Фильм о нравственной силе гедонизма
«Кто не проклинал станционных смотрителей…» – помните это начало одноименной пушкинской повести? Вот точно так же сегодня можно сказать о социальных сетях. Едва ли не каждый уважающий себя интеллектуал нет-нет да и упрекнет их в симуляции жизни, краже бесценного внимания, профанации настоящего общения и еще во многих, в общем-то, небезосновательно приписываемых им грехах. Начиная смотреть фильм Эрика Лартиго с говорящим названием, а точнее хештегом, «#яздесь», вышедший в российский прокат 2 июля, зритель может подумать, что ему вновь расскажут уже слегка пыльную историю про вред Инстаграма. Ан нет, тут все не так просто.
Главный герой картины – французский шеф-повар, и в этом присутствует некий шарм, поскольку известно, что французы – изысканные кулинары. Впрочем, Стефан (Ален Шаба), человек немолодой, но вполне энергичный и обаятельный, отличается не только мастерством готовки, но и неподдельным любопытством, которое проснулось в нем, судя по всему, не так давно. Долгие годы он посвящал себя семье – сыновьям и жене, но выстроить с ними отношения не получалось. Никто из детей не хочет делиться с отцом своими сокровенными переживаниями. Вот почему младший Людо (Жуль Саго) скрывает только от него свою гомосексуальную связь, а старший Давид (Илиан Бергала) молчит, что встретил любимую девушку. Их общение можно сравнить с диалогами чеховских персонажей, когда люди не слышат друг друга и говорят будто сами с собой. Характерна сцена, в которой Давид пылко пытается объяснить отцу, как привлечь в ресторан больше посетителей, а Стефан, поддакивая, в этот момент переписывается в мессенджере с новой подругой. Таким образом, становится ясно, что истинная жизнь для него перестала быть связана с семейными заботами, и даже родное дело перестало поглощать, как прежде. Неужто он решил, наконец, посвятить время себе?
«Да!» – будто восклицает создатель фильма. Мы имеем столько возможностей, нам доступно столько прекрасного, но отчего-то человек не желает наслаждаться прелестями мира и отдает свою бесценную жизнь в услужение посторонним, видя в том часто отнюдь не высокое предназначение, а тяжкое бремя, некую наложенную обществом обязанность. Увы, осознание может прийти слишком поздно, а может и не прийти вовсе. Помните оскароносный фильм «Красота по-американски», в котором герой только в последний отпущенный ему год понимает, что был не искренен с собой, и решает оторваться по полной: уволиться с высокооплачиваемой работы, устроиться работать в фастфуд-кафе, влюбиться в подругу своей дочери, ну еще пристраститься к кое-чему, запрещенному в большинстве стран? Такой резкий поворот его французский собрат Стефан, конечно, не совершает, но территориально он продвигается куда дальше, а именно отправляется в далекий южнокорейский Сеул, чтобы встретиться с художницей, с которой общался лишь в Интернете.
Вообще представление о роли социальных сетей поразительно трансформируется на протяжении этой киноленты. Сперва кажется, что они заменяют Стефану реальную жизнь. Вместо нее сплошное выкладывание бесконечных фотографий: я стою на ветке дуба, я приготовил аппетитное блюдо, я купил картину. Когда же герой вступает в переписку с южнокорейской художницей Су (Пэ Ду-на) и проникается ее работами, то виртуальные средства коммуникации превращаются в движущую силу сюжета, и становится ясно, что причиной поездки французского кулинара в Сеул послужило далеко не одно желание увидеть, как цветут вишни.
Влюблен ли он? Не то слово! Скажите на милость, кто будет ждать незнакомую девушку три дня в аэропорту чужого города, когда можно просто выйти и погулять по прекрасным улицам? Возможно, я слишком приземлен, но и Стефан не то чтобы романтик. Он скорее исследователь, до крайности любопытный и разговорчивый. А как иначе собрать за считаные часы тридцать тысяч подписчиков, подружиться едва ли не со всем обслуживающим персоналом аэропорта, выпить с соотечественниками-баскетболистами, преподать кулинарный мастер-класс в местной забегаловке, посмотреть кино на языке оригинала, сфотографироваться с эпатажными персонами, чуть не попасть за решетку и превратиться в настоящую звезду Инстаграма.
Здесь социальные сети уже играют объединяющую роль. Они помогают людям из разных уголков планеты почувствовать себя братьями. Какая разница, француз ты или кореец, знаете вы языки друг друга или нет. Достаточно жестов и простого участия, чтобы вскоре подружиться и вместе поднимать бокалы. Впрочем, алкоголь тут может и не понадобиться, а вот улыбка и даже самое нелепое фото придутся точно кстати. Принято считать, что это пустая иллюзия, замена реальной жизни виртуальной. Однако в фильме показано, что дело обстоит иначе. Ведь каждый день состоит из эмоций, и от того, какие эмоции мы впускаем в себя, зависят и наше состояние, и взгляд на мир. К такому выводу приходит Стефан, когда встречает в Сеуле своих сыновей, отправившихся на его поиски. Он с радостью рассказывает истории местных достопримечательностей, проводит своеобразную экскурсию по рынку, словно южнокорейский мегаполис успел сделаться для него родным городом. Людо не узнает отца, впечатлительного, как ребенок, и решает, что тот слегка перебрал, но вскоре понимает, что Стефан и вправду словно родился заново, полюбив жизнь и себя в ней.
Символом такой любви становится встреча Стефана и Су, которая оказалась совсем не той художницей, которой представала в Сети. Тут-то бы и расстроиться, вздохнуть и по-гоголевски вымолвить: «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!», но Стефан счастлив самой возможности свидания, не предполагающего никаких интимных последствий, но делающего людей в истинном смысле близкими и родными. Вот почему в качестве названия фильма выбран именно хештег «#яздесь». Наслаждаться каждым мгновением здесь и сейчас и делиться этим счастьем с окружающими, чем не нравственная сила гедонизма, воспетая по-французски элегантно и красиво?
Александр ТРЕГУБОВ
Комментарии