Еще несколько лет назад Удмуртия занимала первое место в России по удельному весу военной промышленности. Здесь работали более 200 предприятий, где производили многие виды стрелкового оружия, боевые ракеты разных систем и назначения. Все это, безусловно, сказывалось на состоянии экологии и здоровья населения. Оно сказывается и сейчас, когда прошло реформирование и сокращение военно-промышленного комплекса.
Завод “Ижмаш” кажется гигантским ледоколом, ломающим февральские льды. В широком шлейфе серого дыма скрывается малиновый шар заходящего солнца.
Ижевская гимназия N 56, наверное, самая крупная в Удмуртии. В ней – более 2000 учеников и 300 педагогов.
– Серьезное отношение к здоровью детей у нас традиционно, – рассказывает директор гимназии Валентина Харитонова. – Еще в 70-80-х годах в школе были спортивные классы, где училось много ребят – мастеров спорта, входивших в различные юношеские сборные СССР. Сегодня у нас работает социально-оздоровительный комплекс (СОК), куда входят медицинский персонал, работники столовой, учителя физкультуры.
Каковы причины, заставившие нас серьезно отнестись к проблеме здоровья детей? Во-первых, теснота, опасность распространения инфекции. Нужно было так организовать учебный процесс, чтобы дети как можно меньше болели. Мы сделали пристройку, сейчас идет капитальный ремонт старого здания.
Урок физкультуры в старших классах вынесли за пределы учебного плана и по желанию детей ввели специализацию. Открыли секции волейбола и баскетбола, ритмики и аэробики, тренажерный зал. У нас не стало проблемы посещаемости уроков физкультуры, вырос интерес к занятиям.
Один из главных результатов, по мнению Харитоновой, это то, что родители постоянно обращаются к школьным медикам и психологам. Родители знают, что в школе им помогут. В гимназии, благодаря общешкольному родительскому комитету и попечительскому совету, хорошая лечебная база, современный физиокабинет с аппаратами УФО, УВЧ, УЗ, ДДТ, электрофорезом, массажером с псевдокипящим слоем, ингаляторами теплоты.
В просторном физиокабинете, уставленном медицинской аппаратурой, знакомлюсь с “людьми в белых халатах” – врачом Любовью Кутявиной и медсестрой Еленой Носоревой.
– Мы работаем с 8 утра до 6 вечера и по субботам. Так что дети всегда под присмотром, – рассказывает Елена Джековна. – С обеспечением одноразовыми шприцами и медикаментами дело обстоит нормально. Буквально на днях совет родительской общественности приобрел для нас новые весы, ростомер и таблицу для измерения зрения. В прошлом году получили необулайзер (ингалятор) “Бореал”. Этот современный аппарат есть далеко не в каждом лечебном учреждении. С его помощью через ингаляции можно принимать любые лекарственные препараты, даже анальгин и димедрол. При помощи ингалятора лечатся тяжелые астматические и легочные заболевания.
Большое внимание уделяется детям с заболеваниями кишечного тракта. Стараниями заведующей школьной столовой Маргариты Коноваловой в гимназии организовано диетическое питание. Дети получают “второй стол”, где все отварное, парное, протертое. “Пятый стол” – для тех, у кого болит поджелудочная железа, печень. Один ребенок у нас болен сахарным диабетом. Представляете?! Ему ничего нельзя, а есть-то он должен! Для него специально готовится “девятый стол”. У нас есть фитобар. Дети пьют не обычные компот и кисель, а около двадцати разновидностей лечебного чая. Например, для успокоения чай-пустырник, чай-валерианка. Простудился – чай с мятой. Расстроился желудок – выпей зверобой. Почки больны – пожалуйста, есть чай с брусникой. Даем натуральные продукты – запаренный изюм, курагу, орешки.
– Конечно, особое внимание мы уделяем начальной школе, – дополняет Любовь Кутявина. – Помня, что именно в начальных классах на первом месте нарушение осанки и зрения, мы проводим ЛФК, массаж, динамичный час (третий урок физкультуры). Летом в оздоровительном лагере совместно с окулистами 2-й детской поликлиники лечим ребят с нарушением зрения. Проводим магнитотерапию, электрофорез, гимнастику для глаз с использованием специальных очков.
Проблемы здоровья старшеклассников помогают решать эндокринологи детской поликлиники и гинекологи женской консультации. У подростков были выявлены такие заболевания, как гиперплазия щитовидной железы, мастопатия, ожирение, задержка полового развития.
…48-я школа находится в самой грязной точке Ижевска. Рядом с ней проходят загазованные, перегруженные автотранспортом улицы. Ветер доносит выхлопы с крупнейших ижевских заводов. В связи с этим у детей растет бронхиальная и легочная патология.
В школе на первом этаже у раздевалки – большой красочный плакат “Страна ЗОЖиЯ” (здоровый образ жизни и Я). Так называется школьное детское объединение. В нем три города – Здравушка, Здравск и Здравбург. Восьмой год в школе работает служба здоровья, в которую входят три центра: психологический, медицинский и спортивно-оздоровительный. 48-я школа стала лауреатом городского фестиваля здоровья, обладателем гранта международной программы “Здоровые города”.
– С лечебной деятельности мы перешли на профилактику, – рассказывает школьный врач Елена Бабайлова. – У нас действует лечебно-оздоровительная программа в экспериментальных классах, где учатся дети с 6-летнего возраста. На них ложится большая нагрузка. Примерно у 30% детей снижена острота зрения. Мы проводим массаж шейно-воротниковой зоны, чтобы не было защемления нервов. Используем очки “Ода”, разработанные нашей клиникой, закапываем в глаза витаминный медовый бальзам.
В школу завозят минеральную воду, во многих классах есть люстры Чижевского. В столовой установлен водоочиститель.
Директор школы Тамара Валова, энергичная веселая женщина, показала мне забавные деревянные массажеры, которые используются для массажа рук и ног.
– Фамилия Валова не от слова “валеология”, – шутит Тамара Николаевна. – Бесспорно, здоровье ученика во многом зависит от отношения педагога к здоровому образу жизни. Чтобы учителя почувствовали к нему вкус, мне пришлось долго приучать их к бане и сауне.
…В часе езды на юго-восток от столицы Удмуртии – стотысячный старинный Сарапул. Городской школе N 2 – всего десять лет, в ней учатся около 1100 детей. Примерно половина из них ездят в школу из отдаленных районов города.
Захожу в спортзал. Мальчишки с 5-го по 11-й класс под руководством учителя физкультуры делают разминку. На втором этаже проходят занятия ЛФК для детей с нарушением осанки. Третьеклассники, образовав кружок и проговаривая незамысловатые стихи, делают массаж пальцев и головы. Но это было только начало! Я был просто ошарашен, когда из окна учительской комнаты увидел, как распахнулась дверь бассейна и на двадцатиградусный мороз босиком и в одних трусиках выбежали малыши. Примерно полминуты они, как пингвинята, прыгали возле сугробов и окатывались водой из пластмассовых ведер. У меня мурашки пошли во коже. Когда я опомнился и примчался в бассейн, ребятишки уже бултыхались в теплой воде и обтирались полотенцами. Меня поразило, с каким удовольствием они это делают.
– Закаливание у нас с начальной школы. И, конечно, только по согласованию с медиками и по желанию родителей, – объяснила директор школы Галина Марьина.
2-я сарапульская – лауреат Всероссийского конкурса “Школа года” и лауреат конкурса “Школа века”. Здесь подходят к сохранению и укреплению здоровья детей не только через физкультуру и медицину. В школе действует десяток здоровьесберегающих программ, в том числе и по личной гигиене.
“Счастье жизни – в ее напряженности. Легко плыть по течению в тихую заводь. Трудно подниматься в гору, но зато какой вид с вершины, считают сарапульские учителя. И хотят, чтобы их ученики следовали пословице “Всякое дело поправимо, если человек здоров”.
В Удмуртском ИУУ я познакомился с интересным человеком – руководителем объединения школ здоровья кандидатом биологических наук Надеждой Мироновной Ковриго. Она процитировала мне частушку: “Я стою за булкою, пустым брюхом булькаю. Сожру булку за полдня – завтра булка съест меня”. Ковриго подходит к этим словам научно – организм человека для переваривания мертвой пищи жертвует своими здоровыми клетками. Сегодня не секрет, что многие болезни связаны с нарушением обмена веществ. В свои 72 года Надежда Мироновна моложава и полна энергии. Она ежедневно обливается холодной водой, строго следит за своим питанием. Так что удмуртским учителям и школьникам есть с кого брать пример…
Михаил БОНДАРЕВ
Удмуртская республика
Комментарии