Искусство кино прочно вошло в жизнь школьников. Каждый из них ежедневно встречается с тем, что мы называем «экранные искусства», «экранная информация». Это телевидение и видео дома и в школе, всевозможные электронные игры, реклама на экране, в крупных магазинах и на улицах…
Содержание образования в нашей школе не всегда соответствует тем требованиям, которые выдвигает жизнь. Мы, педагоги, осознаем факт сильного влияния экранных искусств на формирование личности, поскольку эти искусства (кино, телевидение, видео) обладают большой силой эмоционального, нравственно-эстетического воздействия. Именно поэтому особенно важно активно использовать их обучающий, воспитательный и духовный потенциал в процессе учебной деятельности.Аудиовизуальные средства могут стать мотивом для формирования мировоззренческой и духовно-нравственной позиции. Известно, что образное мышление позволяет расширить границы миропонимания, выявить ассоциативные связи между всеми возможными формами жизни. Экранные образы помогают опереться на уже сложившиеся формы мышления и восприятия, создают благоприятную почву для развития вербальных способностей, совершенствования интеллектуального мышления, углубления духовно-нравственных представлений.Просмотр фильмов должен завершаться их обсуждением, в процессе которого школьники высказывают свое мнение по поводу увиденного, делятся своими чувствами, впечатлениями, предлагают собственную интерпретацию.Таким образом, цель обучения с помощью учебных фильмов – формирование духовной культуры и эстетическое развитие личности. Классные часы в 5-м классе строятся на основе эмоционального освоения произведений экрана, развивают способность выражать свое видение, настроение, впечатления в процессе беседы. Формирование способности интерпретировать фильм, извлекая из него нравственный смысл, накапливая духовный опыт, – вот основные задачи данной формы работы с классным коллективом.Классный час №1 Просмотр и обсуждение анимационного фильма «Продается сивая лошадь» (13 мин.), студия «Анимос», Россия, 2005 год.Тематика: «Взаимопомощь», «Одиночество», «Любовь к ближнему».1. Предварительная беседа перед просмотром фильма. Начать разговор можно с вопроса, есть ли у ребят друзья. Как они понимают, что такое дружба? Как они считают, у всех ли есть друзья? Как они представляют себе значение слова «одиночество»?Далее можно задать вопросы, ответы на которые предполагается получить после просмотра фильма:- Как вы думаете, можно пойти за хлебом, а приобрести лошадь?- Можно купить счастье за пять копеек?2. Беседа после просмотра мультфильма.После просмотра учитель просит ответить на поставленные выше вопросы. Также учитель выясняет у детей:- Кого из героев вы могли назвать одиноким в начале фильма?- Какие чувства вызвала у вас одинокая лошадь?- Что изменилось в ее жизни в конце мультфильма?- О чем заставляет нас задуматься этот фильм?- Можем ли мы помочь чем-нибудь одиноким людям? – Так ли трудно быть внимательнее и добрее к тем, кто нуждается в нашем внимании, в нашем общении, в нашей заботе?Необходимо подвести детей к выводу, что нужно быть внимательнее к тем, кто рядом с ними. Нельзя думать только о себе, о своем благополучии. Надо дарить тепло и заботу всем, кто в них нуждается.Примечание. Можно сообщить детям, что по итогам VIII Международного кинофестиваля «Сказка» фильм «Продается сивая лошадь» получил приз I степени за доброту и душевность.Рекомендуемая творческая деятельность. По окончании обсуждения можно предложить учащимся побеседовать на тему «Чем мы можем помочь одиноким людям?».Словарь опорных словОдинокий – не имеющий семьи, близких.Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.Сивая – по цвету серая и седая, темная с сединой.Классный час №2 Просмотр и обсуждение анимационного фильма «Музыкальный магазинчик» (13 мин.), студия «Анимос», Россия, 2003 г.Фильм, в основу которого положены сказки польской писательницы Люцины Лягут, рассказывает о том, сколь опасны и губительны хамство, самонадеянность и воинствующее невежество.Тематика: «Вежливость», «Воспитанность», «Хамство», «Всякому делу надо учиться».1. Предварительная беседа перед просмотром фильма.Начать разговор можно с вопроса о том, какие музыкальные инструменты знают дети. Учитель может поинтересоваться, кто из детей умеет играть на музыкальном инструменте или только учится. Попросить вспомнить, как они покупали музыкальный инструмент.2. Беседа после просмотра мультфильма.Учитель выявляет первичное восприятие, выясняет, кто из героев фильма понравился детям, кто вызвал неприятные эмоции. Почему?- Какие поступки, какое поведение показалось вам неприемлемым?- Почему дети Мухи не могли играть на музыкальных инструментах?- В каком случае результат мог быть иным?- Кому из героев фильма вам бы хотелось помочь? Каким образом?- Почему сверчки выбрали такой выход из создавшейся ситуации?- Могли ли они поступить иначе? Почему?- О чем заставляет задуматься этот мультфильм? – Почему так важно не быть похожими на назойливую муху?- Что значит быть воспитанным?Рекомендуемая творческая деятельность. По окончании обсуждения можно обсудить и инсценировать с учащимися альтернативный вариант окончания истории.Словарь опорных словВоспитание – навыки поведения, привитые семьей и обществом.Воспитанность – знание правил поведения в обществе.Самонадеянность – чрезмерная уверенность в самом себе.Хамство – грубость, наглость, нахальство.Пан – в старой Польше обращение к взрослому мужчине.Классный час №3 Просмотр и обсуждение художественного фильма «Щенок» (45 мин.), кинокомпания «Мироздание», 2009 год.Цель: формировать представления о межличностных взаимоотношениях.Задачи: – воспитание личности, способной жертвовать самым важным во имя окружающих;- совершенствование понятийной базы по теме классного часа;- развитие аналитических и вербальных способностей.Краткая история фильма «Щенок»: конец 70-х – начало 80-х годов XX века. Школа, юные пионеры. Представления о добре и дружбе. Именно в этой среде разворачивается драматическая история Валерки, героя фильма, совершенно не похожего на всех остальных детей. Он изгой. Алеша, как и все его товарищи, при каждом удобном случае обижает Валерку. Но однажды происходит событие, которое заставляет Алешу иначе взглянуть на Валерку, а затем и на весь мир в целом.Тематика: «Доброта и сострадание», «Умение прощать и жертвовать».1. Предварительная беседа перед просмотром фильма.Разговор можно начать с выяснения представления учащихся о значении слова «жертва». Приходилось ли им жертвовать чем-то дорогим для них?2. Беседа после просмотра фильма.- Для чего в школу пришел на урок священник?- Почему он передумал говорить о Библии и решил рассказать детям историю, произошедшую с ним в детстве?- Каким мы видим Лешу сначала?- О чем мечтал школьник Алеша?- Для чего Алеша берет щенка в школу?- Как щенок оказался на школьном дворе?- Кто подбирает щенка?- Что вы можете сказать о Валере?- Почему он не участвует в играх с детьми?- Чем Валера «мешает» детям?- Как он относится к подобранному щенку?- Как это характеризует мальчика?- Как себя ведут дети, узнав, кто забрал щенка?- Почему Валера вместе со щенком бежит сломя голову и чуть не попадает под поезд?- Что узнает Алеша, придя с мамой за собакой к Валере домой?- Что заставляет Алешу отдать щенка Валере?- Почему Алеша приглашает Валеру приходить к нему играть?- Каким мы видим Алешу теперь?- Как вы думаете, почему авторы назвали свой фильм «Щенок»?- Как повлияла эта история на жизнь Алеши?- О чем заставляет нас задуматься этот фильм? Рекомендуемая творческая деятельность. Можно предложить учащимся написать отзыв на фильм «Щенок» или мини-сочинение на тему «Событие, которое изменило мое представление о жизни».Словарь опорных словСострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.Жертва (многозначное слово) – одно из значений – добровольный отказ в пользу кого-либо или чего-либо, самопожертвование.Дьякон – служитель, исполняющий церковные службы.Сирота – ребенок, у которого умер один или оба родителя.Классный час №4Просмотр и обсуждение анимационного фильма «Старинная повесть о жизни, любви и прочих чудесах» (10 мин.). Автор И.Кодюкова, Беларусь, 2007 год. Тематика: «Любовь», «Семья», «Верность».Цель: формировать представления об истинных семейных ценностях.Краткая история фильма: житие православных святых, покровителей семейного очага Петре и Февронии. Вот уже шесть веков в памяти народа живет история о князе Петре, победившем коварного Змея, и мудрой крестьянской девушке Февронии, которая полюбила его, об их верности и любви.1. Предварительная беседа перед просмотром фильма.Начать разговор с рассказа о своей семье (ребята заранее готовят сообщения о своей семье). Учитель: У всех вас разные семьи и по составу, и по количеству членов семьи.Подумайте, какие чувства, отношения объединяют людей в семьях уже много веков. Сегодня мы с вами узнаем старинную легенду, которую православные люди хранят уже более шести веков. Это история о князе Петре и девушке Февронии. Их любовь и верность друг другу стала примером для многих семейных пар. Для всех православных святые Петр и Феврония являются покровителями семейного очага.Посмотрев фильм, скажите, почему история Петра и Февронии стала образцом семейных отношений для миллионов православных людей?2. Беседа после просмотра фильма.- Что случилось в семье князя Павла?- Что князь наказал супруге выведать у злодея?- Что решил Петр, брат Павла?- Чем закончилась битва Павла со Змеем?- Кто мог исцелить Петра от тяжелой болезни?- Что просила девушка за излечение?- Как вылечила Феврония победителя?- Сдержал ли свое слово Петр?- Почему же Петр вернулся к Февронии?- Как относились к ним подданные? – Что решил князь Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой?- Для чего вскоре из Мурома приехали к князю послы?- Что помогло князю и его жене справиться со всеми трудностями и испытаниями?- От чего отказались святые Петр и Феврония ради сохранения любви и верности друг другу? – Где они похоронены?- Итак, почему же история о князе Петре и девушке Февронии уже долгое время является образцом семейных отношений для всех православных людей?Рекомендуемая творческая деятельность. После обсуждения можно предложить учащимся рассказать о том, какой в их представлении является настоящая семья. Можно провести конкурс рисунков на тему «Моя семья».Словарь опорных словЖитие – повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым.Канонизировать – причислять к святым, считать святым.Князь – в Древней Руси предводитель войска и правитель области.Крестьянин – сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением животных.Святой – в христианстве благочестивый и добродетельный человек, духовно и нравственно чистый, совершенный; канонизированный церковью.Классный час №5 Просмотр и обсуждение документального фильма «Илья Муромец» (26 мин.), Беларусь, 2009 год. Цель: воспитывать чувство патриотизма.Задачи:- воспитание в личности готовности встать на защиту Отечества;- совершенствование понятийной базы по теме классного часа;- развитие аналитических и вербальных способностей.Обсуждаемые темы: «Защитники Отечества», «Доблесть, мужество, любовь к Родине».1. Предварительная беседа перед просмотром фильма.- Каких богатырей вы знаете?- Какое дело было для русских богатырей самым главным?- Какими качествами обладали Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович?- Что их объединяло?- Какой богатырь, на ваш взгляд, самый известный, значимый?- Как вы думаете, существовал ли действительно такой человек?2. Беседа после просмотра фильма.- Откуда родом Илья Муромец?- Каким был Илья от рождения?- Чему научила Илью его болезнь?- Кто и как исцелил Илью?- Куда захотел отправиться Илья Муромец, почувствовав силу богатырскую?- В чем проявилось православное воспитание Ильи Муромца? – Как поступает Илья при встрече с разбойниками по дороге в Киев?- Как ведет себя Илья при встрече с вражеским Калин-царем?- Как характеризуют Илью эти поступки?- Чем обладал Илья Муромец помимо силы богатырской?- Вспомните, куда был ранен Илья в одном из боев?- Где и как закончилась жизнь богатыря?- Почему память об этом герое живет восемь веков спустя? – Приведите примеры, как люди помнят и чтут Илью Муромца. – Что вдохновило Илью Муромца на защиту Отечества?- Кто хочет быть похожим на Илью Муромца? Почему?Рекомендуемая творческая деятельность. Выучить наизусть стихотворения на гражданскую тематику и рассказать в классе. Словарь опорных словГерой – человек, совершавший подвиги, необычайно храбрый, доблестный, самоотверженный.Застава – место въезда в город.Калики перехожие – бродячие, обычно слепые, певцы.Монашеский постриг – обряд принятия монашества, сопровождаемый постриганием волос.Немощный – слабый, больной.Преподобный – у верующих слово, прибавляемое к именам монахов, почитающихся святыми.Классный час №6 Тема «Человек в истории Отечества и собственной судьбе». Словарь опорных словВероломный – способный нарушить свое слово, обязательство. Коварный, содержащий обман, измену.Ветеран – старый воин, участник какого-нибудь важного события в прошлом, человек, долго проработавший в той или иной области.Отечественная война – справедливая война в защиту своего Отечества.Фашизм – форма политического устройства, в основе которой лежит идея человеконенавистничества.Моему классу в свое время очень повезло: в 2004 году ребята познакомились с замечательным, мудрым, очень добрым человеком Иваном Макаровичем Жуковым. Теплые отношения сложились и с женой Ивана Макаровича – Лилией Ивановной. На протяжении пяти лет дети постоянно поддерживали связь с Иваном Макаровичем. Его часто можно было встретить на торжественных мероприятиях в нашей гимназии. Иван Макарович трагически погиб в 2008 году (его сбила машина). Учащиеся провожали в последний путь заслуженного ветерана…Дети хранят память о нем. А в 2011 году в стенах нашей гимназии состоялась встреча с Лилией Ивановной Жуковой и Марией Макаровной, сестрой Ивана Макаровича. Цели этой незабываемой встречи: – пробудить ценностное отношение к людям, которые нас окружают, вспомнить легендарную историю жизни ветерана Великой Отечественной войны – Ивана Макаровича Жукова;- героико-патриотическое воспитание; – воспитание чувства гражданского долга;- расширение представлений об образе жизни, мышлении свидетелей и участников событий разных исторических периодов страны.Задачи: – формирование представления об историческом времени и пространстве;- определение системы ценностей и отношение к миру. Форма встречи: час воспоминаний. Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, колонки.Ход встречиОрганизационный момент. Наталья Тюмейко рассказывает о приглашенных гостях. На экране слайды, на которых запечатлены Иван Макарович Жуков и ученики гимназии №3. Приглашенные выпускники гимназии №3 делятся своими воспоминаниями о первой встрече с Иваном Макаровичем Жуковым.В начале классного часа – просмотр и обсуждение фильма «Урок истории» (6 мин., 40 сек). Автор фильма – Екатерина Глушенко.После просмотра фильма мы предложили детям ответить на вопросы:- Какие чувства вы испытываете, глядя на поседевших ветеранов, слушая истории тех лет?- Какие слова вы сказали бы тем, кто защитил нашу Родину, наш народ?Список использованной литературы1. Матвеев М.С. Воспитание духовной нравственности младших школьников. // Современные научные исследования и инновации. – Январь, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/01/6278 2. Словарь С.И.Ожегова. Издательство «Советская энциклопедия», Москва, 1975 г.P.S. Материалы к классному часу №6 – презентация и видеоклип, созданный детьми, – опубликованы на сайте «Учительской газеты» в разделе «Методическая кухня»: http://www.ug.ru/method_article/666. Лилия Ивановна Жукова вспоминает: – Было это в Белоруссии, куда после госпиталя направили служить Ивана Макаровича Жукова, 26 лет ему было, когда мы познакомились…Мысленно она переносится в тот далекий год, и воспоминания всплывают в памяти так, будто все происходило только вчера. Она помнит до мельчайших подробностей день, когда они с подругой Зиной пошли в кино. Перед началом сеанса в фойе играла музыка. И когда два бравых офицера подошли пригласить девушек на танец, бойкая подружка закружилась в вальсе с тем, при одном взгляде на которого сердце подсказывало, что это и есть тот единственный, кого она ждала всю жизнь. Так и дружили вчетвером, вместе и в кино, и на танцы. А 23 февраля Иван впервые открылся в своих чувствах.- Так все и решилось. Не испугало меня и то, что у любимого, после того как он горел в танке на подступах к Берлину, было 52% обожженных участков тела, что все оно было в шрамах от осколков и незаживающих ран. Через месяц мы расписались. После того как муж успешно окончил высшую офицерскую школу, мы с ним переехали в город Борисов. Комдив, посмотрев документы, направил его в Минск, к начальнику штаба округа, сказал: «Полезный для армии человек. Нам такие нужны». Да и Иван Макарович не мыслил себя без армии, которой без малого было отдано 39 лет жизни. За время службы в Вооруженных силах он прошел путь от курсанта до полковника. За боевые заслуги награжден многими орденами и медалями СССР.«Я не сгорел в танке, – говорил Иван Макарович, – и должен дорожить этой жизнью». Он всегда на своем личном примере пропагандировал здоровый образ жизни. Никогда не курил. По утрам, вне зависимости от погоды, – зарядка, гантели, эспандер, пробежка в парке Победы, физически здоров был отменно, и это после всех увечий и ранений!Обращаемся к младшей сестре Марии Макаровне с просьбой рассказать о брате:- В нашей семье было трое детей: Ваня, Андрей и я. Ваня был старший, всегда становился на мою защиту, называл Манюней. С детства мечтал стать военным. После окончания школы уехал в Одессу, где поступил в артиллерийское училище. Выпуск их состоялся в июне 1941 года. Его направили в Московский военный округ в Тяжелый пушечный артиллерийский полк на должность комвзвода. Отец и брат тоже ушли воевать. И мы с мамой остались вдвоем. Было очень тяжело. Жили только сообщениями с фронта да ожиданием писем. Папа погиб во время оборонительных боев под Москвой. Андрей служил в разведроте, был ранен, награжден орденом Красной Звезды. После войны учительствовал. Ваня прошагал от Смоленска до Москвы сначала в обороне, а потом в контрнаступлении от Москвы до Гжатска.В составе 409-го отдельного тяжелопушечного артиллерийского дивизиона был направлен в блокадный Ленинград командиром батареи. Хлебнули горя… Но, несмотря ни на что, батарея поставленную командованием задачу выполнила. Ваню наградили орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Ленинграда». Когда сняли блокаду, дали две недели отпуска, вот он и приехал домой. А потом опять на фронт.Лилия Ивановна продолжает: – Батарея, которой командовал Иван Макарович, одной из первых открыла огонь по окраинам Берлина, а затем вела огонь по Рейхстагу, по узлам сопротивления противника. В боях за Берлин муж был тяжело ранен. Когда его достали из горящего танка, не было никаких шансов на то, что выживет. Пол-лица и тело обожжены. Повезли в полевой госпиталь, оттуда спецавтобусом в Польшу. Только через 18 суток пришел в сознание. Больше года находился Иван Макарович в госпитале, а в мае 1946 года был направлен для дальнейшего прохождения службы в Белоруссию, где нас и свела судьба. Оттуда в 1959 году мы переехали в Белгород.Жизнь только вошла в свою колею, наладили быт, а тут приходит приказ ехать в Гороховецкие лагеря. Я в слезы. Нет, говорю, поезжай сам, я остаюсь в Белгороде. За 25 лет это было первый раз, когда я отказалась с ним ехать. Муж не спал всю ночь, говорит: «Куда я без вас? Действительно, сколько можно? Все, решено. Напишу рапорт на увольнение». Да кто ж его уволит? – улыбается сквозь слезы Лилия Ивановна. – Вызвали в Москву, побеседовали, и еще до 1972 года он продолжал работать в военкомате. А после увольнения из Вооруженных сил Иван Макарович активно продолжал заниматься общественно-патриотической работой.Она показывает присутствующим почетные грамоты, благодарственные письма за большой вклад в формирование гражданской позиции молодежи, за активное, деятельное участие в духовно-нравственном воспитании и подготовку молодежи к армейской службе. В центре – фотография Ивана Макаровича в Кремле. Он в военной форме. Улыбка и крепкое рукопожатие Президента РФ Путина. Это было за месяц до того трагического момента, когда его сбила машина. Семь месяцев борьбы за жизнь. Ни пули, ни горящие танки, ни осколки от вражеских снарядов не смогли лишить жизни Ивана Макаровича Жукова, а в мирное время на мирной дороге мирный легковой автомобиль смог…Ответное слово: выступление выпускника Андрея Шахова (чтение фрагмента «Война» из поэмы Р.Рождественского «Двести десять шагов»).Просмотр фильма, созданного учениками.Подведение итогов встречи. Наталья ТЮМЕЙКО, учитель русского языка и литературы гимназии №3 Белгорода
Комментарии