Решая задачи обучения и пропаганды среди детей и юношества бережного отношения к энергоресурсам, педагоги и создатели учебников сегодня ищут нетривиальные подходы к их содержанию и форме. Рассказать так, чтобы было интересно и в то же время информативно, дать необходимый объем информации, но при этом не перегрузить детей, может помочь… игра. О том, какое значение интерактивные игры приобретают в современном образовании и как с их помощью научить школьников экономить энергию, «Учительской газете» рассказала ведущий менеджер компании «Рукарта» Светлана ФОМЧЕНКОВА.
– Светлана Александровна, как возникла сама идея создания игры по энергоэффективности?- Энергосбережение сегодня является важной социальной темой, способной оказать существенное влияние на общий уровень благосостояния. Сейчас во многих странах идет активное обсуждение вопросов энергоэффективности и поиски решения проблем рационального использования энергоресурсов. При этом очень остро стоит вопрос обучения бережному отношению к энергоресурсам. В настоящее время начата масштабная работа по популяризации технологий грамотного энергопотребления среди самой юной и восприимчивой аудитории – школьников.Кроме того, чтобы вся эта работа была более наглядной, более действенной, сами школы сегодня обязаны уделять внимание внедрению энергоэффективных технологий и вести активную работу по энергосбережению. Таким образом, школа сегодня и просвещает ребенка на эту тему, и своим примером может показать, какие меры по энергосбережению необходимо предпринимать.Именно на стыке образовательных и управленческих задач в области энергоэффективности ООО «Рукарта» создается интерактивная игра для детей и подростков.- А каким образом интерактивные игры могут помочь в формировании культуры энергосбережения?- Использование мультимедийных технологий является одним из перспективных направлений в образовании, поскольку современные дети и дома проводят много времени за компьютером, и в учебной деятельности их также можно привлечь компьютерными программами, интерактивными учебниками, учебными играми и т. д. И на самом деле они гораздо интереснее, чем традиционные учебники. Единственное, что нужно учитывать, – это необходимость их умеренного использования, если мы заботимся о здоровье наших детей.Мультимедийные технологии позволяют сделать обучение более активным, самостоятельным, а также работать одновременно с большим количеством источников информации разного рода: это и тексты, и иллюстрации, и различные анимированные элементы. Кроме того, если использовать какую-либо игру на уроках, то в образовательном процессе с большей вероятностью будут задействованы все ученики в классе, нежели на обычном уроке. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения учащегося, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.Однако необходимо помнить, что игра – это лишь один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, самостоятельной работой.- Что же за игру разработала ваша компания, чтобы помочь школьникам разобраться в сложных вопросах энергосбережения?- Уже в этом году мы выпускаем приложение «Моя энергия». Это будет игра с качественным, интересным сюжетом, но в любом случае, какими бы развлекательными свойствами она ни обладала, это настоящее интерактивное учебно-методическое пособие.На первый взгляд это самый обычный квест, то есть приключение, которое надо пройти, выдержав определенные испытания и к тому же пополнив свой запас знаний советами о разумном использовании энергии. Впрочем, эти знания ребята будут получать достаточно органично, что позволит им легко и в то же время прочно сохраниться в памяти школьников, потому что они будут поданы не в назидательной, а в дружелюбной и веселой форме. Мне кажется очень важным, что игра будет идти в режиме от первого лица, то есть таким образом, что играющий будет невольно отождествлять себя с действующим в игре персонажем, что называется, пропускать через себя принимаемые решения, и таким образом лучше запоминать информацию.- На какую аудиторию рассчитана «Моя энергия»?- В первую очередь мы, конечно, подразумевали в качестве основных ее игроков учащихся 9-11-х классов и их сверстников из учреждений начального профессионального образования. Наши разработчики, кстати, тоже достаточно молодые ребята, они хорошо понимают свою аудиторию, весьма заинтересовались темой и почти с ходу разработали сценарий.Наши игроки обязательно должны будут зарегистрироваться на сайте, чтобы пройти игру. Это позволит в дальнейшем также сформировать рейтинг участников. Такой рейтинг необходим, чтобы ребята сравнили свои результаты и смогли в учебных целях еще раз пройти игру и усовершенствовать полученные навыки. Он будет высчитываться на основе данных об успешности прохождения игры, то есть проведения всех энергосберегающих мероприятий за меньшее количество ходов с большим эффектом, и достижения необходимого уровня экологичности и комфорта. Проводя все необходимые мероприятия по энергосбережению, ребята будут осмысленно и с пониманием знакомиться с различными методами и технологиями энергосберегающих мероприятий и пробовать их виртуально внедрять, незамедлительно ощущая, какой экономический эффект они могут дать.- Не могли бы вы рассказать подробнее о сюжете игры?- Главный герой игры «Моя энергия» – старшеклассник Илья (уже здесь заложена возможность отождествления: герой старшеклассник – игрок старшеклассник), приехавший в квартиру своей бабушки, которая вынуждена неожиданно уехать в деревню и оставить квартиру на попечение любимого внука. В квартире он встречает домового Антипа, который жалуется на большие счета оплаты за квартиру и предлагает главному герою помочь бабушке понизить их сумму. А дальше начинается собственно квест. Илья должен найти способы экономии и повышения комфорта, передвигаясь по квартире и вступая во взаимодействие с различными электроприборами. Антип – старый мудрый домовой. Он помогает Илье справиться с заданием и попутно снабжает информацией на тему энергоэффективности и энергопотребления, которая позволит игрокам получить дополнительные знания по теме.Этот уровень ребята могут проходить не один раз, стремясь как можно быстрее и полнее осуществить все необходимые энергосберегающие мероприятия.- Вероятно, будут и другие игровые уровни?- Да, безусловно. Их будет три: «Квартира», «Жилой дом», «Школа», и на каждом уровне будет по нескольку локаций, то есть игровых пространств, где также надо будет решать определенные задачи.И везде главного героя будет сопровождать домовой Антип. Он предложит Илье помочь снизить расходы всего дома (оказывается, его назначили Главным домовым и теперь он отвечает за весь дом), а потом и целой школы (по просьбе профсоюза домовых).От уровня к уровню прохождение игры будет усложняться, как и задания, которые надо будет выполнять, что вполне естественно при переходе от принятия решений по усовершенствованию квартиры к усовершенствованию, например, целого дома. Проходить уровни необходимо последовательно, чтобы в процессе всех этих мероприятий усовершенствовать и свои навыки, постепенно подготовившись к более сложным задачам.Так, например, на уровне «Квартира» необходимо модернизировать ту самую бабушкину квартиру сначала за счет беззатратных мероприятий, таких как, например, рациональное использование освещения и бытовых приборов, правильное расположение бытовых приборов, систем отопления и др. По мере экономии ресурсов у игрока будет появляться возможность приобретать различные приборы учета, энергоэффективные бытовые приборы и технику. То есть таким образом школьник сможет получить первичные навыки энергоэффективного поведения, которые затем может попробовать применить в быту или предложить применить их родителям. На следующих уровнях, как уже было сказано, задачи будут укрупняться и усложняться.- Когда планируется выпуск игры?- Мы сейчас активно работаем над созданием игры, и уже к концу месяца она пройдет апробацию в школах 8 регионов страны, чтобы уже сами педагоги и ребята могли подсказать нам, что стоит доработать. Апробация будет достаточно продолжительной – в объеме 10 уроков – и позволит выявить все недочеты. А уже в середине ноября игра будет размещена на интернет-сайтах energoeducation.ru и gisee.ru, где каждый сможет пройти ее в режиме on-line.Мы надеемся, что игра «Моя энергия» будет способствовать привлечению внимания детей к вопросам энергосбережения и энергоэффективности, рассказывая о практических мерах по энергосбережению, о том, как можно сократить потери энергии в квартире, жилом доме и школьном здании, поможет привить старшеклассникам культуру энергосбережения и эффективного энергопотребления.А в 2013 году мы планируем выпустить новое приложение – «Умный город», которое позволит нашим юным гражданам освоить масштабы посерьезнее.
Комментарии