search
main
0

Саратов – город нашенский, цирковой. Таких акробатических программ, эквилибра, дрессуры медведей и тигров нет нигде в мире – мы лидируем

С 14 по 21 сентября 2003 года в Саратове пройдет Международный фестиваль-конкурс циркового искусства, в котором примут участие более 150 мастеров арены из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Они выступят в четырех конкурсных программах, в двух гала-представлениях и двух гала-спектаклях.

Досье «УГ»Из первых устЭ.Гилд (фирма «Эджли», Австралия):- Российский цирк – самый известный и крепкий цирк в мире.М.Адзума (менеджер, Япония):- Мы сотрудничаем с Россией не один десяток лет, надеюсь, что наши связи никогда не прервутся.Роберт Томине (генеральный директор парижского дворца спорта «Берси» на 18 тысяч зрителей):- Выступления российских артистов служат подтверждением творческих достижений цирка России, образцом его величия.В жюри Международного фестиваля-конкурса циркового искусства вместе со своими российскими коллегами входят: Урс Пилс – артдиректор международного конкурса в Монте-Карло, Иштван Криштоф – директор Будапештского цирка и директор международного конкурса в Будапеште, Чжоу Линь Тиан – артдиректор международного конкурса в Ухани (КНР).

СтатфактХроника фестивалей1941 год – Главное управление цирков объявило конкурс на лучшие сценарии новых номеров и аттракционов.1942 год – Первый Всесоюзный смотр новых произведений циркового искусства проходит в Московском цирке на Цветном бульваре.1944 год – Всесоюзный смотр циркового искусства: премьера легендарного «Семафора-гиганта» сестер Кох, демонстрация оригинального номера «Гигантские шаги» акробатов Павловых, аттракциона «Слоны и танцовщицы», созданного Александром Корниловым, первым русским дрессировщиком самостоятельной группы слонов.1952, 1956 годы – смотры работ цирковой молодежи.1957 год – в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве проходит конкурс, золотыми лауреатами которого стали акробаты-вольтижеры Вальтер, Сергей, Мстислав и Игорь Запашные, клоун Олег Попов.1996 год – Первый Всемирный фестиваль циркового искусства на Красной площади. Международное жюри возглавил народный артист СССР и России Мстислав Запашный, высшую награду фестиваля «Золотой медведь» получили акробаты на подкидных досках под руководством Александра Захарова и китайский эквилибрист на свободной проволоке Ю Дон Шэ.1997 год – Первый Всероссийский фестиваль-конкурс циркового искусства, посвященный памяти Юрия Никулина, проходит в Ярославле. Обладателями главного приза «Золотая тройка» стали братья Эдгар и Аскольд Запашные (номера «Жонглеры на лошадях» и «Дрессированные шимпанзе»), Илона и Руслан Садоевы (номер «Жонглирование и хула-хупы на лошади»).1999 год – в Саратове проходит Второй Всероссийский фестиваль-конкурс циркового искусства, посвященный 80-летию Государственного цирка России.2002 год – Саратов принимает Всероссийский фестиваль клоунады, эксцентрики и пародии.Российская государственная цирковая компания основана в 1919 году, сегодня объединяет 41 стационарный цирк, 11 цирков-шапито, 8 передвижных зооцирков. В состав компании входят также 4 коллектива «Цирк на сцене», 3 коллектива «Цирк на льду», 2 коллектива «Цирк на воде», а также «Цирк лилипутов», «Цирк-ревю», «Театр морских животных», «Невероятно странный цирк», «Золотое турне братьев Шатировых».Компания имеет два центра циркового искусства – в Москве и в Ростове-на-Дону, где готовятся новые номера и программы. Коллективы ежегодно пополняют выпускники Государственного училища циркового и эстрадного искусства имени М.Н.Румянцева (Карандаша), но главный «поставщик кадров» – династии Дуровых, Запашных, Кио, Филатовых, Майхровских, Кантемировых и других известных цирковых мастеров. Многие артисты компании работают по контрактам за рубежом. Они – творческая основа спектаклей и программ американского цирка «Ринглинг, Барнум, Бейли» и канадского цирка «Дю Солей».

Символично, что мастеров циркового искусства будет принимать Саратов, где 130 лет назад братья Аким, Дмитрий и Петр Никитины открыли первый в России стационарный цирк, а почти тридцать лет назад было выстроено новое современное здание.

Организаторами фестиваля-конкурса выступили Министерство культуры РФ, Российская государственная цирковая компания, правительство Саратовской области, патронируют мероприятие губернатор Саратовской области Дмитрий Федорович Аяцков, Национальная премия «Цирк», Творческий союз цирковых деятелей.

Информационную поддержку этому масштабному цирковому форуму оказывают: «Учительская газета», ИТАР-ТАСС, ГТРК «Культура», журнал «Смена», «Издательский дом «Мегаполис-Экспресс».

Михаил Брызгалов, министр культуры Саратовской области:

– Губернатор Саратовской области Д.Ф.Аяцков и областное правительство подошли к организации Международного фестиваля-конкурса очень серьезно, ведь за довольно непродолжительное время Саратов трижды становится столицей циркового искусства. В день открытия фестиваля – он совпадет с Днем города – по улицам Саратова пройдет красочная цирковая кавалькада, в которой будут заняты и гости, участники фестиваля и очень много областных коллективов, перед цирком состоится концерт, по всему городу будут устраиваться постановки.

Я очень рад, что во время фестиваля-конкурса по Саратовскому телевидению будут демонстрироваться фильмы о мастерах отечественного манежа, в том числе те 13 короткометражных фильмов, снятых к 70-летию советского цирка по заказу «Совэкспортфильма» в 80-х годах прошлого столетия. В России их не видели, саратовские телезрители станут первыми, кому это удастся. Мы очень признательны руководителю пресс-службы Росгосцирка Ирине Николаевне Захаровой, которая смогла отыскать эти фильмы в архивах, «Совэкспортфильму», который дал согласие на демонстрацию, и «Мосфильму», который, будучи правообладателем этой кинопродукции, предоставил возможность этого просмотра.

Не могу не отметить, что цирковое искусство и культура вообще в Саратовской области очень тесно работают с системой образования. Цирк – семейный жанр. Самые яркие впечатления у детей – поход в цирк. Поэтому мы стараемся делать все, чтобы цирк посещали школьные коллективы. На нынешний фестиваль выделено много билетов для детей из малообеспеченных семей, многодетных семей, это наша общая программа с системой образования.

ХОТЯ БЫ РАССКАЖИТЕ,

КАК ЗОВУТ

Эмиль Кио, народный артист СССР, руководитель творческого Союза цирковых деятелей:

– Я с большой радостью отношусь к фестивалям циркового искусства, они, как мне кажется, нужны для того, чтобы открывать новые имена. Раньше таких имен было много и люди ходили в цирк, чтобы посмотреть на искусство их обладателей: Дурова, Карандаша, Никулина. Раньше достаточно было отработать в Московском цирке Леониду Енгибарову, и он стал известен не только всей стране, но и всему миру. Сегодня народный артист России, лауреат Государственной премии дрессировщик Николай Павленко работает на манеже с 17 тиграми так, как никто другой в мире, но страна его не знает, его не знает народ, зритель. Хорошо, что нынешний Росгосцирк понимает, что сегодня нужно не только пропагандировать, но и создавать новые цирковые имена.

ДАЕШЬ ФЕСТИВАЛИ РАЗНЫЕ

И ИНТЕРЕСНЫЕ!

Александр Гримайло, главный режиссер фестиваля, заслуженный деятель искусств России, лауреат международных, всероссийских фестивалей цирка и эстрады, лауреат «Золотого Остапа»:

– Это очень хорошо, что стали появляться разные фестивали – и детские, и взрослые, и международные. Надеюсь, что мы в конце концов возродим хорошую, но забытую советскую традицию, будем проводить фестивали по жанрам циркового искусства

Парадоксально, но наши звезды становятся звездами за рубежом, а в России их подчас никто не знает. Есть эквилибрист Олег Изосимов, импрессарио стоят в очереди, чтобы заключить с ним контракт на следующие пять лет. Он завоевал «золото» в Вероне и с тех пор живет и работает за границей. Таких примеров, к сожалению для нас, сегодня много. Певец может записать фонограмму и потом с ней выступать всю жизнь. В цирке нельзя наполовину сделать сальто-мортале, нельзя записать трюк на видеокассету и крутить ее на манеже: надо приходить, каждый раз разминаться и прыгать. У нас артисты делают мировые трюки и завоевывают с ними золотые награды на всех фестивалях (и пять, и шесть сальто-мортале, которые, кроме русских, никто в мире не делает и долго еще не сможет сделать!), то у нас и в самом деле много звезд. Нужно только их сделать известными. Зачем народу нужно цирковое искусство? Затем, что это искусство народное, семейное, здесь нет стриптиза, пошлости, глупости, сюда можно повести ребенка без опаски, что он увидит что-то недозволенное. Наоборот, в цирке он может встретиться с сильными и смелыми людьми, которым хочется подражать.

Мы пригласили на фестиваль людей, которые пока неизвестны широкому зрителю, номера, которые еще не проявились на мировой арене. Много номеров воздушного жанра, гимнастов, укротителей, акробатов, наездников, эквилибристов, жонглеров, иллюзионистов, клоунов, эксцентриков и других. Мы пригласили очень удачные номера из Киевской школы, подготовленные не в государственном цирке, а в цирковой школе, оригинальный номер «Гимнасты на ремнях» из Молдавии. Сильный номер «Акробаты-вольтижеры» представляет Республика Саха, в нем заняты выпускники ГУЦЭИ, которые работают в Государственном якутском цирке. Экзотичный номер «Групповые акробаты – Саракаст Траст «Симба Замбези» покажут артисты из Кении, думаю, в нашей стране на волне популярности «черного искусства» (театр, джаз и так далее) цирковое искусство Африки тоже вызовет большой интерес публики и жюри. Это совершенно другой цирк, другая культура, другой менталитет, они взяли все, что когда-то где-то видели, сделали «микст» на 15 минут, получилось очень интересно, экспрессивно, с национальным колоритом. К нам приедет с номером «Диаболо» очень известный немецкий жонглер, лауреат двух международных фестивалей Мартин Молл. Молодые выпускники венгерского цирка «Трио Джеймс» – акробаты с подкидной доской – работают в жанре, который в российском цирке практически исчез. Мы имеем такие самые лучшие номера, когда в них восемь, десять, одиннадцать человек, а вот номера с тремя, четырьмя артистами, которые были у нас в 50-е годы, сегодня в нашем цирке отсутствуют. Надеемся, что после фестиваля они появятся.

ЗАПАШНЫЙ, У КОТОРОГО ВСЕ ПОЛУЧАЕТСЯ

Председатель оргкомитета Международного фестиваля-конкурса циркового искусства, генеральный директор Росгосцирка, народный артист СССР и России, лауреат Государственной премии РФ, президент Национальной академии циркового искусства Мстислав Михайлович Запашный известен широкой публике прежде всего как талантливый артист и режиссер. Он поставил уникальный спектакль «Слоны и тигры», в котором непримиримые в природе враги ведут себя в одной клетке как добрые друзья, спектакль, отмеченный присуждением Государственной премии РФ. Среди последних работ Запашного уникальный аттракцион «Тигры на зеркальных шарах. Триумф ХХI века» (исполнитель – народный артист России Мстислав Мстиславович Запашный). С 1991 года Мстислав Михайлович Запашный – вице-президент Всемирной ассоциации цирковых профессиональных школ мира. Эту должность он долгие годы совмещал с должностью художественного руководителя и директора Сочинского государственного цирка. В мае 2003 года Запашный выиграл конкурс на замещение должности генерального директора Росгосцирка, объявленный Министерством культуры РФ, и теперь руководит этой организацией, возглавляя творческий совет компании, будучи президентом Национальной академии циркового искусства и членом Государственного совета Российской Федерации. В канун открытия Международного фестиваля-конкурса циркового искусства Мстислав Михайлович Запашный отвечает на вопросы «Учительской газеты».

– Когда конкурс был объявлен, на одной из встреч вы сказали, что вам нужна власть. Для чего она была вам нужна?

– Чтобы употребить ее во благо российскому цирку.

– Получается?

– Пока не могу сказать «Получается!», потому что возглавляю Росгосцирк чуть больше трех месяцев, пока рано подводить итоги.

– Что такое вы предложили на конкурсе, что выбор пал на вас?

– Дело в том, что страна вошла в рыночную экономику и по старинке управлять цирком нельзя. Программы моих соперников предполагали различные варианты государственных учреждений. Но ни одна некоммерческая организация не может создать такие дорогостоящие масштабные спектакли, какие, например, ставят в Лас-Вегасе. Поэтому нам нужны инвесторы, кредиты, мы должны зарабатывать деньги на крупные постановки. Иными словами, нужна другая экономическая модель.

Но ничего ломать и корежить мы не будем. Цирк в рынке живет вот уже 12 лет, его не коснулась ни одна реформа, государство давало ему 30 процентов от потребности на поддержку животных, другие неотложные нужды. Субсидии все равно нам потребуются. Но и самостоятельными в какой-то мере мы тоже постараемся стать.

– Вас не пугает, что самостоятельными захотят стать и все сорок с небольшим директоров в регионах?

– А они уже непонятно почему подумали, что стали полностью самостоятельными и ни от кого не зависящими, хотя входят в одну госкомпанию. Они стали отказываться от дорогих коллективов, от приема аттракционов и номеров с животными. Кто-то, возможно, не понимает этого, но только единым комплексом Российская цирковая компания может встать на ноги, создавать большие шоу, спектакли. У нас теперь, думаю, многое получится.

– Это случайно не ваш жизненный девиз, которым вы руководствуетесь: артист, режиссер, худрук, директор, гендиректор, какое движение в жизни!

– Можно сказать, что и девиз, потому что, если не верить в то, что все у тебя получится, ничего не добьешься. А я всегда хотел добиться многого, когда брался за освоение нового жанра, за создание новых номеров, аттракционов, спектаклей. Наша семья – семья профессиональных цирковых артистов (династии – 120).

– Больше всего Запашных – дрессировщиков. Как нынче становятся профессиональными дрессировщиками?

– Можно сказать, что воспитание дрессировщика – штучная работа. В мире нет школ, знания передаются наставничеством. Все знаменитые дрессировщики в России – Буслаев, Бугримова, Эдер и другие мастера – прошли сначала школу акробатики, гимнастики, освоили другие основные жанры циркового искусства, которые прививают и воспитывают в человеке смелость, настойчивость, силу, выдержку. Мы все шли одним путем. Я летал под куполом цирка без сетки в аттракционах «К звездам», «Союз-Аполло», прыгал из-под купола цирка,был наездником, создавал на лошадях новые жанры, в аттракционе Петра Маяцкого «Шар смелости» занимался мотогонками, освоил пантомиму. Все вместе это и привело меня к дрессуре.

– Вы все время искали какие-то новые занятия?

– Я всегда мечтал создать спектакль. Мечта осуществилась, я создал много спектаклей, из них очень люблю «Спартака». Мы выпустили этот спектакль, но его премьера совпала с началом перестройки. С момента заявки до выпуска прошло 25 лет, за эти годы мне пришлось создать отдельно дрессуру и тигров, и львов, и слонов, я по ступенькам поднимался к спектаклю, как к некой вершине творчества. Дошел, мы сыграли 52 спектакля, а потом все разошлись. Сегодня думаю о том, чтобы его восстановить. Силы есть, есть новый Спартак – сын, Мстислав Запашный, которого я проверил в деле. Шесть с половиной лет мы с ним работали над спектаклем «Триумф ХХI века. Тигры на зеркальных шарах на земле и в воздухе».

– А что для вас значит – проверка в деле?

– Я проверял, всеми ли жанрами он владеет из тех, которые нужны для серьезной работы. Оказалось, владеет и очень неплохо. Не случайно недавно ему присвоили почетное звание народного артиста РФ. Я рад, что это событие произошло при моей жизни, хочу, чтобы сын превзошел меня.

– Цирк – семейное дело?

– Конечно, но не только для артистов, но и для зрителей. Почему мы не можем поднять цену на билеты, чтобы платить артистам чуть побольше? Прежде всего потому, что в цирк ходят всей семьей. Бабушка, дедушка, дети и внуки. Даже если билеты по сто рублей, для семейного бюджета это оборачивается в полтысячи. Накладно! Поэтому стараемся держать невысокие цены, давая отличное качество программ. Таких акробатических программ, дрессуры медведей, тигров, эквилибра нет нигде в мире, мы лидируем. В прошлом году «Золотого клоуна» в Монте-Карло взяли наши акробаты на подкидных досках Пузановы, которые, встав на двухметровые ходули, делают тройное сальто с двумя винтами. Конечно, жюри отдало им предпочтение. У нас есть молодые артисты, которые растут и могут в будущем стать большими звездами. Но когда я обращаюсь на телеканал «Культура» и прошу рассказать о каком-то молодом артисте, мне предлагают заплатить за это немалую сумму. На канале есть афиша, там рассказывается, что идет в московских театрах, о том, что идет в цирках, – молчок. Рекламу «Ногу свело», «Руку свело» дают. Информирование общественности о цирковой деятельности – один из принципиальных пунктов моей программы. С 1 сентября будет выходить ежемесячная газета, которая расскажет о прошлом, настоящем и будущем цирка. Дальше на НТВ появятся новые программы. Мы планируем внедрять новые формы привлечения зрителей – целевыми спектаклями, совместными постановками с эстрадой, с кино. Я такие эксперименты провожу давно, в том числе с «Кинотавром» в Сочи, цирковые номера мы сводили с известными кинозвездами. В результате получалось очень интересное представление, пропагандирующее и наших артистов, и артистов кино. Это дает очень хорошие результаты. А если еще удается соединять это с песнями, то вообще зритель валом валит. Нам надо привлечь зрителя и на новые имена, и на новые большие постановки.

– Мстислав Михайлович, ваша новая должность, вне всякого сомнения, потребует от вас много сил, много времени. Неужели на этом закончится ваша творческая деятельность?

– Могу ли я бросить то главное, чем жил 60 лет на арене цирка? Не собираюсь, буду ставить спектакли. Я вовремя уступил место на арене молодому артисту, потому что цирк – искусство молодых, но постановки делать мне по силам, мне это интересно. Я думаю о создании спектакля «Последнее путешествие Кука» – спектакля на воде, который должен, по моей задумке, ошеломить зрителя. Есть у меня и другие планы, так что, пока жив, буду всегда стоять на главных позициях – на творческих.

Призы Саратовского фестиваля

Коверный

Приз вручает принцесса Монако

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте