных знаний и общекультурного развития с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся. Таким образом, убеждает своих коллег-педагогов Королева, совместными усилиями можно повысить мотивацию к обучению у школьников и уровень преподавания различных предметов. Результатом этой совместной деятельности с кинотеатром стало проведение лекций по различной тематике, просмотр таких фильмов, как «Тайны подводного мира», «Акулы», «Букашки», «Галапагосы», «Космическая станция», «Исчезновение динозавров», выполнение различных тестовых заданий. Встреча ребят с интересными людьми, просмотр интересных фильмов, возможность получать знания в неформальной обстановке повышают интерес учащихся к изучению не только отдельных тем по химии и биологии, но и к образовательному процессу в целом. А это и есть обеспечение современного качества образования на основе новейших технологий, формирование мировоззрения учащихся, расширение их кругозора, повышение показателей образованности, физического и нравственного здоровья учащихся. Кстати, сохранение и поддержание здоровья учеников Светлана Королева считает одной из своих важных задач. Поэтому, наладив партнерское сотрудничество с Институтом гигиены и наркологическим диспансером, Светлана Игоревна систематически проводит работу по пропаганде здорового образа жизни, приглашает лекторов института на свои уроки при изучении тех или иных тем по курсу анатомии, а также при организации внеклассных мероприятий в школе.
Что помогает учителю биологии и химии Светлане Королевой справляться со всей этой сложной работой? Прежде всего то, что Светлана Игоревна – учитель по призванию, отсюда и энтузиазм, и вдохновение, с которым она учит своих подопечных.
Сегодня, размышляя о том, кем станут во взрослой жизни ее ученики, какую профессию выберут, Светлана Игоревна очень высоко оценивает свою ответственность за этот выбор, она согласна с Лью Уиллисом, который говорил, что каждое слово педагога может оказать на судьбу ученика такое же влияние, как прикосновение руки скульптора к комку глины, из которого может возникнуть шедевр, а может получиться уродец, место которому на свалке. Конечно, Уиллис говорил не о роли педагога, но его слова, сказанные в девятнадцатом веке, кажется, все же прямо адресованными учителю. Ведь именно педагог старается помочь ребенку понять себя, увидеть свое место и осмыслить свое назначение в человеческом обществе, распознать общечеловеческие ценности, разобраться в них и решить – кем и каким быть и что значит достойно шагать по намеченному пути.
Стараясь реализовать личностно-ориентированную концепцию и развивающие технологии обучения в образовательном процессе и во внеурочной деятельности, Королева становится для учащихся партнером. В результате совместной деятельности ее учащиеся сами с удовольствием придумывают, выполняют развивающие задания, которые дают им возможность реализовать себя, одновременно усваивая при этом учебный материал. Ученики при этом понимают, как лично им удобнее действовать, чтобы усвоить содержание. Ученик действительно начинает учиться, то есть учить себя самого. Одной из форм этой совместной работы становится проектная деятельность, в которую одновременно включены ученики, родители, учитель и другие заинтересованные люди. Этот вид внеурочной деятельности позволяет обучать ребят навыкам исследовательской работы, в результате которой они самостоятельно осуществляют поиск необходимой им информации, обрабатывают ее, учатся составлять вопросы для социологических опросов, проводить их, ставить эксперимент, анализировать полученные данные, обобщать их, делать определенные выводы. Учитель же выступает в роли партнера, который направляет учащихся, помогает принять им правильное решение. В ходе проектной деятельности часто принимают участие и родители учащихся, совместная деятельность объединяет их с ребенком, дает возможность помочь им реализовать его творческий потенциал. Эта деятельность имеет большое социальное значение, успехи в ней высоко оцениваются специалистами. Ученики Светланы Игоревны участвуют и становятся призерами муниципальных, окружных, городских олимпиад по биологии, муниципальных, окружных, городских туров интеллектуальных марафонов, ежегодно получают различные дипломы, например, проект 2006-2007 года «Школа будущего и сохранение здоровья учащихся в ней» был представлен на ВВЦ, переведен на немецкий язык и на международном семинаре, проходившем на базе школы в апреле 2007 года. Кстати, международная деятельность – одна из важных составляющих в работе Светланы Королевой. Она курирует международные связи с Марникс Академией голландского города Утрехт (Нидерланды), часто проводит на базе школы совместные голландско-российские и польско-российские семинары по обмену опытом преподавания различных предметов, в том числе и предметов естественного цикла, сама участвовала в работе международного научно-методического семинара «Дети улицы» в польском городе Белостоке, где выступила с докладом «Современные принципы работы с «детьми улицы» в России в условиях переходного периода». Для того чтобы сотрудничать с зарубежными коллегами, нужно очень глубоко изучать их опыт, наверное, поэтому довольно часто Светлана Игоревна посещает различные зарубежные школы (начальные школы, гимназии, лицеи), знакомясь не только с работой по преподаванию предметов естественного цикла в Германии и Нидерландах, но и с детьми с девиантным поведением.
Надо ли говорить, что все это помогает в работе в родной школе. Светлана Игоревна активно участвует в организации методической работы округа: много лет она отвечала за организацию и проведение олимпиад, интеллектуальных марафонов, участвовала в работе «круглых столов», в организации ежегодных окружных научно-практических конференций по экологии «Земля – наш общий дом», «Экология и здоровье человека», вместе с ребятами участвовала в фестивале «Парки Москвы собирают друзей», в III Всероссийском слете «Друзья заповедных островов». Многие ее выпускники поступили в МГУ, медицинские, биологические вузы, успешно сдав вступительные экзамены.
Труд Светланы Игоревны Королевой отмечен грамотами и благодарностями Северного окружного методического центра Департамента образования, она почетный работник общего образования Российской Федерации, лауреат конкурса «Грант Москвы» в области науки и технологий в сфере образования, финалист окружного конкурса «Учитель года-2007», удостоена Премии Президента Российской Федерации в рамках нацпроекта «Образование».
Дидро писал, что самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. Наверное, учитель химии и биологии школы №238 Королева не подсчитывает, сколько ее учеников получили возможность сделать правильный выбор и быть успешными во взрослой жизни. Но каждый день, приходя на работу, встречаясь со своими учениками, помогая им познавать мир, Светлана Королева уверена в том, что сама сделала правильный выбор, и сама счастлива оттого, что не расстается со своими учениками, что после уроков к ней часто приходят выпускники разных лет. Представитель славной педагогической династии, она честно и вдохновенно продолжает дело, начатое предыдущими поколениями своей семьи.
Комментарии