У педагогов не бывает судеб гладких и спокойных, судьба каждого – переплетение обстоятельств, зигзаги перипетий, калейдоскоп событий и происшествий. Свои судьбы учителя вышивают по канве бытия, яркие цветы – ученики – украшают ее, а вот яркость самих педагогов нередко остается в тени, незаметной и непризнанной. Исключение – учителя года, которые одерживают победы не только в конкурсах. Ведь для того, чтобы решиться на участие, нужно многое преодолеть в самом себе – скромность, застенчивость, нерешительность. Я не спрашивала у учителя года Смоленской области-2004 Ольги Ильиной, какие качества своего характера ей пришлось преодолеть, чтобы победить в региональном конкурсе и участвовать во всероссийском. Вся жизнь ее – преодоление и борьба. Над судьбой, над собой, над обстоятельствами.
Оля родилась в обычной семье, в деревне Струково Дорогобужского района Смоленской области (сейчас это поселок городского типа), училась в обычной школе. Ее любимой учительницей была преподаватель английского языка Жанна Александровна Родионова. Она сразу заинтересовала девочку изучением языка, прививала Ольге любовь к предмету, рассказывала о своей профессии так, что у ученицы дух захватывало. Оля собралась поступать в Смоленский государственный пединститут на факультет иностранных языков. Против была мама, не признававшая профессию учителя за серьезную и основательную, – это сейчас она рада и гордится дочерью. Против были обстоятельства. Произошел несчастный случай, в результате Оля стала хуже слышать, комиссия в вузе сказала, что с такими данными поступать в педвуз нельзя. Но девушка приняла решение, ее поддержала любимая учительница (если бы не она, неизвестно, как бы у Ильиной сложилась жизнь), и произошло, казалось, невозможное – Оля поступила, окончила вуз, устроилась в сафоновскую школу №9, где и работает по сию пору. Работает и не собирается уходить, потому что самый главный рецепт для счастливой жизни у нее такой: «Надо просто любить свою работу».
За что любит работу Ольга Владимировна? За то, что можно помочь детям, наполнить добротой каждое мгновение их жизни. Трудное дело. Платят ей всего 3 тысячи рублей, хоть и учительница она классная, хоть и имеет первую категорию и почти половина выпускников 9-й школы поступают на факультет иностранных языков Смоленского госпедуниверситета без всяких репетиторов. Кстати, как когда-то Жанна Александровна, теперь уже Ольга Ильина уговаривает своих учеников выбирать педагогическую профессию и возвращаться в школу. Уговорам поддаются не все, ведь выпускники видят, как оплачивается тяжкий учительский труд, как живут их наставники. Первый школьный выпуск Ильиной уже на четвертом курсе Смоленского педуниверситета. В родную школу студенты приходят на практику, учатся у Ольги Владимировны. Правда, не все метят в педагоги. Одна ученица, поступившая в РУДН, перевелась на заочное отделение и уехала учиться в Америку, другая – в Новую Зеландию. Пораскиданы ученики по миру. Но все хорошо устроились, и те, кто поступил в вузы, и те, кто не поступил, хотя таких единицы. Ольга Ильина была первой в Сафонове учительницей, которая начала преподавать иностранный язык в начальной школе, – недавняя выпускница педвуза создала сначала кружок, а потом пришла к малышам в класс. Она же была инициатором создания профильных классов и классов с углубленным изучением английского языка. Исходила из одного: ее дети не готовятся все разом поступать в иняз, но знание иностранного языка нужно всем. Никто даже представить себе не может, что время от времени Ольге приходится ездить в Питер на лечение, что сделана одна сложная операция, что предстоит еще более сложная, которую Ольга откладывает из-за нехватки времени. Но об этом Ильина говорить не любит, боится, что пожалеют. Но ее не жалеют, удивляются тому, что хватает ее на многое. На работу в местном филиале Российской международной академии туризма (она открыта в Вязьме), на местном телевидении (придумала и вела телепередачу «Видеопоздравление»). Кроме того, частенько Ольга не может отказать, когда ее просят поработать переводчиком для тех иностранных групп, которые приезжают на предприятия Сафонова.
Однажды переводила она разговор тележурналиста с американским детским психологом Робертом Беленьким. Сыну эмигрантов переводчица понравилась, после передачи он выяснил, кто она, где работает, и предложил помощь в сотрудничестве российских и американских школьников. С этого, собственно, и начался новый этап в работе Ольги Владимировны. Сначала она сама переписывалась с Робертом, который оказался человеком очень энергичным, с множеством идей, инициатив, задумок, любящим Россию, интересующимся ею. Доктор наук, автор многих книг, выйдя на пенсию, он стал часто бывать в России, откуда родом его родители. Потом уже ученики Ильиной стали переписываться со своими американскими сверстниками, участвовать в российско-американских конкурсах АСПРЯЛ, в вечерах, посвященных английской и американской литературе. А их учительница, считающая, что ребенка можно научить чему-то только тогда, когда ты учишься сама, трижды участвовала в конкурсе преподавателей английского языка и страноведения США, проводимом Министерством образования РФ, Посольством США в Российской Федерации при участии «Учительской газеты» и Американских советов по международному образованию (АСПРЯЛ/АКСЕЛС), была признана одним из лучших педагогов за отличное преподавание своего предмета, педагогическое новаторство, профессионализм и умение быть лидером. С тех пор она постоянно поддерживает связь с американскими коллегами из штатов Вермонт и Калифорния, разрабатывая с ними совместные проекты в области образования и организуя поездки учащихся в США. Ее ученики свободно общаются со своими сверстниками из англоязычных стран.
Ольга Владимировна открыла в школе английский клуб, который работает во внеучебное время. Летом в рамках этого клуба был организован российско-американский трудовой лагерь на базе Сафоновской агрошколы-интерната. Группа американских детей приезжала в интернат и вместе с российскими школьниками занималась ремонтом и благоустройством игровой площадки. Причем ученики Ольги Владимировны были переводчиками-посредниками между интернатскими и американцами.
Ильина внимательно изучает работы видных ученых и педагогов: Костомарова, Зимней, Пассова, она покупает их книги, читает, примеряя прочитанное к собственной работе в школе. В старших профильных классах старается использовать новейшие методики проведения интенсива, в частности, Галины Китайгородской. Для Ильиной это самое важное – научить своих ребят говорить. У Ольги Владимировны урок чаще всего – захватывающая игра, путешествие в мир иноязычной культуры, она старается объяснить ученикам, что когда человек не может что-то сказать на английском, не понимает, что ему говорят, можно попытаться сказать необходимое теми словами, которые хорошо известны, подобрать синонимы. Если не получается, говорит она, ни в коем случае не нужно молчать, нужно все равно пытаться высказаться. На ее уроках звучит английская речь, правда, у малышей все же прорываются русские слова, а вот старшеклассники стараются этого себе не позволять. Скажем, в 11-м классе ведется работа с видеофильмом «My Fair Lady», снятым по пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион». Видеофильм в преподавании английского языка часто используется Ольгой Владимировной для практики иноязычного общения на учебном занятии и формирования аудиовизуальной сферы изучения английского языка. Применение видео оказывается очень эффективным при формировании коммуникативной культуры, потому что фильм не только представляет учащимся живую речь носителей языка, но и погружает их в ситуацию, в которой они знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка. Вначале ребята смотрят фильм «My Fair Lady», слушают музыку, любуются игрой замечательных актеров, наслаждаются красотой их речи и увлекательным сюжетом фильма. После этого они будут работать с отдельными фрагментами фильма, знакомиться с новыми словами, употребление которых отрабатывается в учебно-речевых ситуациях. Ученики просматривают фрагмент фильма, производя интонационную разметку в напечатанном тексте этого фрагмента, повторяют ключевые фразы и стараются прочувствовать свою речь, отвечают на вопросы по данному эпизоду и обсуждают увиденное, инсценируют диалоги. Но это высший пилотаж, а начинается все в начальной школе, где, например, малыши, прочитав сказку «Pif», осуждают собачку, поступившую неверно, и советуют Пифу, что надо было сделать, чтобы не промокнуть и не ломать дерево. Ольга Владимировна постоянно создает на уроках такие ситуации, когда дети общаются друг с другом в свободной манере. Это и помогает им овладевать иностранным языком в той мере, которая позволяет снимать языковой барьер.
Сафоново, Смоленская область
Комментарии