Механизмы оценки качества деятельности образовательных организаций и систем образования были и есть. Существуют процедуры аккредитации и аттестации, контрольные срезы знаний. Важную информацию дают результаты итоговой аттестации выпускников.
Московская область принимает участие и в международных системах оценки знаний PISA и TIMSS. Развивается институт рейтингования. Но ни одна из этих систем оценок не может избежать упреков в том, что эти процедуры ведомственные, профессиональные, в рамках которых деятельность педагога оценивают другие педагоги. Родителям просто могут быть неинтересны критерии, взятые за основу профессионально-педагогических измерений. Отсюда запрос общественности на создание принципиально независимой процедуры оценки качества образования, механизма экспертизы деятельности системы образования, никак не связанной с профессионалами этой системы, – даже с очень и очень авторитетными профессионалами.Мама и папа, дедушка и бабушка, опекун, приемный родитель, которые отдают своего ребенка в садик, в школу, в учреждение дополнительного образования, в колледж или университет, переадресуют этой образовательной организации долю своей ответственности за ребенка. Они не могут не переживать за последствия своего шага. Они не могут не думать: «А мы сделали правильно, что отдали нашего малыша именно сюда, а не в соседний садик или школу?» И мнение авторитетного эксперта, ученого, педагога их может не убедить – все мы знаем, что такое корпоративная солидарность. Поэтому решающим аргументом зачастую становится «сарафанное радио» – мнение друзей, родственников, знакомых.Но согласитесь, во втором десятилетии XXI века родители имеют право на качественную и убедительную информацию, которой они смогут доверять.Такую информацию может дать открытая и независимая оценка качества образования, на которую не могут влиять институализированные структуры и аффилированные с ними эксперты. В этом нуждается не только родительская общественность, но и управленцы, представители администраций всех уровней. Ведь если есть общественный запрос, мы должны на него ответить, иначе для чего мы вообще работаем? И, конечно, руководители, отвечающие за развитие сферы образования, не меньше мам и пап заинтересованы в том, чтобы получать информацию, альтернативную ведомственным инструментам, с тем чтобы использовать ее на благо нашей системы и нашего Подмосковья.Каким образом осуществляется независимая оценка качества образовательной деятельности?Эту работу координирует общественность – в Московской области создан Общественный совет, который включает авторитетных и известных деятелей. Возглавили совет главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец и Герой России, председатель Комитета по вопросам образования и культуры Московской областной Думы Лариса Лазутина. Такие советы создаются и в муниципальных образованиях.Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций проводится по таким общим критериям, как:- открытость и доступность информации об организации, осуществляющих образовательную деятельность; – комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; – доброжелательность, вежливость, компетентность работников;- удовлетворенность качеством образовательной деятельности. Эти показатели утверждены Министерством образования и науки РФ. Общественный совет по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов. Состав Общественного совета формируется из числа представителей общественных организаций. Члены общественного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах. Информация о деятельности Общественного совета размещена на официальном сайте Министерства образования Московской области. Общественный совет определяет перечни организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых проводится независимая оценка; формирует предложения для разработки технического задания для организации-оператора, которая осуществляет сбор, обобщение и анализ информации о качестве образовательной деятельности организаций, принимает участие в рассмотрении проектов документации о закупках работ, услуг, а также проектов государственного, муниципального контрактов. Таким образом, на каждом этапе работы обеспечен общественный контроль.Информация о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций размещается Министерством образования Московской области и органами местного самоуправления на их официальных сайтах. Все структуры создают возможность проведения оценки, оценку же дают те, для кого работают наши образовательные организации, – родители, близкие, законные представители обучающихся и воспитанников. Каждый имеет право оценить качество образования и воспитания, каждый может получить информацию о результатах независимой оценки.
Комментарии