Новаторство в области педагогики, педагогика сотрудничества и все, что с нею связано, продолжают волновать ученых. По Шаталову и Амонашвили защищаются диссертации, а в педагогической прессе (если дотошно покопаться в журналах и газетах) можно встретить массу научных публикаций. Выходят и книги, только не столь оперативно, как статьи. Здесь и объем не тот, и само издание требует больше времени и денег. Для этого обзора мы отобрали несколько книг, вышедших за последние годы.
Новаторство как традиция отечественной педагогики. – М., 1998. 163 с.
Чуть выше мы упомянули слово «педагогика». Что это такое, можно узнать у Льва Николаевича Толстого. Это «наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Учение о личности человека было стержнем толстовской педагогики.
Указанная выше книга – скромно изданный сборник тезисов международной научно-практической конференции, посвященной новаторству в области педагогики. Участники встречи в Переделкине здесь не упомянуты. Сборник посвящен другим людям. Тот 1998 год, когда проходила научная конференция, был необычным: исполнилось 170 лет со дня рождения Льва Толстого, 150 лет чувашскому просветителю и писателю Ивану Яковлеву, 120 лет Станиславу Шацкому, 110 лет Антону Макаренко, 100 лет его ученику, мастеру клубной педагогики Виктору Терскому и 80 лет Василию Сухомлинскому. Такой вот год.
Эта книга – сугубо научный сборник. Он призван не только напомнить о славных именах, но и показать, насколько глубоки традиции новаторства в отечественной педагогике. Но кроме «сухой науки» здесь можно найти не только интересные цитаты из классиков (вроде уже приведенного толстовского определения педагогики), но и размышления, мысли.
Вот, например, знаете ли вы, что такое счастье? Нет? Тогда читайте Сухомлинского. Он считал, что для счастья необходимы несколько условий. Первое – труд как творение добра. Труд должен носить общественно полезный характер. Счастье неотделимо от умения любить. Человек не может быть счастлив, если он равнодушен к людям. Его делает счастливым красота, духовная жизнь в мире прекрасного.
Виноградов С.Н. Открытие Шаталова. М., 2004. – 60 с.
Эта книга – попытка разгадать чудо Шаталова, педагога, не нуждающегося в особом представлении. В чем же оно? В том, что «и сильные, и слабые идут по учебному курсу семимильными шагами и не испытывают перегрузок, а самые сильные ученики обычных классов, как говорится, глотают пыль от убегающих вперед шаталовских слабаков». Итак, научить можно всех. Но только ли дело здесь в методике? Может быть, и личность учителя (о чем так много говорится повсюду) играет какую-то роль? Да, играет. В то же время «объяснение чуда следует, видимо, искать не только в личности учителя, а в том, какие естественные резервы он раскрывает в обучаемых». Шаталов, «похоже, опередил психолингвистов в использовании некоторых закономерностей усвоения текстовой информации. Их пока не проходят в педагогическом вузе».
Значит, дело не в методе, а в том, как его использовать. Если поверхностно, без самосовершенствования, не вдумываясь, то ничего и не получится. «У некоторых дельцов, – говорит автор книги, – поверхностно освоивших новый метод, ничего не получалось. Виноват здесь не аппарат, а человек, не знающий природы явления, теряющийся в конкретной ситуации». Шаталовская методика при видимой легкости требует очень серьезной работы – и не от ученика только, а (и в первую очередь!) от самого учителя. Эта методика только средство. Если ты готов им пользоваться, то берись, дерзай. А не готов – стремись к тому, чтобы стать готовым. Другого не дано.
Мало обнаружить не описанные психологами механизмы восприятия учебного материала, будь то текст на иностранном языке или еще что-то. Само по себе это, конечно, уже являло собой определенную заслугу в области педагогики. Но… Шаталов «наработал своей многолетней практикой бесценный дидактический материал, который уже сейчас можно внедрять при обучении большинству предметов средней (и не только средней) школы. К тому же опыт Шаталова не сводится только к использованию опорных конспектов или сигналов. В его «табели о рангах» они стоят на последнем месте. Не меньшей заслугой педагога являются эффективное инспектирование, активная спортивная работа, система решения задач, методика повторений, оценка знаний учащихся. Все это дает в комплексе то, что можно назвать системой Шаталова».
Раскрывая смысл, суть, секреты педагогической системы Шаталова, книга предостерегает: до шаталовской системы надо дорасти. Вот что, кажется нам, самое главное. Но это – для учителей-практиков. Теоретики, психологи смогут обсудить благодаря исследованию С.Н. Виноградова соответствующие аспекты педагогики.
Тюленев П.В. Как развивать детей одаренными. М., 1998. – 77 с.
Эта небольшая брошюра издана ассоциацией учителей-новаторов под девизом «Каждой семье – одаренных детей». Автор опирается на труды зарубежных и отечественных педагогов (в частности – Б.П.Никитина). Он уверен, что одаренность можно воспитать у любого ребенка. Ее тайна – не в генах, а в специальном общении с малышом и в секретах создания домашней обстановки для игрового развития детей. В книге рассказывается о проверенных на опыте и практике тысяч родителей и педагогов простых способах и приемах, дающих ребенку возможность развиваться, максимально быстро осваивать окружающий мир, стать преуспевающим, а если родители очень-очень захотят – то даже и выдающимся человеком. Главное – не бездействовать.
Отдельная глава в книге посвящена тому, как воспитывался талант в прошлом. Так, Грибоедов благодаря своим гувернерам научился читать к трем годам (найти бы сегодня таких гувернеров и сколько им платить!). У маленького Моцарта мама ежедневно играла на клавесине, а будущего гения клала рядышком. Игру в Моцарта автор книги советует начинать с трех или четырех месяцев, а развитие слуха может идти еще до рождения ребенка. У Альберта Эйнштейна в четыре года оказалась совсем не детская игрушка – компас. Сергей Есенин умел читать к пяти годам, однако рано проявившаяся одаренность не спасла его от личных житейских проблем, трудностей и бед. И от этого не застрахован, увы, ни один гений, а методика, способная защитить человека от несчастий, к сожалению, до сих пор не придумана и вряд ли будет изобретена. Может быть, ваш ребенок будет талантливым и великим, только станет ли он счастливым… Впрочем, это уже отдельная тема.
Организовать самостоятельное развитие ребенка необходимо с первых его дней. Игрушки и картинки всегда должны быть рядом. Игры, способные подготовить ребенка к овладению навыками чтения, можно начинать уже в возрасте восьми или девяти месяцев. Дайте малышу попечатать на пишущей машинке, что угодно, хоть абракадабру какую-нибудь. Гениального шахматиста можно начать воспитывать с полутора лет.
Всех игр, советов, содержащихся в книге, не пересказать – читайте, выбирайте, развивайтесь вместе с ребенком. В книге в отдельных главах собраны полезные цитаты и адреса, а на последней странице обложки помещен кроссворд для родителей. Разгадаете, узнаете, как развивать детей одаренными.
Только вот какая мысль не оставляет: действительно ли мы сами, если захотим, воспитаем талантливого малыша, или все же какая-то роль и какое-то участие отводится в этом деле и Господу Богу? Неспроста ведь говорят: «божий дар», «искра божья». Талант – это тайна, и мы лишь отчасти можем приблизиться к его разгадке, лишь в какой-то мере (пусть в очень большой) способны помочь ему развиться.
Кочнев В.П. П.И.Кочнев – учитель-новатор (к 100-летию со дня рождения). Якутск, 1998. 149 с.
Образование, просвещение, педагогика… Все движется благодаря новаторам! Новаторы нужны везде!
К такой мысли ведет и эта книга. Она стала итогом работы по сбору материала о жизни, педагогической деятельности и новаторстве Пантелеймона Иннокентьевича Кочнева – одного из первых организаторов народного образования в Якутии, заслуженного учителя Якутской АССР, кавалера ордена Ленина. Свою педагогическую деятельность он начал с пятнадцати лет. С этого, по нынешним меркам, совсем юношеского возраста и до конца своих дней он работал в педагогике. Отец Пантелеймона Кочнева умер, когда сыну было только пять лет. Набожный дед не побоялся и отдал внука в школу политссыльных. Пантелеймон Кочнев работал в маленьких школах Якутии, в 1960-е годы – воспитателем в Тулагино-Кильдямской школе-интернате, ставшей одной из самых образцовых в республике. Он автор множества статей, педагогических разработок, учебника по музыке (игре на балалайке).
Лучший памятник человеку – хорошая книга о нем. Книга о П.И.Кочневе состоит из нескольких глав. Одна посвящена его родословной, другая – отзывам прессы о Кочневе (в том числе и на якутском языке), воспоминаниям, правительственным наградам.
Комментарии