search
main
0

Счастье однолюба. Исполняйте детские мечты

Президентский грант в 100 тысяч рублей Наталья Носкова, учитель омской гимназии №43, потратила легко. Купила в школьный кабинет искусств хороший ноутбук, мультипроектор, фотоаппарат. Ну и так, по мелочи: жалюзи, например, необходимы в придачу к технике по санитарным нормам. Двухсторонняя доска тоже вещь нужная, особенно старшеклассникам, осваивающим основы графики.

Собственно, так Наталья Ивановна и планировала. Больше того – обещала коллегам, выдвигавшим ее на грант. Но все удивились: неужели ни в чем не нуждается? Она и в самом деле не нуждается! Теперь есть все, что нужно для счастья: любящая семья и любимая работа, за которую больше не приходится стыдиться. А бывало, когда приходилось показывать картинки в журналах, обучая ребятишек изобразительному искусству. И это в век информационных технологий! Неловко было, впрочем, только учительнице, дети этого на ее уроках не ощущали. Тридцать пять процентов учеников гимназии №43 поступают в художественную школу. Рисовать умеют все выпускники. Не каждый из них, конечно, способен создать шедевр маслом или гуашью, но каждый так или иначе проявляет себя в творчестве. Одни прекрасно пишут стихи и сочинения. Другие всего лишь клеят обои, но так, что стены кажутся произведением искусства. Студенты-гуманитарии, которыми чаще всего становятся гимназисты, считают самым легким предметом в вузе культурологию: все это они давно уже проходили с Натальей Ивановной на уроках МХК. В гимназии нет ни одного ученика, не знающего, что такое объектив и фокус – с легкой руки учителя изо на уроках овладевают фотоискусством. В преддверии Старого нового года после подсказки Натальи Ивановны бросились снимать деревья – оказывается, иней на них бывает всего несколько дней за зиму. Стены школьных коридоров давно и прочно отданы под галерею детских фотографий и картин. Причем у каждого из 800 учеников непременно случается свой «звездный час», находятся поклонники. Если это не однокашники, то читатели детских журналов «Мурзилка» или «Колокольчик», куда Наталья Ивановна регулярно посылает работы ребят.

– Если дети талантливы, надо, чтобы об этом знал мир, – считает Наталья Ивановна.

Позиция понятная и одобряемая, но далеко не всеми. Как у всякого успешного человека, есть у Натальи Ивановны завистники, считающие, что ищет славы для себя. Правда, в журнальных публикациях фамилия учителя обычно не указывается, а за участие в конкурсах приходится иной раз платить все из того же кармана – семейного. Не широкого, кстати. Если в мультипроекторе полетит, к примеру, лампа, то Наталье Ивановне придется напрячься. Потому что стоит запчасть столько же, сколько составляет примерный месячный доход семьи Носковой – около 15 тысяч рублей. Впрочем, не впервой. Два года назад наконец у Натальи Ивановны появился свой кабинет – после многолетних скитаний по классам. В обнимку с гитарой, ведь без музыки какое искусство? Кабинет ремонтировала еще до гранта на отпускные – вдвоем с мужем. Олег, бывший военный, говорит, что никакого отношения к школе не имеет. Зато имеет большое светлое отношение к жене и главной цели ее жизни – работать так, чтобы дочь гордилась мамой.

Снежинику Наталья Ивановна «придумала» себе еще в детстве, а родила в 30 лет, «выносив» ребенка вместе со своим классом. Как ни странно, именно так и планировала. В 1988 году, после практики в школе №43, она загорелась идеей: взять первоклашек и вести их до выпускного. Ради этого 18-летней выпускнице педучилища пришлось преодолеть сопротивление маститого завуча. Но твердое убеждение Носковой – все к лучшему. Наталья Ивановна, совсем не боец по натуре, научилась бороться за идею.

