Слово «счастье» так пленительно и маняще звучит для каждого из нас. Поздравляя своих родных и близких с праздниками, мы год за годом желаем друг другу счастья. Что же значит быть счастливым?
Многим людям на память приходит крылатая фраза из фильма режиссера Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника», отражающая сразу несколько граней этого понятия. «Счастье – это когда тебя понимают», – пишет в своем сочинении герой фильма Гена Шестопал.
Понимать – значит говорить друг с другом на одном языке, узнавать мысли и чувства друг друга, а следовательно, учитывать и принимать индивидуальность собеседника. Понимание – это основа счастья. Мы не задумываемся об этом, но для детей с ограниченными возможностями здоровья понимание затруднено во многих аспектах.
Особенным детям зачастую бывает непросто выразить свои желания и эмоции, трудно понимать речь другого человека, а следовательно, сложно полноценно влиться в общество и взаимодействовать с ним. Родители таких детей живут в вечной тревоге, будут ли поняты и приняты их дети в социуме.
В школе №1708 мы учитываем и принимаем своеобразие каждого ребенка, уделяя внимание его потребностям, и организовываем для него специальные условия.
В нашем учреждении обучаются и воспитываются более 1200 детей с ограниченными возможностями здоровья. В симптомокомплексе учащихся наблюдаются двигательная расторможенность, дефицит внимания, аутистический спектр поведения, ментальные нарушения и несформированность вербального общения.
Успешность обучения детей с ОВЗ обеспечивается координированной работой учителей, специалистов, воспитателей и педагогов дополнительного образования. Такое единство в нашем учреждении обеспечивается индивидуальными и групповыми образовательными маршрутами, которые учитывают весь комплекс мероприятий для каждого конкретного ребенка.
Специалисты коррекционного блока работают единой командой и создают основу для усвоения адаптированных общеобразовательных программ.
Первый блок коррекционной системы – общедвигательный. В этой области работают специалисты адаптивной физкультуры. Цель их работы – формирование общедвигательного праксиса и его характеристик в качестве базы для мануального, артикуляционного, идеомоторного праксиса, формирования навыков ориентации и безопасного передвижения в пространстве. В основу их работы положена система построения движений Н.А.Бернштейна.
Формирование эмоциональных и волевых процессов у детей с ОВЗ занимает важное место в комплексной работе специалистов. Это связано с несформированностью психического статуса учащихся, который характеризуется неустойчивостью, импульсивностью, отсутствием равновесия в процессах возбуждения и торможения, аффективностью, несформированностью мотивации к произвольной деятельности. Регуляцией этих процессов занимаются педагоги-психологи.
В дошкольных группах работа психологов представлена занятиями по театральной деятельности. Такие занятия позволяют активизировать существующий спектр эмоций детей с ОВЗ и формировать новые для них формы эмоционального взаимодействия. В начальной школе с детьми, обучающимися по цензовым программам, проводятся занятия по сенсорной деятельности. Они призваны развивать процессы зрительного и слухового восприятия как основы формирования навыков чтения и письма.
Совершенствованием ментальных процессов занимаются учителя-дефектологи на основе предметной деятельности через совершенствование психических процессов: восприятия, памяти, мышления. Работа ведется на материале ФЭМП, на продуктивной деятельности, в процессе игровой или учебной деятельности в зависимости от возраста ребенка.
В начале было слово… Понимание возможно в первую очередь через речь. Занятия логопедов – приоритетное направление работы нашей школы. В учреждении занятия проходят по десяти разделам: ритмико-мелодико-интонационная организация языка, формирование артикуляционного праксиса, формирование фонетико-фонематического слуха, автоматизация звуков, формирование слоговой структуры слова, формирование фразовой речи и ее грамматическое оформление, формирование навыка словообразования, семантизация текстов, предупреждение и коррекция оптической дисграфии. Цель коррекционно-логопедической работы – формирования вербальной коммуникации средствами родного языка.
Педагоги нашего учреждения в своей профессиональной деятельности стремятся к тому, чтобы процессы обучения, коррекции и воспитания наших детей находились в тесной взаимосвязи и взаимодополняли друг друга во имя достижения общей цели: максимально полной социализации детей с ОВЗ.
Благодаря такому подходу мы раскрываем потенциал каждого ребенка и способствуем его социальной адаптации, то есть тому, чтобы его понимали и принимали в обществе.
Понимание – это такое состояние души, когда люди настроены на одну волну, когда исчезает чувство одиночества. Человеческая способность понимать другого связывает нас друг с другом и позволяет чувствовать себя нужными, востребованными, состоявшимися. Это ли не есть счастье?! Коллектив школы №1708 ежедневно работает над тем, чтобы подарить это счастье всем нашим ученикам.
Ольга ТРЕТЬЯКОВА, старший методист школы №1708
Комментарии