search
main
0

Счастье, когда учитель своих учеников понимает

В самом деле, должен ли учитель понимать своих учеников? Конечно, иначе он не сможет их ни воспитывать, ни обучать. Но как нужно готовить такого понимающего педагога? Этому помогут новые Федеральные государственные стандарты высшего педагогического образования по направлению «Психолого-педагогическое образование», о которых рассказывает академик Российской академии образования, ректор Московского психолого-педагогического университета, директор ПИ РАО Виталий РУБЦОВ.

Сегодня мы много говорим о необходимости содержательной модернизации системы школьного образования. Это диктуется тем, что налицо:

глобальные изменения социально-экономической ситуации в стране;

диверсификация системы школьного образования;

изменения задач школы и роли учителя (ориентация на социализацию школьников);

возрастание рисков образовательной среды и ухудшение здоровья школьников;

информатизация общества, вследствие чего учитель перестает быть единственным источником информации для школьника, а неуправляемые информационные потоки оказывают негативное влияние на психику и сознание детей;

социализация учащихся, происходящая внутри школы и вне ее.

Кроме того, предъявляются новые требования к современному учителю:

владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы XXI в.;

приоритет антропоцентрического подхода к процессу обучения и воспитания детей и молодежи, ориентированного на развитие креативной личности;

способность видеть многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных, детей с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности;

способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную образовательную среду;

умение применять здоровьесберегающие технологии;

способность сопровождать профессиональную карьеру молодого человека.

В системе этих требований формируется принципиально новый заказ общества и государства к качеству подготовки педагогических кадров, оформляется реальная востребованность в адресной психолого-педагогической подготовке учителя для новой школы.

В чем выражен низкий уровень психолого-педагогической подготовки современного учителя (по мнению самих учителей):

не умеет организовать урок в деятельностной парадигме;

не умеет организовать работу в группах;

не знает типологии детских проблем (детства в целом);

не умеет работать с различными категориями детей;

не владеет общей психологической культурой общения;

не умеет работать с другими участниками образовательного процесса (учитель, директор, психолог, руководитель);

не знает психологии, психофизиологии и физиологии (особенно детей);

не владеет здоровьесберегающими технологиями.

По мнению родителей, на качество образовательной среды в школе в значительной степени влияют:

школьные перегрузки (85%);

конфликтные ситуации (65%);

безопасность ребенка в школе (61%);

нововведения и частые изменения в образовательных программах (59%);

качество образования (48%);

отсутствие для родителей возможности влиять на процессы школьной жизни (35%).

Решение задач системой психолого-педагогической подготовки учителя, а в итоге решение задач психологической подготовки педагогических кадров для «нашей новой школы» должен обеспечить ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» – результат плодотворного сотрудничества психологов, психофизиологов, педагогов, управленцев, родителей, врачей, созданный с участием Российской академии образования, Совета ректоров вузов Департамента образования, учрежденных Правительством Москвы, Института психологии РАН, Психологического института РАО, факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Московской высшей школы социально-экономических наук АНХ при Правительстве РФ, Московского городского психолого-педагогического университета. Принципиально важно, что есть сопряженность – взаимное соответствие между стандартом общего (начального) образования и стандартом ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование», сопряженность научных подходов, общая методологическая платформа, заложенная в основе того и другого стандарта.

Методологическая основа стандарта ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» – подходы педагогической и возрастной психологии, создавшей эффективные технологии организации деятельности детей и взрослых на различных возрастных этапах школьного детства. Психолого-педагогическое образование, основанное на этих принципах, выступает как фундаментальная научно-методическая и практическая база для подготовки учителя, способного работать с проблемами детей и детством в целом, используя деятельностные технологии организации общения и совместной работы взрослого и детей, самих детей. Это обеспечивает возможность самому учителю овладевать теми компетенциями, которые в условиях обучения должен освоить ученик.

Проект стандарта по психолого-педагогическому направлению реализован в соответствии с макетом стандарта ВПО третьего поколения, утвержденным Министерством образования и науки РФ. В нем, с одной стороны, предпринята попытка построения двухуровневого высшего профессионального образования для профиля «Психология образования», с другой стороны, в рамках направления «Психолого-педагогическое образование» помимо указанного профиля в это направление включены девять, по существу, сопряженных профилей бакалавриата:

– «Психология образования»;

– «Психология и педагогика дошкольного образования»;

– «Психология и педагогика начального образования»;

– «Психология и педагогика профессионального образования»;

– «Психология и педагогика дополнительного образования»;

– «Психология и социальная педагогика»;

– «Психология и педагогика инклюзивного образования»;

– «Психология и педагогика образования одаренных детей»;

– «Специальная психология и педагогика».

Этим обусловлена научная новизна разработанного нами стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование». Она состоит в том, что главным универсальным содержанием, объединяющим в единое направление подготовку воспитателя, учителя начальных классов, социального педагога, педагога дополнительного образования, педагога инклюзивного образования становится общая деятельностная платформа, обеспечивающая формирование у будущих специалистов таких знаний и общих для этих видов профессиональной деятельности компетенций, которые позволят им осуществлять процессы воспитания и обучения по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в формах организации продуктивных видов совместной деятельности детей и взрослых.

С учетом того, что в настоящее время в России нет действующих профессиональных стандартов по профессиям и профилям этого направления, разработчики учитывали международные и национальные нормы:

базовые компетенции с учетом реальных рабочих мест и ситуации в регионах;

утвержденные квалификационные требования к ПД;

принятые в мировой практике схемы подготовки (психолога):

бакалавр (4 года) + магистр (2 года) + обязательное постдипломное образование (1 – 3 года или 1,5 – 4 года в условиях супервизии (психологическая интернатура);

независимая система итоговой аттестации (квалификационный экзамен с участием профессионального сообщества).

Такая психолого-педагогическая подготовка обеспечивает будущего педагога такой системой компетенций, за счет которых конкретные виды деятельности взрослых и детей, самих детей становятся условием развития учащихся, а формирование у них требуемых компетенций выступает как результат возрастных достижений, неразрывно связанный с ведущей для данного возраста деятельностью учащегося.

Деятельность и возраст – это основные категории, которые определяют базовое содержание психолого-педагогической подготовки в рамках направления «Психолого-педагогическое образование».

Задачи профессиональной деятельности бакалавров в области психолого-педагогического сопровождения образования:

проведение психологического (диагностического) обследования учащихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;

проведение занятий с учащимися по утвержденным рекомендованным развивающим программам;

проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам.

Задачи профессиональной деятельности бакалавров в области психолого-педагогической подготовки:

повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов;

работа с педагогами с целью организации эффективных учебных взаимодействий детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;

взаимодействие со смежными специалистами (логопедами, педагогами, физиологами);

в комплексных обследованиях образовательной среды;

использование современных научно обоснованных рекомендованных методов психолого-педагогической работы.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата.

Выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями.

В психолого-педагогической деятельности (ПКПП):

способность организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);

готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);

способность рефлексивно относиться к способам и результатам своих профессиональных действий (ПКПП-4);

способность осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);

способность эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития учащихся в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6).

Задачи профессиональной деятельности магистров в области психолого-педагогического сопровождения образования:

разработка и проведение профилактических, диагностических, развивающих мероприятий в образовательных учреждениях различных видов и типов;

разработка и реализация образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса;

осуществление в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса психологической диагностики, коррекционно-развивающей работы, психологического консультирования учащихся и их родителей, психологической профилактики;

разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения подростков.

мониторинг сформированности компетенций учащихся;

разработка совместно с педагогами траекторий обучения учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;

взаимодействие с участниками образовательного процесса по формированию коррекций и развитию учащихся в ходе становления ведущей деятельности;

контроль над ходом психического развития учащихся на различных ступенях образования в учреждениях различных типов и видов;

реализация индивидуально ориентированных мер по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии учащихся;

обеспечение психологической поддержки участников образовательного процесса.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры.

Выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими компетенциями.

Профессиональные (ПК):

Общие для всех видов профессиональной деятельности магистра данного направления (ОПК):

знание феноменологии и закономерностей психической регуляции поведения и развития человека в разные возрастные периоды (ОПК-1);

умение выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом зоны ближайшего развития (ОПК-2);

умение использовать научно обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности учащихся (ОПК-3);

владение современными научно обоснованными технологиями организации сбора профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации (ОПК-4);

умение организовать и проектировать межличностные контакты, общение (в том числе в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-5);

умение организовать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов в решении задач психолого-педагогической деятельности (ОПК-6);

владение научно обоснованными технологиями формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-7);

владение современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности (ОПК-8);

способность организовать коллективно-распределенную деятельность участников образовательного процесса (ОПК-9);

способность проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-10);

способность реализовать комплексный подход к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-11);

способность анализировать и прогнозировать риски образовательной среды (ОПК-12);

способность планировать комплексные мероприятия по предупреждению и преодолению этих рисков (ОПК-13);

способность применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-14);

готовность применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-15);

знание особенностей развития личности в поликультурной среде (ОПК-16).

В психолого-педагогическом сопровождении образования (ПКПП):

способность применять методы диагностики в практической работе с учетом возрастных особенностей детей и подростков (ПКПП-1);

способность проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы (ПКПП-2);

способность проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы детьми на основе результатов диагностики (ПКПП-3);

способность конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПКПП-4);

готовность использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПКПП-5);

способность разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6);

способность проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПКПП-7);

способность осуществлять психологическую коррекцию педагогического процесса (ПКПП-8);

способность консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/учащихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПКПП-9).

Таким образом, разработанный нами ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» демонстрирует тот факт, что современный учитель действительно сможет получить качественно иную по содержанию и форме психологическую подготовку. Она направлена на овладение будущим бакалавром (магистром) такими знаниями и способами профессиональной деятельности (компетенциями), на основе которых воспитатель ДОУ, учитель начальной школы, психолог, социальный педагог сумеют организовать процессы обучения и воспитания по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Специально отметим, что ориентация педагога на формирование деятельностных компетенций учащихся, их развитие в процессе обучения, учет их возрастных и индивидуальных особенностей не может быть достигнута за счет простого увеличения числа психологических дисциплин в образовательных программах высшего профессионального образования или количества часов, отводимых на их изучение. Речь идет о качественном изменении содержания и структуры подготовки учителя.

В вузе необходимо вводить принципиально новые продуктивные (деятельностные) формы подготовки, широко использовать практические занятия студентов с проблемными детьми, вводить в качестве необходимого компонента диагностику и коррекцию детских проблем, обучать будущих специалистов общению и взаимодействию с другими участниками образовательного процесса.

Социальные эффекты, характеризующие социокультурную модернизацию образования, обусловленные системным введением ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование»:

повышение качества научного и учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса за счет единой методологической (культурно-деятельностной) основы ФГОС – стандарта общего (начального) образования и стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование»;

повышение социокультурной эффективности системы образования за счет использования современных развивающих (при необходимости адресных) технологий обучения и воспитания, основанных на организации и развитии различных форм и видов деятельности (с учетом особенностей развития и возраста учащихся).

Социальный эффект, характеризующий социокультурную модернизацию образования, обусловленные системным введением ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование», укрепление позиции школы как социального института защиты детства за счет:

– создания системы условий, обеспечивающих внедрение индивидуально ориентированных образовательных программ, учитывающих возможности, склонности и интересы ребенка;

– психолого-медико-социально-правового сопровождения учащихся, педагогов и родителей в образовательном процессе и, как следствие этого, снижение рисков образовательной среды и повышение уровня ее безопасности;

– адресной помощи ребенку в решении актуальных задач обучения и развития, социализации в условиях школы и вне школы.

Считаю, что системная психолого-педагогическая подготовка учителя (прежде всего психолога, воспитателя ДОУ и учителя начальной школы) – необходимое условие предстоящего эксперимента по введению нового стандарта общего (начального) образования в систему образования России.

Учитывая требования к реализации госстандарта общего (начального) образования, необходимо начать адресную разработку национальной системы диагностики оценки основных образовательных результатов обучения в школе, на основе которой помимо измерения уровня владения с помощью ЕГЭ учеником учебной информацией можно будет определить главные результаты развития и воспитания детей – способность учащихся самостоятельно учиться, их социальную и личностную компетентность (диагностика развития надпредметных и личностных компетенций).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте