Людмила Путина приехала на церемонию закрытия конкурса «Лучшие школы России», одним из учредителей которого является и «УГ», в Колонный зал Дома союзов в светлом костюме, тем самым будто бы подчеркивая, что она здесь вовсе не с официальным визитом, а просто в гостях. Публика все равно долго аплодировала, самые галантные кавалеры приветствовали первую леди стоя. А министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко как гостеприимный хозяин и настоящий джентльмен, прочитав официальное обращение президента, не преминул поблагодарить Людмилу Александровну за неизменное внимание к отечественной школе. Но уже через несколько часов стало понятно, что истинная королева вечера – совсем другая женщина в белом: Алле Курбатовой, директору подмосковной гимназии «Дмитров», а отныне – «Школы школ», абсолютному победителю конкурса, стоя аплодировали не только мужчины, но весь зал.
Церемонию закрытия решено было сделать легкой, ненавязчивой и не слишком серьезной, например, в стиле джаз. Во-первых, такими же легкими и нестандартными были и проходившие три дня перед этим презентации школ-конкурсанток – главное очное финальное испытание, когда право на победу – полушутя-полусерьезно – отстаивала перед жюри целая команда: директор, учитель, родитель, ученик и представитель местных СМИ. Во-вторых, к концу учебного года все запасы серьезности уже порядком растрачены. В-третьих, импровизированный блиц-опрос общественного мнения, проведенный тут же, в зале, показал, что джаз, в отличие от похоронных маршей и патетической классики, лучше всего подходит к образу идеальной школы. Поэтому практически всю культурно-развлекательную нагрузку взяли на себя юные джазмены из столичного Центра образования №686 «Класс-центр» Сергея Казарновского, несколько утомленные уже чуть ли не всероссийской славой, с замашками первейших звезд, но от этого не менее одаренные.
Педагогический джем-сейшн – именно так решено было определить настроение этого вечера, – а также первый конверт с названием школы, вошедшей в финальную десятку победителей, открыли заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Евгений Бутко и председатель ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ Галина Меркулова. И первый Серебряный колокольчик – символический приз конкурса, а также чек на сто тысяч рублей обрели своего героя – Губернаторский лицей поселка Светлый Томской области. По утверждению очевидцев, в Губернаторском лицее детей не учат, они тут учатся сами. И вообще, не стоит никого готовить к гипотетически непростой будущей жизни, лучше сделать ребят счастливыми здесь и сейчас.
Со вторым конвертом расправились главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец и свежая, как весенний газон, телеведущая Елена Ищеева. «Сейчас вы услышите название школы, рассказ о которой займет достойное место в галерее портретов лучших учебных заведений, которую мы обязательно создадим на страницах нашей газеты», – пообещал Петр Григорьевич, и в следующее мгновение зал приветствовал очередного победителя – подмосковную гимназию «Дмитров».
Чтобы не отходить от генеральной линии вечера, ведущие напомнили публике, что слова «дирижер» и «директор» происходят от одного латинского корня «направляющий», а на сцену уже поднялись первый заместитель руководителя Департамента образования Москвы Лариса Курнишова и Евгений Ямбург, ставший уже живой легендой столичного директорского корпуса. А вот и очередной финалист – средняя школа № 2 поселка Могойтуй Агинского-Бурятского автономного округа, живущая по завету Жан Жака Руссо: «Зачем приспосабливать ребенка к системе образования, лучше приспособить эту систему к ребенку».
– Когда я учился в Воронежском суворовском военном училище, математику нам преподавал блестящий педагог, – народный артист России Александр Пашутин всегда с удовольствием вспоминает свою учебную юность. – Он не только прекрасно знал предмет, но был еще тонким и ироничным воспитателем. Однажды я пересдавал контрольную по алгебре, был абсолютно уверен, что все решил правильно, так что у меня хватило наглости приписать к своей работе: «Здесь явно будет пять, хотя…» Каково же было мое удивление, когда, получив проверенную тетрадь, я прочитал написанное красной пастой продолжение своего «шедевра»: «…майор тут молвил: «Саша, ты глаза протри и получи заслуженное «три».
Когда Владимир Лундин получал поздравления от народного артиста, очень хотелось верить, что в лицее при Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича, которым он руководит, работают не менее остроумные профессионалы.
В победе Усть-Илимского экспериментального лицея Иркутской области мало кто сомневался. Харизматичный и представительный директор, под восточное обаяние которого попала добрая половина конкурсных дам, и оригинально воплощенная идея разновозрастного обучения – составляющих успеха вполне достаточно.
Все шансы на победу были и у лицея №2 города Нальчик, и приехавшая в Москву школьная команда эту возможность не упустила. Мало того, по результатам проходившего в интернете открытого голосования лицей №2 был признан еще и Народной школой.
– Не пора ли предоставить слово учителю, ведь именно он, выражаясь музыкальным языком, играет в школьном оркестре основную партию, – задумалась ведущая вечера Мария Филиппенко, учитель года Москвы-1999, преподаватель латыни столичной гимназии №1567. При этих словах на сцене, как рояль из кустов, появилась певица Алена Свиридова, начинавшая свое восхождение к эстрадным вершинам с роли учителя пения.
«Когда в классе сидят сорок человек – именно так было, когда я преподавала в школе, то никакой Дворец спорта тебе уже не страшен», – улыбнулась дива и искренне расцеловала в обе щеки Александра Ходырева, очередного лауреата, директора гимназии №1 города Кирово-Чепецка Кировской области.
Народный учитель СССР Шалва Амонашвили вспомнил слова патриарха Алексия Второго, сравнившего школу с лестницей, по которой восходит человеческий дух. «Из лучших учеников вырастут лучшие люди, из лучших людей получится лучший народ, а значит, лучшая Россия», – в полной тишине классик отечественной педагогики объявил имя еще одного победителя – Новосибирская православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского.
Детские писатели Эдуард Успенский и Григорий Остер добавили церемонии джазового драйва и хулиганского перца.
– Я не решаюсь давать «вредные советы» учителям, с детьми у меня как-то лучше получается, – сказал Остер и тут же продекламировал: «Если ты при виде школы весь дрожишь от жажды знаний, заходи, тебе учитель обязательно нальет». С таким жизненным напутствием отныне будет работать не только директор Виктор Гретченко, но и весь коллектив Анастасиевской средней школы Ростовской области.
Для того чтобы объявить миру имя последнего, десятого лауреата конкурса «Лучшие школы России» – среднюю школу №1 села Курсавка Ставропольского края – слово взял председатель жюри, ректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Эдуард Никитин. «Нам перед страной не стыдно, перед вами действительно лучшие школы», – заявил он.
Специальные дипломы – это не утешительные призы и не подслащенная пилюля от депрессии проигрыша, а не менее полноценные награды для достойных. За воспитание творческой личности жюри отметило московскую среднюю школу №1188 с углубленным изучением изобразительного искусства, за успешное социальное партнерство – школу №9 города Находки, за высокую педагогическую культуру – рязанский лицей №4, где в начальных классах работает учитель года России-1995 Зинаида Климентовская, за сохранение традиций российской сельской школы – среднюю школу имени Мичурина деревни Семлово Ярославской области. Вручил свои дипломы и денежные премии и ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ: за развитие социального партнерства в сфере трудовых отношений награждены средняя школа №1 города Абакана и Анастасиевская средняя школа Ростовской области.
И, наконец, все десять Серебряных колокольчиков звенят в честь главного победителя, «Школы школ» – гимназии «Дмитров» Московской области. Директору гимназии Алле Курбатовой к пьянящему чувству торжества и успеха не привыкать: в 2001 году она уже победила во Всероссийском конкурсе «Лидер в образовании». Но на сей раз это не только ее удача. «Спасибо всему моему коллективу, это его трудом выкована эта победа», – задыхаясь от счастья, говорит Алла Викторовна. А сама цветет, будто ярко-желтый подсолнух, символ гимназии, на лацкане ее пиджака, и, кажется, сейчас взлетит от переполняющих ее эмоций и восторга.
– Алла Викторовна, все самые громкие педагогические победы уже ваши. Как же дальше жить, когда все вершины покорены?
– А дальше то же, что и вчера, – учить и любить, – окруженная друзьями и коллегами виновница торжества с трудом подбирает подходящие случаю слова. Потому что ей сейчас не говорить, а рыдать от счастья хочется.
Комментарии