search
main
0

Счастливая Настя. Работа для души

Есть в Москве такая школа, в которой хочется работать. Есть в Москве такой человек, которому удалось реализовать и то и другое: и любимый университет окончить, и в любимой школе преподавать. Школа носит название СШ №59 имени Н.В.Гоголя. Человека зовут Анастасия ГАВРИЛЕНКО.

– Анастасия Юрьевна, как пришло понимание того, что вы захотели быть учителем?

– Все было и так понятно еще на первом курсе университета, потому что я в школе находилась постоянно. Я туда приходила, сидела на уроках, что-то помогала делать. Все больше, больше, больше… до тех пор, пока не трудоустроилась в школу официально. Это был эволюционный процесс: произошел плавный переход из учащейся в учителя.

– То есть, когда вы поступили в институт, у вас и мысли не было разрывать свои отношения со школой?

– Абсолютно не было. После

11-го класса была масса вариантов, куда бы я могла пойти работать, но в любом случае не хотелось разрывать отношения ни со школой, ни с коллективом, который меня воспитал.

Кстати говоря, это вполне закономерный процесс. У нас в школе 10 молодых специалистов, 6 из которых – выпускники МПГУ, что свидетельствует о той особой атмосфере, в которую хочется возвращаться, в которой комфортно. Перед нами не стоит проблема нехватки молодых специалистов.

– Как давно вы работаете в школе?

– Официально – с 1 апреля 2004 года. До этого, как я уже говорила, постоянно помогала в организации разнообразных мероприятий, посещала уроки своих учителей. В общем, набиралась опыта.

– Какую роль для вас сыграл в этом смысле МПГУ?

– Преподавательский состав нашего университета и набор дисциплин, который нам читали, дает очень многое: глубокие и обширные знания, отличный кругозор, эрудицию. Согласитесь, у нас очень сильные педагоги, благодаря которым можно было реализовать свои научные замыслы. Вспомните хотя бы З.Н.Литвину, С.Н.Травникова, С.В.Сапожкова, к которым мы ездили не только на основные семинары, но и на различные дополнительные занятия.

Что касается методики, а точнее, ее практической составляющей, то в этом плане мне многое дала Л.Ю. Комиссарова. Я до сих пор учусь у нее каким-то вещам, когда Людмила Юрьевна приводит к нам в школу студентов на педпрактику.

– Школа всегда была неотъемлемой частью вашей жизни, вы постоянно «варились в этом соку». Расскажите, с какими проблемами и, наоборот, положительными моментами вы сталкиваетесь?

– Что касается «плюсов» моей работы… Самое главное – отношения в коллективе. Всегда легче что-то делать, когда тебя поддерживают. Обстановка и атмосфера среди наших сотрудников располагает к любым начинаниям. Поскольку я «агрегат, работающий на положительных эмоциях», мне это необходимо как воздух. Что еще? Несомненно, радостно и интересно работать с «живыми» детьми, которых можно заинтересовать, увлечь, реализовать с ними какие-то свои творческие задумки.

Что касается минусов… Во-первых, вопрос установления дисциплины – бич молодого преподавателя. Очень нелегко заработать себе авторитет. Если начинающий учитель действительно хочет этого добиться, ему необходимо заинтересовать ребят своим предметом, способом подачи материала. Здесь очень важна адекватная реакция на поведение детей, умение достойно выйти из сложной ситуации, умение смеяться вместе с детьми, но прежде всего смеяться над собой. В моем случае проблема дисциплины в классе состоит в сложности установления дистанции «учитель – ученик». Я легко иду на контакт, дети это чувствуют. Межличностные отношения очень мешают на уроке, отсюда вытекает проблема успеваемости учеников, каких-то организационных моментов. Думаю, рано или поздно мы с ребятами эту проблему изживем.

– В связи с этим напрашивается вопрос: что вы вкладываете в такие понятия, как «учитель» и «класс»?

– Вопрос на самом деле непростой. Учитель – это человек коммуникабельный, требовательный. Человек, который обязательно должен обладать чувством юмора. Безусловно, человек, хорошо владеющий своим предметом, готовый к творческим начинаниям, мобильный в плане восприятия людей, то есть человек, который умеет очень хорошо слушать и реагировать на услышанное, а не только говорить. Если все это собрать вместе, может быть, и получится что-то похожее на идеального учителя.

Что такое класс? Я бы назвала его этаким Чудом-Юдом. Этот образ родился у нас во время подготовки школьного юмористического КВНа, где принимали участие и учителя, и ученики. Мы ставили сказку «Теремок». По замыслу в финале появляется Чудо-Юдо – своеобразная аллегория класса, которое все жители теремка, представляющего соответственно аллегорию школы, начинают учить уму-разуму. Чудо-Юдо – это такой символический образ: на первый взгляд, класс – единый организм, но на самом деле в нем сосуществуют разные настроения, мысли, чувства, характеры, разные взгляды на мир, разные способности, возможности. И вот это Чудо-Юдо надо образовать и воспитать. И основная задача здесь – не подвести ребят под общий знаменатель, разглядеть в каждом его потенциал и разумно его развивать. Это, пожалуй, единственный способ эффективной работы.

– Вернемся к школьным проблемам…

– Наряду с проблемой дисциплины часто возникают сложности с ведением внутришкольной документации, которая в каждой школе имеет свои специфические особенности. Это и заполнение журналов, и система оценивания детских работ, которая в институте дается слабо. Как правило, рассказывают, как построить урок, но ничего не говорят о том, как оценить работы школьников. У нас в школе существует система наставничества, когда за каждым молодым специалистом закрепляется опытный педагог, который оказывает ему необходимую методическую и организационную помощь.

Если говорить о молодых специалистах в принципе, то здесь возникает вопрос с наполнением урока материалом, с содержательной частью. К счастью, меня эта проблема не коснулась. В нашем вузе была хорошая предметная подготовка, предоставлялась возможность посещать уроки специалистов-предметников.

Что еще? Я бы отметила проблему взаимоотношений с родителями учеников. Родительские собрания всегда представляют большую сложность для молодого учителя, который только что пришел в школу. Он оказывается профессионально не готовым к подобной работе. Более того, молодой специалист, как правило, младше родителей.

– Какие изменения произошли в вашей профессиональной деятельности за те два года, что вы работаете?

– Я занимаюсь школьным музеем. За год мы добились очень многого: переехали в новое помещение, сделали там ремонт, создали совет музея, связались со многими нашими выпускниками и начали сбор их воспоминаний, в интернете появилось школьное сообщество, где можно найти материалы о нашей школе, фотографии. Здесь общаются в основном выпускники. Мы сделали выставку неопознанных фотографий, благодаря чему сумели датировать некоторые из них. Сейчас перед нами стоит задача обустроить, обжить помещение. Работа идет.

Я администратор сайта нашей школы, но скорее номинально. Это работа на чистом энтузиазме. Долгое время своего сайта у нас не было. Его разработкой занимались около двух лет. Делали его в основном ученики. Я со своей стороны делилась материалом, старалась поддерживать общение, в общем, выступала в роли информатора.

С сентября 2005 года меня назначили заместителем директора по экспериментальной работе. Сейчас в рамках реформы образования по всей России создаются так называемые экспериментальные площадки. Они нужны, чтобы определить, какие изменения необходимо внести в существующую структуру образования, попытаться актуализировать современное школьное образование, чтобы оно было востребовано в нашем государстве. Для этого выделяются дополнительные ставки, формулируются темы эксперимента. Фактически каждая школа может выбрать тему, над которой будет работать, и внести конкретные предложения по реформированию современной системы образования. Или же тема «спускается сверху», школы, которые готовы этим заняться, начинают эту тему разрабатывать на своей базе.

У нас на данном этапе действуют три экспериментальных площадки. Со следующего года будет пять. Одна из площадок занимается вопросами художественно-эстетического образования. В рамках этой площадки мы пишем сейчас учебник интегрированного курса под названием «Человек в искусстве», куда входит история искусств, которая сама по себе интегрированный курс, поскольку включает в себя изобразительное искусство и мировую художественную культуру. В рамках художественного труда (технология) читается курс «История костюма». Основная задача – помочь ребенку понять конкретную эпоху с помощью наглядных примеров.

Вторая площадка работает над проблемой нравственного образования. Она относится как раз к тем, которые рекомендованы «сверху». Мы апробируем тот курс, который уже разработан лабораторией нравственного образования РАО. Наша задача – определить, насколько этот курс актуален, что нужно исправить. В рамках эксперимента подразумевается знакомство детей с теми или иными нравственными нормами и понятиями, их обсуждение, написание творческих работ. Курс ведется и в начальной школе. В дальнейшем мы планируем ввести в старших классах курс «Основы морали».

Третья площадка называется «Музейная педагогика в начальной школе». Научный руководитель этой площадки – председатель Объединения музейных педагогов России Е.Г.Ванслова, которая любезно поделилась с нами своими идеями. Курс ориентирован на начальную школу и интересен тем, что каждый вещественный предмет рассматривается здесь как музейный экспонат. За время обучения дети посещают более 20 музеев Москвы.

Так как активно работает социально-психологическая служба школы – у нас два социальных педагога и два психолога, – в перспективе планируем открыть еще две площадки, связанные с психологией. Одна из них окружная – «Разработка мониторинга способностей и компетенции детей на основе деятельностного подхода». Вторая – «Преподавание психологии».

– Как обстоят дела в научной сфере? Собираетесь ли вы продолжать свое образование?

– Несомненно. На данный момент я соискатель кафедры русской литературы ХХ века Московского педагогического государственного университета. В ближайшие три-четыре года планирую завершить диссертацию.

– Что вы, с высоты своего опыта, можете пожелать молодым специалистам, собирающимся идти работать в школу?

– Необходимо очень четко понимать, что школа – это «сумасшедший дом». Здесь ты в одной профессии совмещаешь множество других. Поэтому любое дело, которое делает учитель, он должен делать хорошо.

– И последний вопрос: как бы вы определили свое профессиональное кредо?

– В школе сложно работать от звонка до звонка или ради денег. Это работа для души, а скорее – хобби. Вот и хочется заниматься им от всего сердца. И если ты «хочешь остаться – останься просто так».

Анастасия ГАВРИЛЕНКО легко идет на контакт…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте