search
main
0

Счастливая школа. Вот уже пять лет ею руководит влюбленная в поэзию Серебряного века и русскую классическую музыку Лийса Похъелайнен

История. В зеленом районе Карела, в десяти километрах от шумного центра Хельсинки, среди старых деревьев и роскошных кустарников, где даже дышится по-другому, расположилась финско-русская школа. Во внутреннем дворике яркие небольшие, словно игрушечные, экскаваторы снимали верхний слой песка. «Реконструируете детскую площадку?» – спросил я Лийсу Похъелайнен, которая вот уже пять лет директорствует здесь. «Нет, – ответила она, смеясь, – площадка в отличном состоянии. Ребятишкам очень нравится здесь играть, но песок не отвечает стандартам Евросоюза, приходится его менять».

Хотя 11 ноября школа и отметила свой полувековой юбилей, ее история насчитывает уже более сотни лет. Во второй половине девятнадцатого века в Гельсингфорсе, так назывался тогда Хельсинки, жило довольно много русских, а школы были только шведские и финские. В 1861 году здесь открыли для русских детей домашнюю школу, на которую купец Никифор Табунов пожертвовал 3000 рублей, немалые деньги по тем временам. А через три года, 12 ноября, состоялось открытие первой настоящей русской школы в Финляндии, вошедшей в историю как Табуновская школа. В 1930 году ее преобразовали в Гельсингфорсский лицей, а в 1955-м на его базе создали финско-русскую школу, ставшую в 1977 году государственной.

Кстати, с пятьдесят пятого года при школе стал работать детский сад. Через игры и простые формы деятельности малыши знакомились с русским языком и культурой. Основателем детского сада и первым его директором была Вера Старостина, которую пригласили на юбилейные торжества.

Юбилей

В первую неделю ноября в школе было полно гостей. Из России, Венгрии, Италии, Латвии, Литвы, Эстонии, Болгарии, Швеции, Польши. Они приехали на международный научно-практический семинар «Русский язык и культура в системе школьного образования европейских стран». Учителя из Москвы и Московской области, участники и победители Всероссийского конкурса «Учитель года» давали свои мастер-классы. Прошла презентация новинок учебной и научно-методической литературы издательств «Русский язык» и «Златоуст». Было много устных и письменных поздравлений от бывших выпускников школы. А школе есть кем гордиться: среди тех, кто закончил ее, – солист национального балета Юкка Аромата, популярный ведущий телевидения Сами Алтонен, адмирал Перти Малберг, чемпион мира по спортивной ходьбе Валентин Кононен, депутат парламента Анни Синнемяки и многие другие.

Выступая на юбилейных торжествах, генеральный директор Национального управления образования Финляндии Кирси Линдрус, большой друг финско-русской школы, сказала: «Преподавать в атмосфере двух культур – это испытание для любого учителя. Для достижения успеха необходимы сотрудничество, открытый диалог двух культур, а также совместная работа с разными организациями за пределами школы. Ваша школа добилась замечательных результатов, и подтверждением тому результаты государственных экзаменов. Финско-русская школа была, есть и будет базовой по подготовке учителей русского языка для всей страны».

Представители Фонда первого президента России Бориса Ельцина случайно узнали о существовании школы. А узнав, заинтересовались ее программами и деятельностью. Внимательно изучив всю информацию, решили в рамках юбилейных торжеств учительнице русского языка Елене Иосафовой, которая, по словам Лийсы Похъелайнен, сделала больше всего для организации настоящего праздника в дни юбилея, вручить компьютерное оборудование для классных занятий, а также договорились со школой о дальнейшем сотрудничестве.

Елена Иосафова

Честно говоря, учительницей она быть не собиралась. Поехала за компанию с подружкой поступать в Смоленский педагогический институт. Подружка провалилась, а она поступила. Вручая ей диплом, декан сказала: «Вам бы, Леночка, в театральном институте надо было учиться. Но ничего, ваши актерские данные и в школе пригодятся». Недавно Елену дети спросили на уроке: «А кем бы вы были, если бы не стали учительницей?» «Полицейским, – ответила она им. – Или, может быть, укротителем в цирке». Впрочем, Елена считает, что в школе ей лучше всего. И именно учителем. Пока она не хочет быть ни директором, ни управленцем. Ей еще в России предлагали быть завучем, сразу после окончания пединститута, но она отказалась. Тогда проработала в школе три года и уехала вместе с отцом и матерью, отец у нее финн, в Финляндию.

– Знаете, Россия и Финляндия, – говорит она мне, – это две части моей души. Я живу здесь, но помню, где я родилась, я чувствую себя русской, мои корни меня держат. Я хочу, что бы мой ребенок тоже помнил, откуда он родом, и любил Россию всегда, что бы с ней ни случалось. Здесь я скучаю по своему Тверскому краю. А если я поеду, скажем, на год на стажировку в Россию, буду скучать по Финляндии.

Приехав в Хельсинки, она устроилась помощником учителя именно в финско-русскую школу. Ее диплом о высшем образовании признали, а вот квалификацию надо было подтверждать. Поэтому ей пришлось снова идти учиться. Через полтора года занятий в университете она сдала все необходимые экзамены и начала самостоятельно преподавать русский язык.

– Конечно, – говорит она мне, – финская и российская школы очень отличаются друг от друга. Здесь учитель и ученик – два равноправных партнера. Никто не позволит себе диктовать ученику, давить на него. Между учителем и учеником устанавливаются дружеские приятельские отношения. Когда ты не давишь на ребенка, он всегда более откровенен с тобой. И учителя финские отличаются от российских. Они более спокойные, а мы все взрывные, эмоциональные. А поскольку в этой школе среди преподавателей много и финнов, и русских, то получилась уникальнейшая для Финляндии картина. Коллектив стал более энергичным, а русские преподаватели – более спокойными.

Дети

Урок домоводства в седьмом классе. Пахнет чем-то очень вкусным. Оказывается, учились готовить ризотто, а потом все вместе и съели его, чтобы оценить, как получилось. «А когда вырастете и поженитесь, – спрашиваю, – кто будет дома готовить?» «Мужья, – в один голос отвечают девчонки. Ребята молчат. – Это ведь тяжелая работа, как раз для мужчин». На уроках домоводства они учатся ухаживать за домом, убирать квартиру, делать мелкий ремонт, стирать, гладить и, конечно же, готовить. «А что мудрого в стирке?» – подначиваю ребятишек. Белокурый паренек, не переставая вытирать посуду, отвечает мне: «Мудреного, может быть, и ничего, но только недавно я бросил в стиральную машину свой любимый свитер, а когда вытащил, он был чуть больше варежки. Так что кое-что надо знать и о стирке».

Финский обед обычно не такой, как у нас, русских. У нас на столе и закуски, и первое, и второе. А у них нет – или первое, или второе. Я это уже понял, когда Лийса привела меня на обед в школьную столовую: «По четвергам у нас суп». К супу были булочки, хлеб с маслом, молоко или кефир, чай или кофе. Суп был густым и наваристым. Тарелки мне вполне хватило. Ребята рассказывают, что они уже умеют готовить традиционные, они же и любимые, финские блюда – рыбный суп на сливках и биточки с картофелем или соленьями.

– Жаль, что вы не попробовали наше ризотто, – говорят они мне на прощание. – В следующий раз, когда приедете, мы вас борщом угостим.

А в это время шестиклассники разбирали творительный падеж, работая со специальными компьютерными программами. В школьном расписании нет специального урока информатики, но каждый учитель использует информационно-коммуникационные технологии, приучая детей быть активными пользователями новых ресурсов.

Я спрашиваю, что ребятам больше всего нравится в школе. В ответ на меня сыплется: перемены, еда, рукоделие, русский язык, физкультура, компьютерный класс, учителя, хоккей. А что не нравится? Они стихают. Потом поднимаются две руки: иногда еда бывает невкусной, короткие переменки. Вот и все.

В школе прекрасная библиотека. Качеству и количеству справочных изданий на русском языке могут позавидовать многие питерские и московские школы. Но библиотекари жалуются: интернет увел читателей из их залов. Если раньше дети, готовясь к занятиям, искали материал в книгах, то теперь все можно найти в Сети. Ребята вообще стали меньше читать. Старшеклассники берут практически только учебную литературу, а вот младшие пока читают еще и художественную.

Финансы

Деньги школе напрямую выделяет министерство образования. А дальше уже школа сама решает, сколько денег пустить на зарплату, ремонт, обслуживание (тепло, коммуникации, электричество), на новые пособия, приборы, мебель. Сами просчитывают, сколько выделить денег на питание. Кормят бесплатно всех школьников, а у подготовишек трехразовое питание: завтрак, обед и полдник. Главная статья расходов, конечно же, содержание здания и эксплуатационные расходы. С каждым годом цены на энергоносители в стране растут, значит, дорожают и коммунальные услуги.

В школе постоянно обновляются компьютерный парк и программное обеспечение. Не жалеют денег на новые учебники и литературу для библиотеки. Вся бухгалтерия прозрачна. Каждый родитель может поинтересоваться, как расходуется школьный бюджет. Кстати, никаких торгов и тендеров: у кого дешевле молоко для школьной столовой или парты. У настоящей рыночной экономики свои законы и механизмы. Лийса сама заинтересована как можно меньше платить денег из школьного бюджета, а получить товары наилучшего качества. Все расходы после детального обсуждения утверждает школьный совет, председателем которого является представитель Национального управления образования Финляндии. Два раза случалось так, что выделенных денег не хватало до конца года, и тогда министерство образования помогало в экстренном порядке. Лийса боялась, что и в этом году выделенных им 5 миллионов евро не хватит. Но, кажется, обошлось.

Школа

Мало где в Финляндии найдете под одной крышей начальную, основную школу и гимназию. А здесь именно так. В школе обучаются 700 учеников, из них 75 процентов – финноязычные и 25 процентов – русскоязычные. Работают шестьдесят учителей. Биологию, физику, труд, историю и религию, физкультуру преподают мужчины. Многие из преподавателей когда-то учились или стажировались в бывшем Советском Союзе. Биолог Анти Кулмала до сих пор помнит украинские слова, он начинал свое образование в Харькове, а доучивался в МГУ.

Я долго пытался добиться, чтобы Лийса назвала мне несколько лучших учителей, а в ответ она мне все говорила: «Мы одна команда. Мы все делаем одно дело. Наши учителя энергичные, веселые. Они любят детей. Они никогда не останавливаются на достигнутом: все время у них рождаются какие-то новые проекты, идеи. Но самое главное для них вот что: ученики не просто дети вообще, а каждый ребенок – индивидуальность, личность. И они умеют найти подходы к этой личности».

Русский и финский языки преподают здесь и как родной, и как иностранный. На русском преподают историю, математику, физику, химию, природоведение, биологию, географию, домоводство, изобразительное искусство, музыку, рукоделие и физкультуру.

В штате школы есть социальный сотрудник. «Это стало необходимым сегодня, – говорит Лийса. – Появилось очень много беспокойных детей, у них серьезные социальные, семейные, психологические проблемы. Этот социальный сотрудник заботится о детях из группы риска. Он сотрудничает с органами защиты детства и опеки, полицией, муниципальными социальными службами». Есть еще в штате медсестра, психолог, врач. И особо гордится Лийса учителем профориентации. Такой предмет стоит в расписании начиная с седьмого класса. Ребят учат, как лучше выбрать профессию, подсказывают им, какие есть профессии, знакомят их с правилами и условиями обучения, а главное – учат учиться эффективно.

В финскую гимназию поступают по результатам за девять классов. В прошлом году из 63 выпускников в гимназию финско-русской школы попали шестьдесят. Средний проходной балл был семь. «Но есть гимназии в стране, – говорит мне Лийса, – которые устанавливают себе проходной балл девять. Именно они и возглавляют первые строчки по результатам вступительных студенческих экзаменов после окончания гимназии». Надо сказать, что из 450 гимназий, чьи показатели по экзаменам публично объявляются каждой весной, финско-русская школа стабильно занимает тридцатое место. А если учесть, что она на входе работает с учениками, чей средний балл ниже, чем у лидеров, то еще надо подумать, где качество обучения лучше: в гимназиях, занимающих первые строчки рейтинга, или в учебном заведении Лийсы Похъелайнен.

Директор

Лийса закончила Хельсинкский университет. Специалист по русскому языку и литературе. Стажировалась в Санкт-Петербургском университете. Влюблена в русскую поэзию. Считает Достоевского непревзойденным психологом, умеющим, как никто другой, раскрыть потаенные струны человеческой души, его страхи, его комплексы, его метания. Сравнивая Кнута Гамсуна с Достоевским, Лийса считает, что они оба создали не только удивительные романы, но и изменили отношение людей, прочитавших эти романы, к самим себе. Ее очень радует, когда библиотекари говорят ей, что подростки один за другим вдруг стали читать «Идиота». Значит, что-то такое произошло в их душах, что заставило взяться за эту книгу. А еще Лийса Похъелайнен, директор финско-русской школы, любит поэзию Серебряного века, и русскую музыку, и русскую живопись. Человека, который не знает русской литературы и русской культуры, она считает, как бы это помягче выразиться, немного ограниченным. Двух своих дочерей Лийса отдала учиться именно в русско-финскую школу, когда сама еще не работала здесь. Дочки выросли. Старшая учится в академии художеств, а весной собирается на стажировку в Сыктывкар. Она участвовала в Международной олимпиаде по русскому языку и выиграла такой грант.

Пять лет назад бывший директор ушел на пенсию. Лийса работала тогда директором профессионального училища. Узнав, что школьный совет объявил конкурс на открывшуюся вакансию, она первой подала документы. И получила это место. Прошедшие пять лет были непростыми для нее. Как сделать хорошую школу еще лучше?

– Для этого просто надо знать, что ты хочешь на самом деле. Я бы хотела, чтобы школа была не просто местом, где мы учим детей русскому языку, а стала центром формирования настоящих духовных ценностей у наших ребят на базе русской литературы и русской культуры. Во-вторых, наши учителя накопили потрясающий опыт преподавания русского языка как родного, так и как иностранного. Скажу только, что в той же Эстонии русским детям русский преподают как иностранный. Теперь мы все в Евросоюзе, и мы можем с ними поделиться нашей методикой. Я очень хотела, чтобы наша школа стала ресурсным центром по преподаванию русского языка. Кажется, это случилось. На юбилее генеральный директор Национального управления образования сказала, что решение о создании такого центра на базе нашей школы принято. Поверьте, нам в самом деле есть чем поделиться с коллегами.

Лийса не только лидер. Она еще и умная обаятельная женщина, хорошо понимающая других людей, знающая им цену, умеющая держать удар.

– Я счастливый директор. У меня прекрасная школа. У меня прекрасные ученики. У меня великолепные коллеги. У меня чудные дочери. И я люблю все то, что я делаю. А это самое главное для счастья.

Москва – Хельсинки – Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте