search
main
0

Счастье умного ребенка

Когда заместитель начальника Управления дошкольного и общего образования Департамента образования Мария Цапенко предложила нашему Центру развития присоединиться к пилотному проекту Департамента образования Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы», это было и лестно, и страшно. Такая ответственность! Справимся ли? Сможем ли соответствовать международным стандартам?

Наталия ДЕНИСЕНКОВА,руководитель структурного подразделения детского сада №1511

Но желание было очень велико. Наконец мы сможем посмотреть, что делается не только в Москве, но и в других странах, узнать, как там организовано воспитание и образование дошкольников. Хотелось проверить и собственные силы, услышать оценку и анализ нашей работы.

Ожидания оправдались. Сетевое взаимодействие с другими дошкольными учреждениями по поддержке интеллектуального развития ребенка в Ресурсном центре «Маленькие гении» позволило по-новому взглянуть на содержание, методы и формы образования и воспитания детей.

Сотрудничество обогатило нас новыми, современными подходами к организации образовательного пространства, дало возможность обмениваться опытом с коллегами, оценивать собственные перспективы.

Основное направление нашей деятельности – «Развитие способностей и одаренности дошкольников». К этой теме мы готовились серьезно и долго, около 20 лет. Мы имеем большой багаж научных, практических и методических разработок, а также сплоченный и высокопрофессиональный коллектив. Наши педагоги могут решать нестандартные задачи, осуществляют поиск новых технологий, анализируют собственную деятельность. Это команда единомышленников с высоким рейтингом и авторитетом среди коллег, родителей и детей.

Вместе с научным коллективом Л.Венгера, О.Дьяченко, Н.Вераксы они апробировали программы «Развитие» и «Одаренный ребенок», а также внедряли новые технологии для развития одаренных детей и высокомотивированных детей. Теперь мы приступили к созданию модели образовательного пространства для развития интеллектуальных и творческих способностей и одаренности у детей с разным уровнем развития.

Основная задача – создание условий и стимулирование познавательных и творческих способностей детей, их познавательной активности, а также гармоничного эмоционально-личностного и социального развития.

Способности имеют непреходящее значение для всей жизни человека. Они обеспечивают ему успешность в различных видах деятельности и помогают быстро приобретать необходимые знания, умения и навыки. Именно высокий уровень развития способностей позволяет ребенку быстро ориентироваться практически в любой новой задаче, четко видеть ее условия, выделять существенные стороны для понимания отношений, находить пути решения через переструктурирование условий, создавать замыслы новых творческих продуктов, выражать свое отношение к окружающим и явлениям жизни в культурно выработанных формах.

Для решения поставленной задачи в детском саду используют программы «Развитие», «Одаренный ребенок», элементы программы Key to Learning, направленные на развитие одаренности, познавательной активности и инициативы детей через овладение наглядно-образными средствами в дошкольных видах деятельности (игре, конструировании, рисовании, аппликации).

За последнее время в детском саду разработана и внедрена система специальных игр и занятий, знакомящих детей как с традиционными для дошкольного образования сферами (сенсорикой, математикой, художественной литературой, грамотой), так и с инновационными (логикой, пространственными отношениями, экологией, выразительными движениями).

Это позволило повысить уровень умственного и творческого потенциала не только у нормально развивающихся детей, но и у детей с ограниченными возможностями (скрытой инвалидностью).

Продуктивное сотрудничество детей на занятиях и в проектной деятельности стимулирует развитие коммуникативных способностей и навыков позитивного общения, расширяет кругозор, помогает научиться публично предъявлять свои мысли.

Проектная деятельность широко используется педагогами и психологами. Без увлеченности взрослых, педагогов и родителей, «погружения» их в проект невозможно было бы создать «Жалобную книгу природы», «Книгу сказок» и многие другие продукты нашей проектной деятельности. Проекты, посвященные знакомству с семьями детей, любимым предметам обихода и игрушкам, помогли нашим малышам быстрее и легче адаптировать в детском саду.

Ранняя диагностика и построение индивидуальной траектории развития обеспечивают учет особенностей, склонностей и интересов каждого ребенка. Над этим работает наша психологическая служба, специалисты которой занимаются как с группами и индивидуально с детьми, проводят семинары, тренинги для родителей и воспитателей, внедряют современные методы коммуникации в повседневную практику.

Включение родителей в образовательно-воспитательное пространство детского сада стало необходимым условием для решения поставленных задач. Созданы и внедрены новые виды работы с семьей (мамами и папами, бабушками и дедушками, нянями и гувернерами), помогающие родным и близким активно участвовать в раскрытии умственного и творческого потенциала детей, в том числе тех, кто испытывает трудности в обучении. Для этого используются семейные исследовательские и творческие проекты, а также Школа родительского мастерства, Школа нянь и гувернеров, интернет-газета «Дошколенок», психологическая консультация и консультативный пункт. Это способствовало тому, что у многих родителей сложились не только опекающие, но и партнерские взаимоотношения с ребенком, который воспринимается ими как самостоятельная, интересная личность.

Особое внимание мы уделяем дальнейшему повышению педагогического мастерства воспитателей, специалистов, старших воспитателей. Подавляющее большинство из них получили высшее педагогическое образование, повысили квалификацию на ежегодных курсах в образовательном центре «Развитие», в Московском городском психолого-педагогическом университете и других высших учебных заведениях Москвы.

Расширяются социальные связи педагогов, детей и их родителей. Мы обмениваемся опытом с педагогическими коллективами городов Москвы, Братска, Челябинска, Новоуральска, Ижевска и многими другими, а также с педагогами таких стран, как Великобритания, Швейцария, Финляндия и др.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте