search
main
0

Счастье – когда ты умеешь общаться с другими

​Можно ли считать счастливыми детей, уткнувшихся носом в гаджеты, не умеющих общаться в реальном мире, времени и пространстве? Дети, цепенеющие, когда нужно высказать свое личное чувство или мысль, они гармоничны и полноценны? Дети, шарахающиеся от колясочников, слепых сверстников, здоровы? Это вопросы, не имеющие прямых и однозначных ответов, но важные, которые должны нас тревожить.

Пять лет Центр психолого-медико-социального сопровождения «Зеленая ветка» проводит социально-образовательную акцию «Лети, лети, лепесток!», в рамках которой обсуждают проблемы инклюзивного образования, в различные творческие проекты включают детей без ограничений в здоровье и тех, у которых они по каким-то причинам есть.В прошедшем учебном году одним из таких проектов стали «Человеческие истории» – встреча тех, кто хочет попробовать себя в области журналистики, героев очерков и интервью. В роли будущих журналистов – условно нормативные дети, в роли героев – дети с инвалидностью, чем-то увлеченно занимающиеся, а иногда и достигшие определенных успехов, а также их педагоги. Проект состоял из нескольких этапов: журналистский тренинг, пилотные интервью, самостоятельная работа с героями, работа над текстами.На первый журналистский тренинг собрались сорок московских школьников 7-10-х классов. География проекта оказалась пестрой – от Северного округа до поселка Некрасовка на юго-востоке столицы. В общем кругу знакомства каждый рассказал, чем заинтересовал проект. Среди ответов помимо пробы себя в профессиональной деятельности были названы желание познакомиться ближе с людьми, испытывающими определенные ограничения по здоровью; почувствовать жизнь другого человека; найти ответ на вопрос, что помогает в трудных жизненных обстоятельствах.Работа началась с творческого задания – ребятам было необходимо договориться по телефону об интервью со звездой. Как будет строиться телефонный разговор? Что помогает договориться, а что мешает? Кому в разговоре принадлежит инициатива? Ответы на эти вопросы у каждого свои и обязательно практические, основанные на личном опыте, но общие рекомендации тоже были сформулированы в общем кругу.Затем каждый участник проекта в смысловом поле «человек с ограничениями жизнедеятельности» сформулировал темы, интересные и важные для обсуждения. Наибольшее количество детей увлекла тема «Умение радоваться жизни», прозвучали также темы «Реальные интересные истории людей с ОВЗ», «Умение видеть масштаб проблемы», «Умение преодолевать стереотипы», «Как изменить себя и свое отношение к ограничениям?», «Вера в успех, в себя как способ самореализации», «Все люди равны».Работа шла в подгруппах, участники ознакомились с методическими материалами по организации и проведению интервью, типами вопросов и способами их формулирования, прочитали фрагменты повести Екатерины Мурашовой «Класс коррекции», каждый придумал свои вопросы, помогающие раскрытию выбранной темы, затем состоялся ролевой тренинг в парах. Один участник выступал в роли журналиста, другой отвечал ему от лица кого-то из героев повести. Вот тут обнаружились первые серьезные трудности: «герои» вели диалог уверенно и выразительно, а журналисты терялись, смущались, некоторые готовы были заплакать, хотя ситуация была еще не реальной, а игровой.В этот день многие участники проекта поняли, что они, скорее всего, пока не готовы к встрече с «другими» детьми, оценили этот опыт как важный и значимый для себя, но приняли решение – участие в проекте не продолжать. Другая же часть отважилась на пилотные интервью. Выбирая героев для работы второго дня, организаторы искали тех, кто уверенно чувствует себя в публичной ситуации и готов дать обратную связь, кто готов был описать, как проходило интервью, хотелось ли отвечать на вопросы, интересно ли было разговаривать, что стоило бы сделать иначе. Группа героев создала «Памятку начинающему интервьюеру», каждый из героев пообщался с небольшими группами начинающих журналистов, в завершение этого дня участники поделились чувствами и мыслями от прожитого опыта. Для обеих сторон он оказался значимым и достаточно позитивным: ребята были интересны друг другу, тут впервые для участников проекта произошло значимое открытие: дети-инвалиды общаются свободнее, многие больше знают, больше видели и читали, они повели за собой в разговоре журналистов, а не наоборот.Дальше нас ждали два дня «в поле»: в Центре детского творчества «Строгино», в подразделении социокультурной реабилитации «Круг», и в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. «Круг» – подразделение социокультурной реабилитации детей в ЦДТ «Строгино», помогающее ребятам с ограничениями по здоровью образовательно развиваться за счет творчества и освоения рукоделий. В «Круге» ребят тепло встретили, провели по различным мастерским, на экскурсии показали куклы-обереги и куклы-перевертыши, поделки столярной и валяльной мастерских, различные коллажи и костюмы, сделанные самими ребятами и с помощью взрослых руководителей, а потом была важная и интересная беседа-рассказ о деятельности центра и, конечно, сами интервью.В Инженерном корпусе Третьяковской галереи ребята стали гостями акции «Лучше вместе!», которую второй раз совместно организуют общественные организации инвалидов «Перспектива», «Даун Ап», «Ветер перемен», «Лучшие друзья». Акция была приурочена к Всемирному дню человека с синдромом Дауна. В холлах и конференц-зале корпуса было очень людно – дети, родители учителя, волонтеры, в фойе – бесконечные выставки рисунков и фотографий, столики для рисования, игровые площадки, ширмы маленьких передвижных театриков. А главное – шарики: сотни, а может быть, и тысячи воздушных шариков, надутых гелием. И все-все-все участники встречи – большие и маленькие, с крепким здоровьем и тяжелыми нарушениями – с наслаждением играли с шариками, связывали их в букеты, передавали друг другу. Программа встречи была наполнена пресс-конференциями, выступлениями творческих коллективов, документальными и художественными фильмами, флешмобом, занимательными играми.