Сначала преподавала рисование у малышей, потом, когда ребята стали старше, а Наталья Ивановна заочно закончила педуниверситет, взяла классное руководство над ними. Первым, кто узнал о том, что Носкова ждет девочку, была ее мама, вторым – 11-й класс. Внепланово и самостийно состоялось родительское собрание – с цветами и воздушными шарами. Родители Наталью Ивановну всегда поддерживали, хотя, говорит, никакого ноу-хау в работе с ними она не изобрела. Просто «совпали душами». Ну разве что всегда объясняла ребятам, что занятые мамы и папы – слесари, врачи, руководители, и только потому не могут уделять им много внимания в сутолоке жизни. «Вы сами делайте шаги навстречу», – говорила учительница. И сейчас Наталья Ивановна далеко не все творения ребят складывает в свои архивы. «Принесите домой, обнимите маму, повесьте рисунок над ее столом, и она будет летать!» – уверяет учительница. Правда, жизнь вносит свои коррективы – теперь многие на это задумчиво отвечают: «А у нас евроремонт». Но рисунки все равно несут домой. Родительские собрания «классная» проводила не по-советски, стараясь сказать хорошее о каждом. Это сейчас, когда активно внедряется индивидуально-ориентированное обучение, так полагается, а тогда воспринималось не всеми. Плохое, впрочем, Наталья Ивановна тоже говорила, но наедине и недолго, как-то быстро переходя к слезам. Смеется над собой – не метод воспитания, когда все рыдают. Но ведь срабатывало! Может, потому, что в этом «методе» – искренность?

Из роддома Наталью Ивановну тоже встречали ребята, хотя к сентябрю, когда случилось явление на свет Снежиники, они стали уже первокурсниками разных вузов. Пятнадцатилетняя соседка Носковой по палате, не столь счастливая мамаша, никак не могла понять: «А чо им надо-то?»

В том, что 11 лет ошибалась, Наталья Ивановна призналась своим повзрослевшим детям честно. Теперь думает, что понимала бы их лучше, если бы дочка появилась раньше. Впрочем, это было невозможно: оставить класс на несколько лет декрета. Сейчас, когда ребятам по 25-26 лет, кроме школьного альбома фотографий, у Носковой появились еще два: «Свадьбы моего класса» и «Дети моего класса». И в том, и в другом снимков пока немного, и это учительницу радует: ее воспитанники делают карьеру, серьезно готовясь к браку и родительству. Взрослые состоявшиеся люди и по сей день стараются походить на свою «классную». Но даже «детям» Носковой не всегда под силу повторить ее «подвиги». Ладно, все играют на гитарах – она их научила. Ладно, став старше, почти все прыгнули с парашютом, как Наталья Ивановна, чтобы преодолеть страх высоты. Но вот сделать домашний кукольный театр с сотней «актеров» – это слабо. Театр «Леопольд» Наталья Ивановна придумала и реализовала для своего класса и вместе с ним: шили наряды, мастерили головы из папье-маше, потом ставили спектакли.

Когда Снежиника чуть подросла и взрослые дети Носковой, скучая, стали часто заходить в гости, она устроила театр дома. Приглашала соседей, знакомых, «классных» сестер и братьев. Для этого пришлось отремонтировать подъезд старенькой хрущевки, расписав цветами лестничные площадки до пятого этажа. Ведь театр не может начинаться с облупленной штукатурки! За шесть лет поставили 70 спектаклей. Теперь «Леопольд» опять вернулся в школу вместе с Натальей Ивановной. «Живет» он чаще во втором классе – там, где учится Снежиника. Наталья Ивановна никогда не сомневалась, что учиться ребенок должен только в ее любимой гимназии №43. Еще в 1996 году Носкова стала победителем областного конкурса «Учитель года», получив сразу несколько лестных предложений. Впрочем, она получает их регулярно.

– Я однолюб по жизни, – говорит она. – У меня все единственное – дом, муж, дочь, школа, класс. В нашей школе настолько сильные педагоги, что я только радуюсь – мою дочь будут учить настоящие мэтры. И еще – прекрасный деятельный и молодой директор Олег Анатольевич Грицина, поддерживающий педагогов во всех начинаниях.

