search
main
0

Счастье – это дело. Считает народный артист России пианист Давид Лернер

Мы встретились с ним на Волге. Представьте плавно движущийся по водной глади речной лайнер, проплывающие за бортом живописные берега, блики солнца. И среди всего этого великолепия российской природы – чудесная музыка, неподражаемое, великолепное исполнение бессмертных произведений Чайковского, Рахманинова, Листа, Шопена.

Как завороженные слушали их люди разных возрастов, профессий, москвичи, новгородцы, самарцы. Музыка пробуждала в душах трепетные, возвышенные мысли и чувства. Народный артист России пианист Давид Михайлович Лернер дал на борту теплохода несколько благотворительных концертов, и всегда его встречало восторженное: «Браво!!!» А при личном знакомстве он оказался человеком открытым, доброжелательным, прекрасным собеседником. Как выяснилось, в биографии артиста есть и армейские строки…

По выражению самого маэстро, он уже более 70 лет у рояля. С детства очень любил музыку, поэтому окончил музыкальный техникум, затем – Киевскую консерваторию, по классу фортепиано. Получив образование, был призван в ряды Вооруженных Сил и служил в симфоническом оркестре Центрального Дома Красной Армии. Вскоре этот музыкальный коллектив направили на гастроли на Дальний Восток.

Лернер принимал участие в праздновании 5-летия Особой Дальневосточной армии, которой командовал в то время маршал Блюхер. Его творческий вклад в деятельность музыкального коллектива был поощрен Почетным значком бойца Дальневосточной армии. Этой наградой Давид Михайлович очень гордится. Военным музыкантам приходилось выступать и в различных населенных пунктах края, порой даже давать концерты прямо в тайге у костра. Понятно, что туда рояль не доставить. Музыканты играли на ударных инструментах, аккордеоне. «Бывало так, – вспоминает Давид Михайлович, – мы – бойцы-красноармейцы таскали на себе контрабасы и барабаны. Но не сетовали, понимали, как нужна воинам оказываемая нами духовная поддержка».

После демобилизации Лернер остался работать в Москве концертмейстером. Казалось, судьба улыбалась ему. Но длилось это недолго – причина у артиста не было собственного жилья. В 1936 г. Лернеру предложили работу в радиокомитете на Камчатке. Согласился. В то время радиокомитет размещался в обычной крестьянской избе, да еще неустроенной. Давид сам купил туда рояль в московском комиссионном магазине. Добираться на Камчатку пришлось более полутора месяцев. Одиннадцать суток на железной дороге до Владивостока, затем месяц ожидания теплохода, десять дней плавания по Тихому океану до места прибытия. Нетрудно представить, как Давид транспортировал свой музыкальный инструмент на всех пунктах пересадки.

Работа в радиокомитете увлекла артиста. Стремился разнообразить радиопередачи, ему удалось даже организовать вокальный ансамбль и детский хор. Все складывалось хорошо, но наступил 37-й год. И Лернера по доносу недоброго человека арестовали. Пока разобрались, установили невиновность, реабилитировали, прошло два года. Вскоре началась Великая Отечественная. Она требовала от людей мужества, энергии. Давид Лернер быстро организовал новый концерт – монтаж «Били, бьем и будем бить», написал на слова Лебедева-Кумача (еще до Александрова) свою песню «Идет война священная». Был мобилизован в пехотное училище, которое готовило офицеров для фронта. После года обучения с учетом его музыкальных способностей Давида перевели в ансамбль песни и пляски Тихоокеанского флота. Этот музыкальный коллектив выступал в частях ВМФ, на кораблях, подводных лодках.

Под командой мичмана Лернера в то время служил будущий народный артист РФ Борис Брунов. Всю войну в действующей армии сражался брат Давида Борис. Вклад Лернера в победу над фашистами увенчан наградами: орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией» и другими.

С 1946 г. музыкант начал работать с артистами Большого театра в Москве концертмейстером. Но его связь с Дальним Востоком не прерывалась. Он много там гастролировал – выступал в военных госпиталях, на кораблях, в воинских частях, на пограничных заставах.

В то время его творчество активно отражала военная печать – газеты «Суворовский натиск», «Тревога». До сих пор Давид Михайлович хранит пожелтевшие номера газет. За их строками – годы его становления, о которых каждый человек помнит всю жизнь.

Судьба свела пианиста с великими артистами нашей страны. 20 лет Давид Михайлович аккомпанировал солистке Большого театра народной артистке Марии Петровне Максаковой. 15 лет продолжалось его творческое сотрудничество с народным артистом СССР Сергеем Яковлевичем Лемешевым. На афишах лучших певцов страны Н. Шпиллер, Е. Шумской, А. Иванова сообщалось: «Партия фортепьяно – Давид Лернер».

Неоднократно выступал он и с зарубежными певцами, такими, как Поль Робсон и Гендерсон (США), Л. Линко и Й. Хуубенен (Финляндия), Николай Гедда и Маргаретта Халлин (Швеция). Был концертмейстером VII и VIII конкурсов имени П.И. Чайковского в Москве. «Примечательно, – отмечал журнал «Музыкальная жизнь», – что артист, однажды выступивший с Лернером, в свои последующие приезды «заказывал» именно этого пианиста».

За плечами Давида Михайловича долгая непростая жизнь длиной в 94 года. Любопытно, как с позиций своего богатейшего профессионального опыта артист оценивает состояние нынешней музыкальной культуры в России? Поинтересовалась…

– Она сейчас в упадке, – признался он. – Мало кто в наше время интересуется классической музыкой. Все заполонили так называемые рок, попса. Они, как известно, расшатывают психику людей, обедняют их духовный потенциал. А классическая музыка, как правило, повышает нравственную «планку» человека, воспитывает его вкус, культуру. К тому же классика доступна для понимания людям разного возраста, образования.

– Может быть, необходимо совершенствовать систему образования, преподавание музыкальной культуры в учебных заведениях? – спросила я. – Тогда ситуацию можно спасти?

– Безусловно, хорошо поставленное образование в стране необходимо, – ответил Давид Михайлович. – Правда, сам я не педагог. Но проблемы воспитания и образования не оставляли меня никогда равнодушным. Во-первых, я – отец, воспитавший сына и давший ему образование. Во-вторых, в моей семье есть преподаватели – сын работает в музыкальном училище имени Стасовой. В круг его общения входят педагоги. Поэтому то, о чем хочу сказать, знаю не понаслышке. В наши дни в учебных заведениях недостаточно квалифицированных, эрудированных преподавателей, часто ими становятся просто случайные люди. Конечно, это не может не отражаться на воспитании молодежи. Сравним современную молодежь с молодыми людьми моего поколения. Мои сверстники очень тянулись к знаниям, образованию. Например, мы с братом воспитывались в обычной семье, но и я и он получили высшее образование.

Раньше почти в каждой семье был какой-нибудь музыкальный инструмент, люди любили живую музыку, пение. Это их объединяло, давало жизненную силу. Ведь в те времена не было ни телевизоров, ни компьютеров, ни видео. Что касается современной молодежи, она, как правило, обладает всей этой техникой, поэтому не стремится к саморазвитию, а чтобы поднять настроение, просто-напросто нажимает кнопку «видака».

К нашему разговору присоединилась и супруга Давида Михайловича Галина Павловна:

– Например, моя внучка Лена – умница-отличница, занимающаяся в школе во многих кружках, хоре, призналась, что даже не слышала целиком оперы «Евгений Онегин». А ведь в прежние времена посещение школьниками театров, оперы или балета было явлением обязательным.

Несмотря на преклонный возраст Давида Михайловича, его творчество не иссякает. В среднем в год он дает около 50 сольных концертов. В Москве в Центральном доме работников искусств регулярно проходят творческие вечера Лернера «70 лет у рояля». Дает концерты и в Доме-музее Ф. Шаляпина. Все выступления музыканта благотворительные, бесплатные для ветеранов войны, пенсионеров.

Давид Михайлович и его супруга контактируют и с московским хором «Поиск», состоящим из участников Великой Отечественной войны, блокадников-ленинградцев. Тематика этого творческого коллектива – военно-патриотическая. Хор постоянно выступает на Поклонной горе, в Колонном зале, парке имени Горького. Опытный музыкант дает самодеятельным артистам советы, консультации, помогает подобрать программу выступления. Лернер – постоянный участник астраханских музыкальных фестивалей. Несколько лет назад в Брюсселе состоялся благотворительный концерт, в котором приняли участие Лернер и певец-инвалид Виктор Соколов.

Кроме звания народного артиста России у Давида Михайловича есть награды, которые говорят сами за себя, добавляют к портрету музыканта выразительные штрихи. Почетный знак организации ветеранов Содружества за культурное шефство над госпиталями, домами-интернатами, грамота за выступления перед воинами группы наших войск в Германии и другие, свидетельствующие о связях с Вооруженными Силами и ветеранскими организациями.

Несмотря на возраст Давид Михайлович полон жизненных сил, творческих планов, завидной энергии. Согласитесь, каждому хотелось бы сохранить эти качества до седин. Поэтому в заключение задала вопрос: что в его представлении – счастье?

– Многие считают, – ответил он, – что счастлив тот, кто прожил на земле много лет. Конечно, с таким суждением не поспоришь. Но ко всему этому очень важно найти в жизни полезное дело по душе. Тогда не будешь ощущать ни скуки, ни пустоты, ни собственной никчемности. Думаю, в этом залог человеческого счастья и счастья тех, кто рядом с тобой.

О том, каких высот достиг он в своем деле, красноречиво говорят слова великого российского певца Ивана Семеновича Козловского, о Давиде Михайловиче Лернере: «Вы сами знаете, когда выходишь на сцену, необходимо то, что у вас есть и за что вас чествуют – Мастерство!!!»

Наталия ДРОЗДОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте