search
main
0

Самый счастливый день Спартака Тема “Свобода, выбор, цель”. 6-й класс

Путешествие по занимательным страницам

По роману итальянского писателя Раффаэло Джованьоли “Спартак”
На арене римского цирка стоит человек. Длинные белокурые волосы и густая борода обрамляют его красивое мужественное лицо, озаренное светом голубых глаз, полных жизни, чувства, огня. Грудь человека тяжело вздымается: только что закончился кровавый бой. По всей арене лежат тела убитых или смертельно раненных гладиаторов. Единодушные, долгие, громовые рукоплескания, словно гул от подземного толчка, катятся по всему цирку. И в гуле сотен голосов отчетливо слышится настойчивое требование:
– Свободу храброму Спартаку!
При звуке этого слова глаза гладиатора засверкали необычным блеском; он побледнел как полотно и приложил руку к сердцу, как бы желая унять его бешеные удары, вызванные этой надеждой.
– Свободу, свободу! – повторяли тысячи голосов.
– Свобода! – прошептал еле слышно гладиатор. – Свобода!.. О боги Олимпа, не допустите, чтобы это оказалось сном! – И ресницы его увлажнились слезами.
– Нет, нет! Он бежал из наших легионов, – раздался громкий голос, – нельзя давать свободу дезертиру!
И тогда многие из зрителей, проигравшие пари из-за отваги Спартака, закричали с ненавистью:
– Нет, нет! Он дезертир!
По лицу фракийца пробежала судорога.
Но тысячи и тысячи голосов кричали:
– Свободу, свободу, свободу Спартаку!..
Невозможно описать чувства гладиатора в те минуты, когда решался вопрос всей его жизни; тревога, мучительное ожидание отразились на его бледном лице, в игре мускулов и блеске глаз, которые красноречиво говорили о происходящей в нем борьбе отчаяния и надежды. Этот человек, полтора часа боровшийся со смертью и ни на одну секунду не терявший присутствия духа, человек, который сражался один против четверых, гладиатор, убивший двенадцать или четырнадцать своих товарищей по несчастью, вдруг почувствовал, что у него подкосились ноги, и, чтобы не упасть без чувств на арене цирка, он оперся о плечо одного из лорариев, явившихся убирать трупы.
– Свободу, свободу! – продолжала неистовствовать толпа.
– Он ее достоин! – сказал Сулле Катилина.
– И он удостоится ее! – воскликнула Валерия.
– Вы этого хотите? – произнес Сулла, вопросительно глядя в глаза Валерии. – Хорошо. Да будет так!
Сулла наклонил голову в знак согласия, и Спартак получил свободу под шумные рукоплескания зрителей.
– Ты свободен! – сказал Лорарий Спартаку. – Сулла даровал тебе свободу.
Спартак не отвечал, не двигался и боялся открыть глаза, чтобы не улетела мечта, страшился обмана и не решался поверить своему счастью.

1. Кто такой Спартак?
2. Как вы думаете, почему у Спартака, очень мужественного человека, не раз рисковавшего жизнью, подкосились ноги, когда он услышал, что ему даруют свободу?
3. Как использовал Спартак полученную свободу?
4. Как вы полагаете, знал ли Спартак, чем может закончиться его попытка? Почему он поступил именно так? Имел ли он возможность поступить иначе?
5. Виноват ли кто-нибудь в том, что именно так закончилась жизнь Спартака?
6. А теперь попробуйте самостоятельно ответить на вопрос: что такое свобода?

Что такое свобода. После того как вы дали свое определение понятию “свобода”, давайте проверим, совпадает ли оно с тем, которое дано в Философском энциклопедическом словаре: “Свобода – способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей”.
Обратите внимание: в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, а не по прихоти или желанию какого-то другого человека. Вспомним Спартака – это был прекрасно образованный, умный и благородный человек. Вероятно, на своей собственной родине он мог совершить немало хороших дел, принести пользу людям, но злой рок лишил его свободы, и по прихоти человека, купившего его, он стал рабом, гладиатором. Каждый вечер, повинуясь требованию хозяина, он выходил на арену цирка и рисковал своей жизнью. Для увеселения других людей он вынужден был лишать жизни ни в чем не повинных товарищей по несчастью. Может быть, кто-то из вас подумал, что, получив свободу, Спартак все равно продолжал бы рисковать жизнью и в конце концов погиб. Да, это действительно так. Но это был его выбор. Он сделал выбор из нескольких возможных вариантов. Ведь, став свободным, он, например, мог остаться в Риме и наняться на какую-нибудь работу, мог уехать к себе на родину и там спокойно дожить до старости, мог вообще отправиться в любую другую страну и там попытать счастья. Однако из массы возможностей Спартак выбрал свой путь: он возглавил восстание для того, чтобы дать свободу сотням, даже тысячам других рабов, а затем погиб.
Спартак мог погибнуть на арене цирка, сражаясь с гладиаторами, но он погиб, возглавив восстание рабов. Как по-вашему, была ли для самого Спартака разница между гибелью на арене цирка и гибелью, постигшей его? Зачем нужна свобода?
Таким образом, свобода – это не только возможность действовать независимо от чужой воли, но и возможность выбирать из нескольких или двух вариантов. Давайте представим такую ситуацию: некто решил не ходить в школу и сказал родителям, что очень плохо себя чувствует. Однако мама поняла, что ее ненаглядный ребенок совсем не болен, и решила его проучить. Она разрешила сыну не пойти в школу, но при этом уложила его в постель и заставила читать учебники. Получил ли этот ребенок желанную свободу? Вы наверняка согласитесь, что хоть он и не пошел в школу, однако, как говорят в народе, “поменял шило на мыло”. Ведь мало приятного целый день лежать в постели, да еще с учебниками в руках.
Понятно, что, идя на маленький обман, школьник мечтал остаться дома и по-своему распорядиться временем, то есть получить возможность выбирать, чем заняться. Но мог ли он в этом случае быть свободным? Да, наверное, подумали многие из вас. Нет, ответят вам ученые. Дело в том, что понятие “свобода” связано еще с одной очень важной вещью – наличием цели. Согласитесь, что не пойти в школу и просидеть целый день дома, играя на компьютере или глядя телевизор, наблюдая за рыбками или рисуя, можно один, два, ну три дня, а потом такое ничегонеделание просто надоест, да и выбора-то особого нет, впрочем, как и удовольствия.
Подобное бесцельное времяпрепровождение называется волей. Действительно, подобно бумажке, поднятой ветром, болтается человек, сам не зная, куда бы ему деться. Воля вольная: куда хочу – туда иду, что хочу – то и делаю. В этом случае и свобода-то особенно не нужна. Так, например, во времена Спартака были рабы, которые никакой свободы не хотели. А зачем? Хозяева их кормили, поили, одевали, ну побьют иногда, так не всегда же. Угождай, лучше служи хозяину – и бить не будут! Зато не надо думать о завтрашнем дне, за тебя все решат другие. Поэтому далеко не все рабы примкнули к восстанию, а были и такие, кто выдавал своих беглых собратьев.
Человек, не имеющий цели, не отдаст за свободу жизнь, не подкосятся у него ноги при слове “Свобода!”, не упадет он без чувств от счастья. И все лишь потому, что он не знает, на что потратить эту самую свободу. От отсутствия свободы человек страдает только тогда, когда у него есть заветная цель, и именно тогда он с особой болью воспринимает несвободу. Всем вам известно, как дорог неожиданно появившийся лишний час, когда есть какая-то цель. Это может быть дополнительный час, чтобы прочитать несколько страниц, узнать, что будет дальше с героями книги; или чтобы потренироваться на катке; или чтобы решить какую-то сложную математическую задачу; или… Впрочем, у целеустремленного человека “вольного” времени, то есть времени, не занятого ничем, не бывает. Поэтому в определении понятия “свобода” говорится не только о том, что человек действует в соответствии со “своими намерениями, желаниями и интересами”, но и добавляется, что эти действия осуществляются для достижения “поставленных целей”.
Итак, свобода – это:
а) возможность действовать в соответствии со своими желаниями;
б) наличие выбора;
в) возможность действовать для достижения собственной цели.
Это далеко не все, с чем связана свобода, но о других ее сторонах, а также о том, чем еще отличаются свобода и воля, мы поговорим в следующих параграфах.
Вопросы и задания
1. Сформулируйте своими словами определение понятия “свобода”.
2. Какая разница между понятиями “свобода” и “воля”?
3. Прочитайте описания трех ситуаций и определите, в какой из них речь идет о свободе.
1) Юра не пришел на день рождения своего друга, потому что его родителям не нравились мальчики, которые должны были присутствовать на этом празднике, и они решили не пускать сына в гости.
2) Юра не пришел на день рождения своего друга, потому что его родителям не нравились мальчики, которые должны были присутствовать на этом празднике, и они решили не пускать сына в гости. Но Юра не особенно расстроился, так как пошел в спортивный клуб.
3) Юра не пришел на день рождения своего друга, потому что в тот вечер в спортивном клубе должны были состояться соревнования по шахматам, в которых он давно мечтал принять участие.
4. Представьте такую ситуацию: после получения свободы Спартака заставили возглавить восстание рабов. Он честно выполнил свой долг и погиб. Можно ли сказать, что Спартак был свободен?
Ищем ответ на главный вопрос. Главный вопрос, на который вы должны найти ответ, изучая вторую главу учебника: с чем связана свобода, какие проблемы возникают у свободного человека? Запишите этот вопрос в тетради, а ниже попытайтесь ответить на него.

Путешествие по занимательным страницам

Республика Южного Креста
(по повести Валерия Брюсова)
Республика Южного Креста возникла сорок лет назад из треста сталелитейных заводов, расположенных в южнополярных областях. Главный город республики, получивший название Звездный, был расположен на самом полюсе. Улицы города расходились по меридианам от ратуши и пересекались другими, шедшими по параллельным кругам. Высота всех строений и внешность построек были одинаковы. Окон в стенах не было, так как здания освещались изнутри электричеством. Электричеством же освещались и улицы. Ввиду суровости климата над городом была устроена непроницаемая для света крыша с могучими вентиляторами для постоянного обмена воздуха. Улицы Звездного города были неизменно залиты ясным и ровным светом. Во все времена года температура на улицах искусственно поддерживалась на одном и том же уровне. Благодаря остроумному применению электрической силы входы в местные гавани оставались открытыми весь год. Подвесные электрические дороги соединяли между собой населенные места республики, перевозя ежедневно из одного города в другой десятки тысяч людей и миллионы килограммов товаров. Что касается территории страны, то она оставалась необитаемой. Перед взорами путешественников в окне вагона мелькали только однообразные пустыни, совершенно белые зимой и поросшие скудной травой в три летних месяца. Дикие животные были давно истреблены, а человеку невозможно было там существовать. И тем поразительнее была напряженная жизнь портовых городов и заводских центров. Чтобы дать представление об этой жизни, достаточно сказать, что за последние годы около семи десятых всего металла, добываемого на Земле, поступало на обработку в государственные заводы республики.

1. Хотели бы вы жить в Республике Южного Креста? Да? Нет? Почему?
2. Что вам нравится в жизни республики и почему, а что не нравится и почему?

Конституция республики казалась осуществлением крайнего народовластия. Единственными полноправными гражданами считались работники металлургических заводов, составлявшие около 60% всего населения. Заводы эти были государственной собственностью. Жизнь работников заводов была окружена не только всевозможными удобствами, но даже роскошью. В их распоряжение, кроме прекрасных помещений и изысканного стола, были предоставлены разнообразные образовательные учреждения и увеселения: библиотеки, музеи, театры, концерты, залы для всех видов спорта и т.д. Число рабочих часов в сутки было крайне незначительно. Воспитание и образование детей, медицинская помощь, отправление религиозных культов были государственной заботой. Широко обеспеченные в удовлетворении всех своих нужд, потребностей и даже прихотей, работники государственных заводов не получали никакого денежного вознаграждения; но семьи граждан, прослуживших на заводе 20 лет, а также скончавшихся или лишившихся в годы службы работоспособности, получали богатую пожизненную пенсию с условием не покидать республику. Из среды тех же работников путем всеобщего голосования избирались представители в Законодательную Палату республики, ведавшую всеми вопросами жизни страны без права изменять ее основные законы.

1. Как вы сейчас оцениваете жизнь в Республике Южного Креста? Что вам нравится и почему, а что не нравится и почему?
2. Как вы думаете, были ли жители республики культурно образованными? Подтвердите свою точку зрения примерами из текста.
3. Как, по-вашему, можно ли назвать граждан республики свободными? Аргументируйте свое мнение.

Однако члены-учредители бывшего треста, предоставляя другим места депутатов в Палате, неизменно проводили своих кандидатов в директора заводов. В руках совета этих директоров сосредоточивалась экономическая жизнь страны. Они принимали все заказы и распределяли их по заводам, приобретали материалы и машины для работы, вели все хозяйство заводов. Через их руки проходили громадные суммы денег, исчислявшиеся миллиардами. Законодательная Палата лишь утверждала представляемые ей перечни приходов и расходов по управлению заводами. Палата, в сущности, являлась лишь покорным исполнителем воли совета.
Сохранением власти в своих руках совет был обязан прежде всего беспощадной регламентации всей жизни страны. При кажущейся свободе жизнь граждан была нормирована до мельчайших подробностей. Здания всех городов республики строились по одному и тому же образцу, определенному законом. Убранство всех помещений, предоставляемых работникам, при всей его роскоши было строго единообразным. Все получали одинаковую пищу в одни и те же часы. Одежда, выдававшаяся с государственных складов, была неизменна в течение десятков лет – одного и того же покроя. После определенного часа, возвещавшегося сигналом с ратуши, запрещалось выходить из дома.

1. Узнав новые подробности о Республике Южного Креста, ответьте, хотели бы вы жить там? Почему?
2. Как по-вашему, могли ли быть в этой республике люди, недовольные жизнью? Аргументируйте свою точку зрения.
3. Как вы думаете, могли бы быть у граждан республики какие-то свои желания, цели? Могли ли они воплотить их в жизнь?
4. Как по-вашему, нужна ли была гражданам республики свобода? Аргументируйте свою точку зрения.

Евгения КОРОЛЬКОВА,
кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте