Какой должна быть система повышения квалификации, чтобы реально работать на школу, эффективно сопровождать деятельность и профессиональное развитие учителя? Стоит ли вообще принимать во внимание запрос отдельного педагога? Или только коллектива? Или руководителя? Или единственный надежный ориентир – нормативные документы в сфере ДПО?
Истина где-то рядом!Сегодня наряду с традиционной и сетевой в Москве реализуется персонифицированная модель повышения квалификации. Ее появление во многом обусловлено организационной структурой системы московского образования, функционированием крупных образовательных организаций. Субъектом выступает педагогический коллектив, поскольку за стабильным результатом стоит именно коллектив, а не отдельный, пусть и самый замечательный, педагог. Модель включает выявление профессиональных дефицитов и запросов (мониторинговое исследование), проектирование модульной программы в контексте целей и задач, реализацию такой программы и посткурсовое сопровождение. Главное, чтобы костюмчик сидел!Казалось бы, широкий тематический диапазон программ ПК, реализуемых в столице, способен компенсировать практически любой профессиональный дефицит, удовлетворить любой образовательный запрос. Тем не менее уже более 400 педагогов прошли обучение по персонифицированным программам, столько же в листе ожидания. Почему руководители выбирают персонифицированные программы? Образно на этот вопрос ответила директор гимназии №625 Галина Алябушева:- Знаете, есть массовый пошив, а есть индивидуальный. Мы не хотим что-то общее для всех, нам нужен индивидуальный пошив от дизайнера, который точно знает, что нам надо!На сегодня мониторинговое исследование проведено более чем в 80 образовательных организациях, среди которых и топовые школы, и школы, стремящиеся туда попасть. Первичные данные собираются через опрос. Для педагогов каждого уровня общего образования своя анкета. Анкеты охватывают все виды профессиональной деятельности, учитывают требования профессионального стандарта «Педагог», ФГОС, критерии рейтинга московских школ. Обязательно проводятся фокусированные групповые интервью для расширения, уточнения и конкретизации данных анкетного опроса. В результате руководители получают систематизированное описание общих и специфических профессиональных дефицитов и запросов с распределением по уровню общего образования, на котором работают педагоги, согласно их возрасту и стажу. Основные дефициты и запросы сконцентрированы не только в методической области, но и в области психолого-педагогической подготовки педагогов, их способности и готовности работать в инклюзивном, разноуровневом классе, мотивировать учебную деятельность обучающихся, создавать психологически комфортную образовательную среду, эффективно разрешать конфликтные ситуации. Счастье – это когда тебя понимаютЧасть руководителей заказывает разработку и реализацию персонифицированных программ, другая часть использует результаты мониторингового исследования для выстраивания неформального повышения квалификации (семинары, мастер-классы, практикумы и прочее), подбора курсов из регионального реестра дополнительных профессиональных программ (портал dpomos.ru). Спустя год после мониторинга мы обратились к руководителям ОО с вопросом о его эффектах и результатах. Говорит директор школы №38 Марат Сяфуков:- Благодаря мониторингу мы увидели проблемы, смогли ликвидировать их через систему подобранных курсов и целенаправленный отбор кандидатов при приеме на работу: принимали только учителей с необходимыми профессиональными компетенциями. В результате за год мы поднялись в рейтинге на 100 мест- с 652-го до 552-го. – По результатам проведенного мониторинга, – отметил директор школы №1434 «Раменки» Алексей Карпухин (назначен заместителем министра образования и науки Республики Дагестан), – мы объявили аукцион на закупку актуальных для нас программам повышения квалификации на 1 млн руб. и обучаем наших учителей. Мы готовы провести мониторинг повторно, чтобы как можно четче отследить динамику профессионального роста и определиться с программами повышения квалификации на предстоящий учебный год.Директор школы №199 Валентина Моисеева признала:- Ваша работа очень большая и очень полезная для школы. С отчетом мы работали целый год, я поняла глубину и значимость выявленных проблем. И совершенно не случайно, обучаясь по программе «Эффективный руководитель», в качестве темы итоговой работы я взяла «Повышение качества образования обучающихся ГБОУ «Школа №199» через реализацию системы профессионального роста педагога».Выстроенная система мониторингового исследования профессиональных дефицитов и запросов педагогов образовательных организаций в связке с возможностью точечного подбора курсов повышения квалификации и дальнейшего сопровождения школ на пути их развития открывает новые перспективы не только для системы ДПО, но и для всей системы общего образования.Ксения ТАБАРОВСКАЯ, начальник Управления мониторинга и сопровождения экспертизы программ дополнительного профессионального образования МИОО,Валерий ЛЕБЕДЕВ, заместитель начальника Управления мониторинга и сопровождения экспертизы программ дополнительного профессионального образования МИОО, Светлана МАНСУРОВА, профессор МИОО
Комментарии