По мнению экспертов киноиндустрии, продукция современного российского кинематографа впервые за последние десять-пятнадцать лет стала пользоваться заслуженной популярностью не только у отечественного, но и зарубежного зрителя. Успех российских блокбастеров – плод кропотливой работы десятков творческих групп. Своя доля заслуг принадлежит и профессиональным пиротехникам – мастерам специальных эффектов, которых в шутку называют не иначе, как «саперами» кино. Наш собеседник – руководитель такой «саперной» группы, поставившей пиротехнические эффекты более чем в ста отечественных фильмах, среди которых «Ночной дозор», «Штрафбат», «Огнеборцы», «Спасти и выжить», «Мужской сезон», «Мой сводный брат Франкейштейн», «Диверсант» и другие, известный пиротехник Илья ЧУРИНОВ.
– Расскажите, пожалуйста, чем занимается ваш творческий коллектив. За что вас и ваших коллег называют «саперами» кино?
– Наверное, за то, что работа пиротехников сопряжена с огромным риском для жизни. Мы постоянно что-то взрываем, поджигаем, переворачиваем. К тому же в пиротехники нередко идут вчерашние военнослужащие, которые не понаслышке знают, как закладывать взрывчатку, управляться с боевым снарядом или миной. Многие нынешние пиротехники служили в инженерных подразделениях внутренних войск, милиции, ГРУ и других силовых структур. Их профессионализм, выработанный за годы службы, позволяет заниматься любимой работой и на гражданке.
А наша команда образована не так давно – пять-шесть лет назад. В Москве в то время планировалось провести каскадерский фестиваль, и для осуществления проекта требовалась команда профессионалов, способных взять на себя ответственность за организацию всех пиротехнических эффектов. За дело взялись мы. Фестиваль прошел без эксцессов, и востребованность коллектива стала расти.
– А что входит в «боевой» арсенал пиротехников?
– Самые разнообразные устройства и приспособления, например, для производства эффектов – от снегопада до дождя. Это дымо- и снегогенераторы, приборы для распыления мыльных пузырей; пневмооборудование для имитации попадания пуль по земле, людям, воде; газовые системы, магистрали для создания пожаров; есть салютное и фейерверочное оборудование, катапультные и пиротехнические устройства для подъема и переворота машин.
– Очевидно, нашим читателям будет интересно узнать: отличается ли производство спецэффектов российскими пиротехниками от работы их иностранных коллег?
– Сегодня мы используем новейшие технологические разработки и современное инженерное оборудование, помноженные на наш энтузиазм и готовность браться за любые, даже самые «безбашенные» проекты, выполнять работы любой сложности от кинопроизводства до больших культурно-массовых мероприятий. Так что практически мы ни в чем не уступаем иностранцам, за исключением некоторых нюансов.
Ведь за рубежом пиротехническая работа – очень и очень уважаемый, прибыльный бизнес. Потому там пиротехники могут позволить себе практически любое оснащение, да и стоит оно не так дорого, как у нас. Поэтому там популярны большие пиротехнические команды.
Например, в нашумевшем фильме «Гладиатор» специальные эффекты, горения и тому подобное делала бригада пиротехников из 60 человек. Это объясняется тем, что каждым из эпизодов, элементов трюка занимается один или несколько узконаправленных специалистов. Зарубежные пиротехники и все оборудование постоянно возят с собой, чтобы в нужный момент все было под рукой…
– А в каких условиях трудятся российские пиротехники?
– У нас пиротехнические группы пока не могут содержать большой штат. Команды состоят из четырех-пяти человек. На площадке – полная взаимозаменяемость. При этом практически все заработанные деньги наши пиротехники тратят на оборудование. Ведь качественные спецэффекты нельзя производить без эффективных и надежных современных приборов и устройств. Безопасность прежде всего. Чем больше устройств, тем выше потенциал пиротехников, тем больше эффектов они могут выполнить.
Обстоятельства заставляют работать с удвоенной силой, стараться обходить конкурентов. И часто это срабатывает. Например, подкидные доски, так называемые Air rechet, в настоящий момент в России есть только у нас.
– А что это такое, если не секрет?
– Устройство, предназначенное для имитации подбрасывания человека или предмета от удара, выстрела или взрыва. В большей степени его используют каскадеры. Можно подготовить головокружительные эффекты – от коротких и резких рывков до высоких и дальних отбрасываний, полетов.
Из новинок для каскадеров, выполняющих трюки в ходе имитации взрывной волны, у нас есть специальный жилет, изготовленный из трехслойного баллистического нейлона и выдерживающий огромные нагрузки, распределяя их на максимально большой площади.
На рынке кинопроизводства нужно постоянно доказывать, что ты лучший. Российское кино в основном пока малобюджетное. Оборудование очень дорогое при довольно-таки небольшой цене, которую платят заказчики пиротехникам. Многие вещи убыточны. Хотя ситуация стала меняться в лучшую сторону – растет именно качество фильмов. Согласитесь, что лучше производить 15 – 20 отлично снятых фильмов в год, чем 150 сделанных кое-как.
За рубежом, например, если есть сценарий фильма, можно считать, что он уже снят. У них гарантированна хорошая подготовка и многократная проверка готовности сил и средств до начала съемки. У нас к этому пока все только идет. К счастью, семимильными шагами.
– При всем этом вы успеваете еще и заниматься благотворительностью?
– И очень часто. Отказываться – не в наших правилах. Если нужна помощь коллегам – едем всегда. Регулярно помогаем ВГИКу. Ритм работы сумасшедший. Нередко пиротехники неделями не бывают дома. Случаются ситуации, когда утром, к примеру, – съемки в Крыму, вечером нужно вылетать в Нижний Тагил, а еще через день быть в Москве.
Самое главное в нашем деле – опыт. И если раньше приходилось количество заряда для взрыва просчитывать несколько раз, то со временем интуитивно понимаешь, как достигнуть нужного эффекта, сколько взрывчатки заложить и тому подобное. И при этом постоянно помнить, что сапер ошибается только один раз. И на войне, и в кино.
Комментарии