В этой круговерти найти героев для интервью было непросто: не потому что их мало, напротив, оттого что глаза разбегались, все чем-то заняты, куда-то спешат, репетируют, гримируются, примеряют костюмы. Наши журналисты решили сначала ознакомиться с пространством: обошли все помещения, закутки и закоулки, посмотрели, где можно удобно устроиться с диктофоном в относительной тишине, как попасть за сцену, где встретиться с младшими и старшими героями интервью, потом постарались прочувствовать общую атмосферу праздника: кто-то поиграл с будущими героями интервью, кто-то посмотрел и послушал их выступления. И только почувствовав себя уверенно в общем пространстве, ребята решились приступить к первым беседам.Однако оказалось, что выбрать героя для первого разговора все-таки трудно. Почти все наши журналисты попросили помощи у педагогов, чтобы подойти к первым героям вместе. Дети с синдромом Дауна говорят не очень четко, речь их в разной степени затруднена, нашим интервьюерам приходилось напрягать слух и внимание, чтобы вникнуть в смысл ответов. Многие из них стеснялись переспрашивать, а зря: ребятам с синдромом Дауна важно, чтобы их понимали, а потому и самим важно учиться говорить более четко и ясно. Но тем не менее общение у всех наладилось довольно быстро. Дети с синдромом Дауна доброжелательны, общительны, вот уже они куда-то тащат за руку наших интервьюеров, что-то показывают, рисуют, все улыбаются и оживленно беседуют.После первых встреч завязать новые знакомства оказывается не так страшно. Наши журналисты уже увереннее ищут своих героев, подходят к ним после выступлений и пресс-конференции, отводят в сторонку от общего шума, заинтересованно спрашивают и выслушивают. Большинство из наших ребят думали зайти на акцию на часок, взять одно-два интервью и идти заниматься расшифровкой, но как-то не удалось. Все задержались надолго, хотелось понять что-то важное для себя, разобраться в происходящем, ощутить новую и незнакомую дотоле реальность в полной мере. Встреча состоялась, это, может быть, самое главное, чего добивались организаторы, но не конец нашей работы.Несколько дней было у юных журналистов на расшифровку интервью, затем мы встретились снова, чтобы научиться обрабатывать исходные тексты. Семь самых упорных и трудолюбивых журналистов – из школы №840 и гимназии №1595, те, что успели расшифровать значительную часть собранного полевого материала и сделать наброски будущих текстов. Расшифровка интервью – дело очень трудное, требующее много времени и терпения. Плохо слышно голос героя, не привыкшего направлять звук прямо в микрофон, трудно уловить мысль, которая в устной беседе порой делает самые неожиданные зигзаги, трудно записать прямую речь, выстроив ее стилистически грамотно и при этом сохранить авторский стиль говорящего. Поэтому вызывает огромное уважение работа Анастасии Поверенной из 840-й школы, которая не только расшифровала три интервью, но еще и успела сделать к ним комментарии, наброски будущих журналистских текстов.Мы распределили все собранные тексты так, чтобы у каждого журналиста появились хотя бы двое читателей. Знакомясь с чужими работами, ребята отмечали, какие реплики интервью производят самое сильное впечатление, обладают самым существенным содержанием, должны стать основой будущего журналистского текста. Мы рассмотрели некоторые фотографии, сделанные ребятами во время полевой работы, обсудили, на какие жанры журналистских фотографий они делятся, что вообще картинка добавляет к тексту. В результате у нас родились 11 текстов: два портретных очерка, две проблемные статьи, два эссе и пять интервью. Тексты, посвященные героям, очень любопытны, но для нас важно и то, какие открытия совершили для себя юные журналисты.«Я раньше думала, что инвалидность, особенно с диагнозом даун – это приговор. Я смотрела на таких детей и их родителей с ужасом, полагая, что их жизнь – это обреченность и кошмар. Теперь, когда я пообщалась с разными детьми-инвалидами, с их педагогами и родителями, я поняла, что все это совсем не так! Я поняла, что, во-первых, если родители не опускают руки и начинают заниматься своими детьми с самого раннего возраста, то многие проблемы можно решить так эффективно, что болезнь будет едва заметна и будет создавать минимальные проблемы. Во-вторых, я поняла, что дети с серьезными заболеваниями не так уж сильно отличаются от нас – любят то же, что и мы, увлекаются творчеством. И главное – они вовсе не чувствуют себя обреченными. Они развиваются, учатся, мечтают, и больше, чем мы, умеют радоваться жизни. Нам есть чему у них поучиться» (Анна К., гимназия №1595).«Мы с вами тысячу раз за день расстраиваемся из-за каких-то мелочей. А эти люди переступают через болезнь и радуются жизни. Мы с вами разучились видеть особенное, способное поднять настроение в повседневном и уже простом. Вот, например, мой новый друг Катя готова радоваться каждый день только потому, что у нее есть кошка. Мы говорим, что этих людей стоит жалеть. Но то же самое могли бы сказать они о нас. Для них открыт тот мир, в котором люди везде видят хорошее, где болезнь – это всего лишь еще один шанс показать, насколько ты силен, где все люди равны. А мы своими руками закрываем дверь к прекрасному. И кого после этого можно назвать здоровым – нас или их?» (Дарья З., гимназия №1595).Елена ТЯН,Александра НИКИТИНА,Татьяна КЛИМОВА,ЦПМСС «Зеленая ветка»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте