Очередное письмо с просьбой о поддержке и помощи пришло недавно в редакцию «Учительской газеты». Жители села Гнилуша Битюг-Матреновского сельского поселения Эртильского района Воронежской области рассказали о возможном закрытии своей начальной школы.
Досье «УГ»«…У нас закрывают единственную святыню нашего села – нашу начальную школу, где обучаются дети с первого по четвертый класс. Сюда же приходят на все школьные праздники. Школа – единственная отдушина для жителей нашего села.Близлежащие села находятся от нас на расстоянии пяти километров. Автобус, который имеется в Самовецкой школе, возит учащихся из сел Колодеевка и Вязковка. А наши дети будут учиться в Битюг-Матреновской школе. Но как же будет осуществляться их подвоз? Во сколько им надо вставать? И кто будет отвечать за них? Сколько времени им придется ждать этот автобус на морозе? Интересно, позволил бы любой чиновник переносить своей крошке такие мучения? Всем известно, сколько несчастных случаев происходит на дорогах. Но если что-то случится, кто будет отвечать за наших детей, и что нам, родителям, от этого ответа? Никакой ответ не стоит жизни ребенка!Мы живем ниже прожиточного уровня. У нас нет возможности потеплее одеть детей. В свою школу мы их провожаем в обносках, а в других школах нас и наших детей начнут унижать.Дети наши очень слабые, болезненные. В нашей школе учитель для них и няня, и вторая мама. Очень часто учитель посылает техничку, которая работает на полставки, за родителями, или сама эта техничка ведет ребенка домой. Почти всем из нас приходится полгода водить ребенка за ручку в школу, чтобы приучить его к школе. В нашем селе нет детского садика, дети не привычны к коллективу.У нас в первом классе уроки по 35 минут, а со второго по четвертый – по четыре урока, у старшеклассников по шесть уроков. Где и с кем будут проводить наши дети время до 15 часов, ожидая старшеклассников?Если закроют нашу школу, то ее уже никогда не откроют. Неужели в государстве не найдется средств для обучения и воспитания наших детей, чтобы оплатить зарплату одному учителю и половину техничке?Даже во время войны школы не закрывались, а, наоборот, открывались….В 2009-2010 учебном году в первом классе будут учиться три человека, в третьем – три и один в четвертом. Из них три инвалида. Мы, родители, через год согласны проводить в школу своих шестилеток, которых насчитывается пять человек.Сход граждан единогласно проголосовал против закрытия Гнилушинской начальной школы!Мы очень просим: помогите спасти нашу школу!»
од письмом 15 подписей родителей и жителей села. Особенности стиля написания я в некоторых местах специально сохранила в оригинальном, первоначальном виде. Мне кажется, что именно так глубже чувствуются боль, обида и волнение, которыми наполнено письмо. К сожалению, в Воронежской области, да и в других регионах, можно видеть подобное. Историй, похожих на гнилушинскую, очень много. И большинство из них заканчивается одинаково: школу закрывают или понижают ее статус.
«УГ» не раз становилась на сторону «реорганизуемых» или «оптимизируемых», и практически всегда эта позиция оказывалась верной, но в этот раз у меня уже во время прочтения письма появились сомнения: в каком же состоянии может находиться школа для 6-9 учеников в селе, где у родителей нет средств на новую одежду детям?
Как выяснилось из разговора со специалистом отдела образования Эртильского района Натальей Николаевной Морозовой, Гнилушинскую школу новой или современной никто никогда даже не называл: здание приспособленное, построено в 1903 году, нет ни спортзала, ни пищеблока, ни внутреннего туалета, ни водопровода, ни канализации, отопление печное. Федеральный компонент учебного плана выполняется не полностью: нет физкультуры, иностранного языка, технологии и ИКТ. Остальные предметы детям преподает учительница Галина Федоровна Лесных, которая к тому же еще следит за состоянием класса, сама белит и красит, а также готовит с ребятами внеклассные мероприятия (те самые, о которых написали жители села). Свою учительницу очень любят ребятишки и уважают взрослые.
В самой Гнилуше около 180 жителей, молодым работать негде, поэтому почти все, кто мог, давно уехали. О проблемах села в отделе образования знают хорошо, но лекарств от болезни под названием «нищета» дать не могут, да и не должны. А вот что делать со школой и детьми – об этом думают постоянно и переживают за ребят не меньше, чем их родители. Они, кстати, и в отдел образования копию своего письма направили, и в районную администрацию, и в областное управление образования – решили отстоять школу во что бы то ни стало.
– И мы их очень хорошо понимаем, – говорит Наталья Николаевна. – Волнения родителей обоснованны, они боятся за своих детей, которые не смогут обучаться в большой школе. Они там просто-напросто потеряются, потому что часть детей действительно с инвалидностью, с задержкой психического развития, а другая часть – просто физически слабенькие дети. Всем им нужно особое внимание.
Вероятнее всего, говорят в отделе образования, вопрос о закрытии в ближайшее время вообще не возник, если бы не новые требования лицензирования. Гнилушинская школа официально считается филиалом Битюг-Матреновской школы, и раньше в лицензии писали филиал вторым адресом после адреса основного школьного здания, а сейчас этого делать нельзя. Последняя проверка постановила получить Гнилушинской школе отдельную лицензию, и лицензироваться она должна на общих основаниях. А это в ее условиях невозможно – ну если только новое здание выстроить. Хотя все понимают: делать это никто не будет, потому что не на что (кризис!), да и незачем (село считают вымирающим). Плюс ко всему в обоих соседних селах – в Битюг-Матреновке и в Большом Самовце – одиннадцатилетние школы. В Самовецкой даже есть свой автобус, на котором уже подвозят детей из окрестных сел.
Также и малышей из Гнилуши хотели возить, когда начались проблемы с лицензией. Правда, не в Самовецкую школу, а в Битюг-Матреновскую. Но для этого нужен второй автобус, а его нет, и покупать вроде бы невыгодно, потому что школьное здание в Битюг-Матреновке тоже не новое (более 30 лет), нет водопровода и канализации, да и лабораторно-техническая база порядком устарела. Единственный выход предложили такой: из Самовецкой школы автобус едет сначала в Гнилушу, забирает малышей, везет их в Битюг-Матреновскую школу, откуда забирает старшеклассников и привозит их в Самовецкую заниматься в профильном классе. И все это плюсом к тому, что из двух окрестных сел детей в Самовец уже возят. В итоге этот вариант раскритиковали все, а к гнилушинцам присоединились битюг-матреновцы, которые тоже хотят учить своих детей рядом с домом и хотят, чтобы в родном селе оставалась средняя школа. Кстати, совсем непонятно, как этот единственный автобус будет после обеда развозить по нескольким деревням разновозрастных детей, когда у них в разное время заканчиваются занятия.
Итогом обсуждений, которые работники отдела образования не раз проводили с жителями всех трех сел, стало решение о дальнейшей работе Гнилушинского филиала Битюг-Матреновской школы, по крайней мере на будущий учебный год. Вот как об этом написано в ответе, подготовленном отделом по образованию администрации Эртильского района для «Учительской газеты»: «Сессия Совета народных депутатов Эртильского муниципального района от 24.04.2009 г. согласилась с предложением депутатов о продолжении функционирования Гнилушинской начальной школы при условии лицензирования образовательной деятельности филиала его учредителем – МОУ Битюг-Матреновской СОШ в срок до 01.09.2009 г.»
Можно сказать, что в этом случае и отдел образования, и администрация района руководствовались не только постановлением об оптимизации сети, но и повседневными, жизненными интересами сельчан. Прониклись ситуацией, пожалели и детей, и их родителей, не стали отгораживаться двумя самыми непробиваемыми на сегодня, «железобетонными» доводами оптимизации – экономической целесообразностью и качеством образования.
Не знаю, как вы, а я, когда в последнее время слышу выступления наших самых высокопоставленных руководителей образования, все чаще вспоминаю известное высказывание: не хочешь быть счастливым – заставим! Такое чувство, что счастье, с их точки зрения, – это новые школы с интерактивными досками и мобильным компьютерным классом, и вот к нему-то и должен стремиться ребенок (вместе с родителями): и пешком по пять-семь километров в одну сторону, и в автобусе по сельским дорогам (если укачивает – терпи!). Только ведь есть совершенно другое счастье: когда в школу идти радостно, не страшно и недолго и когда мама точно знает, во сколько придет ребенок из школы, и что придет он здоровым, и у него еще будут силы и время, чтобы погулять и помочь родителям. Чем такое счастье хуже первого и разве можно в нем отказывать людям?
Татьяна МАСЛИКОВА, с. Гнилуша, Эртильский район, Воронежская область
Комментарии