Гимназия №43 – единственная не только для Натальи Ивановны, но, пожалуй, и для России. Здесь уже пятеро учителей, обладателей президентского гранта, получить который не так просто. По мнению Натальи Ивановны, один из критериев качества работы педагога, которого, впрочем, нет ни в каких документах, – учится ли ребенок в той школе, где работает родитель. Раньше она трудилась хорошо, сейчас старается еще лучше: дочь должна гордиться мамой.

– Я всегда говорю коллегам – мы столько должны успеть за урок! Почему руководители образованием страны не понимают воспитательного значения предметов эстетического цикла? Хорошо, у малышей достаточно и рисования, и музыки. А в среднем звене – уже по часу в неделю, в старших нет вообще! Так мало гармонии в мире, а она так нужна. Пускай дети не станут дизайнерами или художниками, но полюбят творчество, научатся видеть красоту.

Гимназисты на уроках Натальи Ивановны восхищаются, к примеру, школьным забором. Третьеклассники каждый день ходили мимо него и не замечали, пока учительница не показала им фрагмент фотографии. Не узнали, решили, что это «где-то в Санкт-Петербурге». И в самом деле, как выяснилось, похоже. В Санкт-Петербург Наталья Ивановна возила свой класс три раза. Воплощала в жизнь детскую мечту.

Класс у Натальи Ивановны все-таки будет – второй. Пока не может решиться: внеклассная работа требует глобальности, а она не хочет надолго оставлять Снежинику. Тем более что она и есть мамина Муза. В 2006-м, когда представляла для гранта свои успехи за пять последних лет, поняла, что вызваны они душевным подъемом, испытанным от рождения Снежиники. К тому же 25-летние ученики регулярно первого сентября наведываются в школу, ревниво интересуясь, не взяла ли Наталья Ивановна себе «других». Она ждет, когда подрастет класс дочки – стать в нем классной будет легче: не придется разрываться между работой и материнством. Впрочем, ждет активно, вместе с первой учительницей Снежиники придумывая и организуя необычные мероприятия. Сочиняет их по ночам. Спев колыбельную Снежинике, усаживается за домашний компьютер. Это только «учительское» время, не надо его делить с материнскими обязанностями, а хочется все делать от души. Зачем компьютер дома, если его нет на работе, сердилась раньше Наталья Ивановна. Сейчас радуется – можно сохранить для истории все работы ребят. Ведь бумага недолговечна: картины истлевают, краски осыпаются. Да и асфальт ненадежен. Каждую весну перед последним звонком уроки рисования в гимназии №43 проходят на улице. Каждый класс по очереди неделю рисует на площади перед школой подарок выпускникам – огромное 100-метровое панно.

С помощью новой техники Наталья Ивановна устроила, к примеру, «презентацию мам». К 8 Марта написала сценарий праздника – она еще и стихи сочиняет, дети нарисовали картины, а на экране гости видели фотографию мамы и подарок ее ребенка. Фоторепортаж с урока рисования, сделанный Носковой и продемонстрированный родителям, вызвал бурю оваций. Учительница остановила для мам и пап прекрасные мгновенья творчества: один язык прикусил от усердия, другой задумчиво чешет затылок, третий уже в краске по колено. Увлекшись не так давно рисуночным тестированием, на родительских собраниях раздает мамам и папам рисунки их детей вместе с психологическим описанием. Упорно разрабатывает тесты по изо для единого государственного экзамена. Она вообще-то против ЕГЭ, по рисованию и МХК он, к счастью, еще не проводится, но считает нужным готовить детей к трудностям жизни.

Свою мечту – побывать в Японии – Наталья Ивановна могла бы приблизить. Даже вздохнула: вот если бы вместо денег по гранту давали путевку. И тут же махнула рукой:

– Да все равно бы гранта не хватило. Я бы ведь одна не поехала, только с дочкой, еще лучше – всей семьей. Мне одной неинтресно. А так сделала себе подарок, полезный детям. Мы ведь живем для того, чтобы исполнять их мечты.

Омск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте