Интернет позволяет получать информацию на любую интересующую тему в одно мгновение. В наше время уже невозможно представить жизнь человека без Всемирной паутины. Но насколько она безопасна для наших детей и какие подводные камни скрывает постоянное пользование Интернетом? Если родители и школа сделают Интернет безопасным, смогут ли они избежать всех негативных сторон пользования им?
Каждый родитель должен знать о родительском контроле. Его можно установить на компьютер, планшет или смартфон. На многих устройствах (например, устройствах Apple) программы для родительского контроля изначально предусмотрены производителем.
Как правило, программы родительского контроля позволяют гибко настраивать список приложений, которые ребенок может использовать либо устанавливать, какие сайты и какое содержимое может просматривать, сколько времени либо в какое конкретное время ребенок может использовать устройство.
В целом большинство таких проблем, как нежелательный контент, киберпреступность и кибербуллинг, с помощью родительского контроля решить удастся. Но только ли это представляет угрозу для наших детей? По моему мнению, врага сложно победить, если ты не совсем понимаешь, что перед тобой враг. Андрей Курпатов, врач-психотерапевт, президент Высшей школы методологии, автор более 100 научных работ, указывает на проблему цифрового аутизма и отупления с телефоном. Эти проблемы возникают из-за избыточного цифрового потребления. Андрей Курпатов указывает на превышения пользования Интернетом и работы по «запуску» мышления. Наш мозг устроен так, что он выбирает решение более простой задачи, а сложную решать отказывается, так как тратит на это большее количество энергии. Поэтому у ребенка просмотр забавных видео в YouTube или TikTok вызывает больший интерес, чем чтение книжки. Из-за этого познавательные и образовательные ролики имеют в десятки и даже тысячи раз меньше просмотров, чем развлекательные. При этом современные цифровые платформы построены так, что формируют список интересов человека, предлагая для просмотра аналогичный контент. Условно: если смотришь развлекательные видеоролики, то будешь смотреть еще больше подобных роликов. Все это ведет к тому, что современный ребенок может проводить в Интернете большую часть свободного времени, не получая от этого никакой полезной информации, в лучшем случае таким образом он может узнать, что если бросить конфету «Ментос» в газировку, то произойдет выделение большого количества пены. Все подобные ролики построены так, чтобы максимально зацепить внимание ребенка, – яркие цвета, экспрессивная озвучка. Если взрослый человек посмотрит, какие видеоролики выкладываются на наиболее популярных у подростков каналах, то волосы встанут дыбом: «Как это вообще можно смотреть?!»
Для примера: один из самых популярных развлекательных каналов в русском сегменте YouTube «А4» имеет более 30 миллионов подписчиков. Даже если допустить что часть из этих подписчиков не из России, получается, что подавляющая часть детского населения страны подписана на этот канал.
Что же делать? Как уже было сказано выше, необходимо ограничивать время, которое ребенок проводит с мобильным или стационарным электронным устройством. Крайне желательно ограничить список интернет-ресурсов, которые доступны ребенку.
Следует осознавать: полностью запретить использование Интернета в современном мире не удастся. Поэтому родителям нужно прикладывать существенные усилия, чтобы организовать времяпрепровождение ребенка и участвовать в его образовании.
Ольга СОЛОВЬЕВА, учитель русского языка и литературы школы №1357 «На Братиславской»
Комментарии