На международной конференции в Москве, которая проводилась по инициативе Общероссийского профсоюза образования, был начат серьезный разговор о проблеме насилия в школе. В чем причины жестокости современных подростков? Как защитить учителя от агрессии со стороны учеников и родителей? Что может сделать сам педагогический коллектив, чтобы противостоять вирусу насилия? Сегодня мы продолжаем обсуждать эту тему на своих страницах.
В саратовской школе №108, получившей с 1 сентября нынешнего года статус гимназии, уютно и удобно учиться, работать. Педагогический коллектив во главе с директором Натальей Куприяновой, заслуженным учителем РФ, активно участвует в инновационных проектах, престижных конкурсах. Школа получила миллион в рамках национального проекта «Образование». Статус лучшего учителя РФ завоевали педагоги Надежда Викторовна Иншина, Людмила Ивановна Острогорова, лучшими по области стали Гаяне Самвеловна Баграмян и Наталья Анатольевна Курчаткина. В 2010-2011 учебном году в конкурсе «Поклонимся великим тем годам» 9-й «А» занял первое место в районе. Подарком школе-победительнице был компьютерный класс со всеми необходимыми атрибутами техники и мебели. 1 сентября 2010 года депутат Саратовской областной Думы Василий Синичкин в торжественной обстановке перерезал красную ленточку на входе в новый компьютерный класс и поздравил педагогов и учащихся с победой в конкурсе по патриотическому воспитанию.Когда мы предложили трем завучам гимназии принять участие в обсуждении острых проблем, которые выносились на всероссийскую конференцию, они высказали единодушное мнение. Агрессивный ученик, который допускает оскорбление в адрес учителя словом или действием, – это заключительный аккорд сбоя целой системы отношений в обществе. Маленький человек, как зеркало, отражает неблагополучие в социальной жизни поселка, города, региона и целой страны. И не надо умалять значение отдельного случая. Ибо если мы дойдем до массовости подобных явлений, это будет означать, что в обществе воцарился хаос.Однофамилица директора завуч Ирина Константиновна Куприянова рассказала, что в школе отработала около сорока лет. Начинала после Вольского педучилища учителем начальных классов, потом окончила Саратовский пединститут, преподавала русский язык и литературу, была классным руководителем. Работала в глубинке, Вольске, и в областном центре, Саратове, и не может припомнить случая, когда бы ученики подложили кнопку на стул, плюнули бы в ее сторону комочком скрученной бумаги. Она вспоминает другое: когда-то на родительском собрании после беседы о будущем детей папы и мамы попросили ее не уходить: «Поговорите с нами еще, пожалуйста…» Учитель должен хотеть и уметь донести до родителей главную мысль о том, что они вместе участвуют в процессе формирования мировоззрения растущего человека. Сегодня, как и в прошлые годы, хороших, мудрых учителей много, готовых пожертвовать ради детей личным временем, материальным благополучием и даже здоровьем. Ирина Константиновна в этом убеждена, готова рассказывать о молодых перспективных педагогах гимназии снова и снова. Но она озабочена тем, что в пору реформ престиж учительской профессии на государственном уровне поддерживается недостаточно, и это бьет по авторитету педагога. Про зарплаты и квартиры в очередной раз и говорить не хочется, хотя без нормальных условий учитель вынужден тратить время не на детей, их и свое творческое развитие, а подрабатывать… Кто-нибудь задумывался о том, что, выбрав профессию педагога, молодой человек практически отказывается от карьерного роста? За десяток лет ему «не светит» ничего выше завуча, а директорское кресло в придачу с хозяйственными хлопотами и юридической ответственностью за всякую мелочь привлекает далеко не каждого.Плохо, что школьный педколлектив сегодня на 90 процентов состоит из женщин. Некому прививать мальчикам мужественные черты характера, не с кого брать пример уважительного отношения к женщине. Мужчин-педагогов в гимназии немного: помимо физрука, есть молодой учитель английского языка, а в этом году удалось заполучить историка (такая удача!).В школе вакантно место воспитателя в группе продленного дня. Никто не хочет брать на себя ответственность за жизнь и здоровье детей, поскольку придется постоянно думать о пропитании своей семьи – невостребованный оклад составляет 4800 рублей. Учителя начальных классов вынуждены совмещать работу в продленке с основной, чтобы не оставить родителей с непристроенными детьми без внимания. Кто скажет, что в действительности больнее – однажды уколоться подсунутой кнопкой или ежедневно отказывать себе в возможности почитать, погулять со своим ребенком?Людмила Ивановна Острогорова, зам. директора, считает примечательной особенность микрорайона, где располагается гимназия. Многие родители учащихся работают на предприятии «Бином», еще больше торгуют на базаре 3-й Дачной. Большой имущественной разницы у них нет, но есть очень разные представления о жизненных приоритетах, заложенные в семье. К тому же каждый класс сегодня состоит из представителей разных национальностей: русских, украинцев, чеченцев, таджиков, азербайджанцев, армян, дагестанцев, корейцев. Все они дружат, на дискотеках отплясывают вместе танцы разных народов. Зам. директора Гаяне Самвеловна Баграмян в этом видит результат системной воспитательной работы педагогического коллектива. Мероприятия – беседы, творческие вечера, встречи с интересными людьми, так или иначе посвященные проблеме толерантности, – в ежегодной программе учителей. Не менее важна для укрепления дружбы школьников внеклассная работа – каждый год ребята много путешествуют со своими учителями: ходят в походы по области, ездят на экскурсии по Золотому кольцу, в Санкт-Петербург, в Тарханы, Волгоград. Конфликтов и ссор вдали от дома практически не бывает. На занятия ученики приходят в одинаковой форме, непременные атрибуты которой – бордовый жилет, бейджик. В школе не нужно выделяться одеждой – только желанием овладеть знаниями. Но что за школа без сложных психологических ситуаций? Педагоги вспоминали, как целенаправленно вели кампанию против подросткового курения, против сквернословия, заручившись поддержкой родителей, активно включая их в эту работу. Курьезных случаев много в их практике. В основном забавных, когда сквернословивший на улице подросток при виде учителя замирал и долго извинялся.Куда сложнее быть внимательным к каждому ученику, заметить потухший взгляд, знать семейную обстановку. Людмила Ивановна вспоминает мальчишку, выражение глаз которого отличалось злостью на весь мир. Что было бы с ним, не прояви учитель такта и заинтересованности в судьбе, – неизвестно. Он действительно был обижен равнодушием в семье: его воспитывала одна мать, злоупотреблявшая алкоголем. Подростку стали поручать подготовку оформления класса к тематическим вечерам, контроль за дисциплиной во время встреч с интересными людьми, выступления. От добрых слов и внимания парень обрел уверенность, советовался с учителем о будущем: после девятого класса поступил в техникум. В школе он и теперь частый гость.Острогорова знает из многолетней педагогической практики: агрессивным подросток становится из-за безысходности и несправедливости. Даже наказывая его, нужно объяснить – за что.Профессия учителя дается далеко не каждому. Чаще всего агрессивное поведение школьника по отношению к педагогу связано с ошибкой профессионального выбора. Был случай в школе, когда в середине учебного года учительница начальных классов подала заявление на увольнение. Найти замену в разгар занятий нелегко, и Людмила Ивановна пыталась достучаться до молодого специалиста: «Ты бросаешь своих второклассников, не жаль?» Ответ был холодным, как зимний день: «Я их не бросаю, у них есть родители». А бывает, что педагог, добрый и отзывчивый человек, просто устал и занервничал, и сорвался на крик, обидел ребенка. Нести такую ношу в одиночку нелегко – все общество должно помогать и поддерживать учителя, взявшего на себя ответственность за будущие поколения.
Комментарии