search
main
0

Sapere aude (дерзай знать!). Имей мужество использовать свой собственный разум

​В субботу на базе школы №2088 в районе Текстильщики Юго-Востока столицы прошла одна из 37 межрайонных конференций в рамках второго этапа Московского городского конкурса исследовательских и проектных работ. Этот ежегодный конкурс проводится Департаментом образования города Москвы в целях как поиска талантливых детей, которые проявляют интерес к научной и исследовательской деятельности, так и развития умений, необходимых всем ученым и исследователям, которыми могут в скором будущем стать многие из нынешних школьников.

Мероприятие было организовано при содействии Межрайонного совета директоров школ районов ЮВАО Лефортово, Нижегородский, Текстильщики, Южнопортовый. В конференции приняли участие обучающиеся 4-11-х классов шести школ ЮВАО (№1274, 415, 439, 1228, 2088, 2129).Конференции предшествовала большая подготовительная работа, проделанная прежде всего участниками конкурса и руководителями работ, координаторами конкурса в школах, сотрудниками школы №2088. Координатор проекта на межрайонном уровне учитель физики Татьяна Вячеславовна Пальцева, заместитель директора Лариса Владимировна Коновалова проделали большую организационную работу. Заведующая учебной частью Лариса Владимировна Маковская стала координатором по связям с вузами, которые были привлечены к конференции. Педагоги и специалисты Оксана Александровна Солдаткина, Валентина Николаевна Похлебаева, Наталья Григорьевна Тикарадзе обеспечили материально-техническое оснащение конференции. Советом обучающихся была организована служба атташе для жюри – к каждому члену жюри был прикреплен координатор-старшеклассник, который содействовал ему во всем, следил за временем, помогал ориентироваться на объектах конференции.На конференции были представлены 42 проектные и исследовательские работы, подготовленные детьми самого разного возраста – от 10 до 18 лет. Предварительно все участники прошли отборочный этап. Условия, при соблюдении которых работы допускались к защите на конференции, ставились вполне по-взрослому: прохождение через систему автоматической проверки текстов на наличие заимствований из общедоступных сетевых источников («антиплагиат»), экспертиза на соответствие требованиям к структуре и объему текстов работ. На этой стадии часть работ была признана не соответствующей требованиям и отсеяна. На второй этап конкурса прошли только оригинальные самостоятельные исследования и проекты, оформленные по установленным правилам.Организаторы конференции, по словам одного из руководителей конкурсной работы, создали атмосферу интеллектуального состязания: оформленные строго и продуманно стенды превратили школьный актовый зал в площадку научного обсуждения, дискуссий и открытий. Представленные материалы кратко и наглядно демонстрировали конкурсной комиссии и гостям мероприятия содержание проектов, показывали основные результаты проведенных исследований. Строгое соблюдение порядка оформления стендов на стендовой защите не помешало конкурсантам проявить оригинальность в оформлении работ. Ни один стенд не повторял другой.В 10 часов на торжественное открытие конференции в актовом зале школы №2088 собрались участники, члены жюри, организаторы и гости конференции. Начало мероприятия было возвещено торжественным маршем барабанщиц хореографического коллектива «Золотые эполеты». С приветствием к собравшимся обратились я, директор школы Мария Анатольевна Поляткова, председатель конкурсной комиссии Надежда Даниловна Пузанова, заместитель директора Института филологии и иностранных языков МПГУ доктор педагогических наук Елена Ленвладовна Ерохина, приглашенные профессора и доценты вузов столицы. Прозвучали слова о том, что для юных участников эта конференция может стать первым шагом в большую науку. Представители вузов отметили, что проведение научных конференций высокого уровня в обычных школах стало для них приятной неожиданностью.Всего работало 5 секций – «Физика», «История. Обществознание», «Начальная школа», «Экология. Биология. Медицина. Здоровьесбережение», «Языкознание. Лингвистика». Больше всего работ было обществоведческой и эколого-биологической направленности. Разнообразие тематики представленных работ могло сравниться только с разнообразием детских «почему».Юные экологи и биологи предлагали свои способы электросбережения в квартире, изобретали эффективный источник света, изучали влияние синтетических моющих средств на растения, развивали экологический туризм, разрабатывали способы защиты первоцветов в парках Москвы, исследовали полезные свойства янтаря. Было предложено несколько оригинальных концепций эколого-биологических музеев, как школьных, так и под открытым небом. Будущие медики разработали способы профилактики сальмонеллеза, искали причины головной боли у детей и подростков и определяли значение йода в организме.Исторические исследования были посвящены как отдельным личностям (летчики, герои ВОВ, люди интересной судьбы), так и событиям различных эпох (от секты низаритов времен Крестовых походов до волонтерского движения современной России).В проектах по физике дети показали действующую модель робота, предназначенного для автономной охраны территории, разработали аппаратуру для аудиоэкскурсий по школьному музею, исследовали способы вычисления удельного сопротивления проволоки.Богатство родного языка отразилось в проектах о секретах наречия, сказках для всех, рекламной лексике, составлении энциклопедий и даже изучении сновидений как альтернативной реальности. Также были представлены лингвистические исследования на английском и французском языках.Самые маленькие участники конференции из начальной школы разработали проект школьной экологической тропы.Руководителями всех работ были школьные учителя истории, обществознания, математики и информатики, МХК и изо, физической культуры, биологии, химии, физики, русского языка и литературы, английского и французского языков.Основной частью конференции стала стендовая защита работ их авторами. Эта форма позволяет провести одновременно защиту значительного числа проектов, создать условия для собеседования с каждым автором, обеспечивает открытость и непредвзятость экспертизы. Выступающий должен уложиться в отведенное время, быть готовым ответить на сложные вопросы авторитетного жюри или любого желающего. Члены жюри оценивали структуру конкурсных работ, методики и ход выполнения, полноту и четкость изложения, полноту и обоснованность выводов или результатов. Директора школ – участниц конкурса во главе с председателем межрайонного совета №19 Ириной Витальевной Зинкевич с волнением наблюдали за ходом защиты проектов.Для конкурсантов форма стендовой защиты стала хорошей возможностью попробовать себя в роли молодого ученого, выступающего перед признанными авторитетами в любимой области науки: опытные преподаватели московских вузов вошли во все секционные жюри. Руководителями жюри секций гуманитарной направленности и начальной школы стали научные сотрудники Московского педагогического государственного университета кандидат психологических наук, доцент Наталья Петровна Дутко, доктор филологических наук, профессор Владимир Николаевич Базылев, кандидат педагогических наук, доцент Елена Ленвладовна Ерохина. Жюри двух естественно-научных секций возглавили представители Московского государственного университета технологий и управления имени Кирилла Разумовского: профессор, доктор технических наук, доцент Степан Альбертович Красников и кандидат химических наук, доцент Влада Константиновна Кирничная. Жюри доброжелательно, но объективно оценивало сильные и слабые стороны проектов, задавало сложные вопросы авторам, ответы на которые часто превращались в небольшие научные дискуссии. Конкурсанты получали авторитетную оценку результатов своей работы и полезные рекомендации на будущее.Чтобы участники конференции, ожидающие своей очереди на защиту проекта, не скучали, а могли провести время с пользой, отвлечься немного и познакомиться друг с другом, организаторы разработали программу полезного досуга, предоставив тем самым возможность каждому участнику найти занятие по душе и пообщаться со сверстниками. В творческой мастерской прошел мастер-класс учителя Анны Сергеевны Паушкиной, после которого каждый посетивший мастерскую смог унести с собой эксклюзивную открытку, сделанную собственными руками. Необходимую информационную поддержку все желающие могли получить в компьютерном клубе. Для тех, кто хотел просто отдохнуть или подкрепить силы, были открыты комнаты эмоциональной разгрузки и школьное кафе.В спортивном зале школы расположилась игротека, которую организовала команда ученического самоуправления школы №2088 во главе с куратором школьного самоуправления Кристиной Омаровной Тикарадзе. Ребята придумали фантастическую страну, состоящую из станций-городов. «Мэр» каждой такой станции проводил для гостей города различные игры: настольные, логические, игры на смекалку и реакцию. Защита серьезных работ не помешала гостям с удовольствием воспользоваться игротекой.Итоги конференции показали высокое качество защищавшихся проектов и исследований. 34 конкурсные работы были отмечены дипломами первой и второй степени. 14 конкурсантов из пяти школ получили право представлять свои проекты и исследования уже на городском уровне. Эта конференция стала для детей одновременно ярким праздником и серьезным испытанием, позволившим проверить свои научные таланты и поверить в собственные силы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте