search
main
0

Счастье на проторенных дорожках

Школа или семейное обучение?

Претензии представителей двух форм получения образования – школьной и семейной – обоюдные. Обостряются осенью, когда нужно документировать «уход» ученика, и весной, на время аттестации. Проблемой глобальной не являются: по разным оценкам, в 2021 году в России около 30000 детей находились на семейном обучении (СО), школьников же – всего более 17 миллионов. Процент СО крошечный, но тенденция перетекания из школы есть, претензии не исчезают, а значит, в ситуации стоит разобраться.

В России есть хороший, ориентированный на родителей и детей Закон «Об образовании в РФ». В соответствии с документом (ст. 17) образование можно получать в школе, очно, заочно или очно-заочно, а можно дома. Закон хороший, вот только работает он плохо.

Самый частый совет ушедших из школы тем, кто только собирается это сделать: «Не говорите, что забираете ребенка на семейное образование». Почему не говорить? Кого-то пугали опекой. Кого-то давили тем, что программу не потянут самостоятельно. Кому-то напоминали про социализацию. Простой тест: посмотрите, есть ли среди образцов заявлений в школьной администрации образец перехода на другую форму обучения.

Чаще всего запугивание покидающих школьные стены связано с простым незнанием закона или превышением полномочий на местах. Что юлить, уходящие из школы дети часто не самые удобные вместе с не самыми удобными родителями, и переход на СО нередко связан с конфликтом. Но, конечно, не всегда.

Администрация школы может не знать закон, зато его хорошо знают родители, забирающие детей, и на все пугалки они отвечают своим козырем: «Вам нет дела до ребенка, у вас просто НПФ».

НПФ – нормативно-подушевое финансирование. В соответствии с Указом №599 «О мерах по реализации гос­по­ли­ти­ки в области образования и науки» принцип реализации учебной деятельности таков: чем больше учеников – тем больше финансирование. В зависимости от региона школа получает на одного ученика в год от 19 до 175 тысяч рублей. Например, в Москве с 1 января 2020 года на ученика младшей школы выделяется 135 тысяч рублей в год, на ученика пятого-девятого классов – 155 тысяч рублей в год, на десятиклассников и одиннадцатиклассников выделяют по 175 тысяч рублей.

Чиновники говорят о таком подходе как о базовом условии равенства возможностей школьников на получение образования. Равенство, правда, своеобразное, потому что родители, которые переводят детей на СО, этих денег не получают. Но право имеют.

До 2012 года компенсация родителям была закреплена федеральным законодательством. Вроде бы все логично: ученики не пользуются школьными учебниками, родители покупают их сами; дети не злоупотребляют трудом учителей, папы и мамы ищут репетиторов, покупают учебные пакеты; ребята не изнашивают школьное оборудование.

Но уже в письме Минобрнауки России от 15 ноября 2013 года «Об организации получения образования в семейной форме» этот момент скорректирован: «Субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме».

И компенсация стала мерой социальной поддержки, то есть субъект может поддержать, но не обязан. В итоге лишь 5 субъектов из 85 помогают родителям в семейном образовании. Кстати говоря, сами родители, выбравшие семейное образование, не очень об этом переживают: «Дадут три копейки – три шкуры сдерут, уж лучше сами», «Никаких денег не надо, только пусть отстанут».

В школах в свою очередь нет-нет да и практикуют «кнут», ведь для сдачи аттестации многие родители выбирают школу (но могут и специальную аккредитованную интернет-площадку, это исключительно вопрос цены). На контрольной ученик вдруг получает задание из будущей программы, и учитель заявляет: «А мы это уже прошли». Родителя, ребенок которого получает «неуд», пугают письмом в управление, чтобы вернуть «птенца за парту». И в том и в другом случае происходит нарушение закона: на аттестации должны быть задания строго по программе, а исправить «неуд» можно в течение года.

Родители «семейных» детей критикуют школу за недостаток квалифицированных кадров. Учителя осуждают таких мам и пап за некачественное домашнее образование. Родители «семейных» детей ругают школу за устаревшие методики преподавания, отсутствие индивидуального подхода к ученикам, агрессию среди учеников. Мам и пап, выбравших семейное образование, запугивают введением дополнительного контроля за аттестацией и обучением. Но давайте будем честны, в старшей школе де-факто уже все работают с репетиторами, чтобы сдать ЕГЭ, а в школе числятся де-юре.

Тогда к чему эти споры? Получается такое разрозненное общество, забывшее начисто, ради чего, собственно, собрались. Каждый отстаивает какую-то свою, лишь ему видимую цель.

«Счастье лежит на проторенных дорожках», – писал Александр Сергеевич Пушкин. Если говорить о российском образовании, то пусть проторенной дорожкой будет не школа и не семейная форма обучения, а знания. А уж как они добываются – дело десятое.

В некоторых субъектах нашей страны школы начинают дружить с семьями, открывая свои библиотеки и доступ к учебникам, и даже допускают консультации с учителями. И это здорово. Может быть, это новый путь, и не только для школы, но и для общества в целом. Социума, где учитель будет Учителем, а знания – силой.

Анастасия ШАНСКАЯ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте