search
main
0

Самый опасный участок

Охрана педагогического труда и обеспечение безопасности учебного процесса традиционно являются одним из ключевых направлений работы профсоюза. Особенно остро вопросы эти стоят в учреждениях среднего профессионального образования. Ситуации с охраной труда в этих учреждениях был посвящен семинар, организованный Московской городской организацией Профсоюза работников народного образования и науки РФ на центральных профсоюзных курсах в поселке Правдинский.

Как подчеркнула в приветственном обращении к участникам семинара первый заместитель председателя МГО профсоюза Марина Алексеевна Иванова, контроль за безопасностью труда является важным компонентом борьбы профсоюзов за достойный труд. А безопасность труда подразумевает поддержание безопасной производственной среды, чего, к сожалению, в подавляющем большинстве столичных профессиональных училищ и колледжей не наблюдается.

В тех случаях, когда с педагогами или учащимися происходят производственные травмы, профсоюз оказывает им материальную помощь. Так, работники образования, получившие в 2007 году в результате производственных травм инвалидность третьей группы, получили от горкома профсоюза по 45 тысяч рублей. Однако здоровье дороже денег. Поэтому главные усилия, считает организатор семинара, заведующий технической инспекцией труда Федор Елисеевич Попков, надо прилагать в области профилактики травматизма.

Десятилетия без ремонта

Если даже в отношении обычных школ специалистами по охране труда составляются многочисленные инструкции и правила, неисполнение которых может вызвать серьезную угрозу здоровью, а порой и жизни педагогов и учащихся, то что уж говорить об учреждениях профтехобразования с их многочисленными мастерскими, сложными станками и приборами. Но именно в этом весьма ответственном сегменте ситуация с обеспечением безопасности до сих пор оставляет желать лучшего. Даже здания колледжей и училищ зачастую настолько устарели, что служат потенциальной угрозой возникновения пожаров и прочих чрезвычайных ситуаций.

Об общем техническом состоянии зданий московских учреждений профтехобразования рассказала участникам семинара Наталья Петровна Ваганова, главный специалист отдела начального и среднего профессионального образования Управления науки и профессионального образования Департамента образования Москвы.

– В настоящее время в нашей сети находится 318 зданий и сооружений. Из них постройки до 1954 года – 108. После 1954-го – 210. Наибольшее количество – 166 – было построено в 60-е и 70-е годы. Начиная с 1986 года объемы строительства сокращаются. Позднее 2000 года введено в строй всего 4 здания. При этом за период с 1978 по 2006 год капитальный ремонт был проведен всего в 47 зданиях постройки до 1954 года, причем реальное количество немного меньше, поскольку здесь учитываются повторные ремонты. Из зданий, построенных после 1954 года, капремонт проводился лишь в 53. То есть за три последних десятилетия выборочный ремонт был проведен только в 40% зданий. Средства на ремонты выделялись по остаточному принципу. В 2005-2007 годах на проведение мероприятий по капремонту было выделено из бюджета 621 млн. руб., что в среднем составляет 207 млн. в год на 318 знаний. Конечно, это суммы явно недостаточные.

Однако в последнее время ситуация здесь несколько улучшилась в связи с принятием Правительством Москвы на 2007-2008 годы целевой программы «Рабочие кадры» и выделением из бюджета целевого финансирования на ремонт учебных зданий. Только в текущем году на капремонт израсходовано почти 2 млрд. рублей.

– В ходе капитального ремонта в 75 наших зданиях были устранены нарушения госпожнадзора. Здания приняты к началу учебного года. На 2009 год планируется ремонт 79 зданий на общую сумму 1,5 млрд. руб.

Естественно, в ходе этих капитальных ремонтов условия труда и обучения приводятся в соответствие с современными требованиями безопасности. Однако просто ждать, пока дойдет очередь до каждого учреждения не стоит, тем более что чаще всего нарушения условий труда могут быть устранены силами самих работников. Это показала проведенная в прошлом году аттестация рабочих мест в учреждениях среднего профессионального образования.

Устранить своими силами

Об итогах аттестации, основных выявленных нарушениях и способах их устранения участникам семинара докладывал заместитель директора по безопасности Учебно-методического центра по профессиональному образованию Департамента образования Москвы Андрей Михайлович Ануров.

Наиболее распространенными нарушениями, выявленными в ходе аттестации рабочих мест, являются недостаточная освещенность учебных кабинетов, невыдача работникам средств индивидуальной защиты. В кабинетах, оборудованных персональными компьютерами, сплошь и рядом наблюдаются повышенный электромагнитный фон, деионизация воздуха и высокий коэффициент пульсации освещения.

– Увеличение коэффициента пульсации освещенности снижает зрительную работоспособность человека, – рассказывает Андрей Михайлович, – повышает утомляемость. Повышенная пульсация освещенности оказывает негативное воздействие на центральную нервную систему. Исследования, выполненные в Ивановском НИИ охраны труда, показали, что у человека снижается работоспособность: появляется напряжение в глазах, повышается усталость, труднее сосредоточиться на сложной работе, ухудшается память, чаще возникает головная боль.

Для исправления этого недостатка аттестованным учреждениям было рекомендовано заменить лампы в светильниках на лампы с меньшим коэффициентом пульсации, установить специальные аппараты, подключать обычные светильники на разные фазы трехфазной сети, использовать светильники с частотой переменного тока 400 Гц и выше.

Недостаточная освещенность на рабочих местах также отрицательно влияет на работоспособность и состояние здоровья преподавателей и учеников. При этом данный недостаток может быть устранен куда легче, чем предыдущий. Достаточно установить в кабинетах дополнительные осветительные приборы, особенно у досок (это, по данным аттестации, самое распространенное нарушение), а также своевременно чистить светильники от пыли и заменять перегоревшие лампы.

Особое внимание докладчик рекомендовал обратить на электромагнитное излучение от мониторов компьютеров:

– В настоящее время о влиянии электромагнитного излучения на организм человека практически ничего не известно. Однако некоторые работы и исследования в этой области определяют возможные факторы риска, так, например, считается, что электромагнитное излучение может вызвать расстройства нервной системы, снижение иммунитета, расстройства сердечно-сосудистой системы и аномалии в процессе беременности и соответственно пагубное воздействие на плод.

Для снижения уровня электромагнитного излучения докладчик рекомендовал по возможности устанавливать на рабочие места жидкокристаллические мониторы, излучение которых значительно меньше, чем у мониторов с электролучевой трубкой, а также надежно заземлить блоки компьютеров.

– При работе компьютер образует вокруг себя электростатическое поле, которое деионизирует окружающую среду, уменьшает влажность воздуха, а при нагревании платы и корпус монитора испускают в воздух вредные вещества. Все это делает воздух очень сухим, слабо ионизированным, со специфическим запахом и, в общем, «тяжелым» для дыхания. Естественно, что такой воздух не может быть полезен для организма и может привести к заболеваниям аллергического характера, болезням органов дыхания и другим расстройствам.

Эта проблема также может быть минимизирована за счет простого профилактического мероприятия – регулярной проверки помещений и установки ионизаторов воздуха.

В ходе аттестации была также выявлена весьма неприглядная тенденция – недостаточная обеспеченность мастеров производственного обучения спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты.

– Встречались случаи, – продолжает Андрей Михайлович, – когда работники сами приобретали средства индивидуальной защиты за свой счет, что совершенно недопустимо, поскольку противоречит статье 212 Трудового кодекса РФ. Кроме того, эффективность средств индивидуальной защиты должна подтверждаться сертификатами соответствия, которые в колледжах либо отсутствуют, либо имеются в наличии не на все средства индивидуальной защиты.

Ну и если чрезвычайное происшествие все-таки произошло, и работники, и ученики должны знать, как себя вести. Если речь идет о пожароопасности самого здания, значит, каждый, кто в нем трудится и обучается, должен хотя бы уметь пользоваться огнетушителем.

– Поднимите руки, кто умеет работать с порошковым огнетушителем? – спросил у собравшихся Федор Елисеевич Попков. Оказалось, что не более 10 человек, причем это люди, непосредственно занятые вопросами безопасности.

Пришлось тут же проводить соответствующий ликбез:

– Вот, например, углекислотный огнетушитель – к нему обязательно должны прилагаться брезентовые рукавицы, потому что температура у них на выходе из сопла – 78 градусов. Если пальцы отвалятся прямо во время пожара, никому лучше не станет. Надо также подробно объяснять учащимся и педагогам порядок работы с порошковым огнетушитетем. Иначе у нас будут происходить случаи, как произошедший как-то раз в одном из учреждений во время занятия по безопасности, – ребенок взял огнетушитель за нижнюю клавишу, случайно выдернул чеку, там пошла химическая реакция, а что надо нажимать на нижнюю клавишу, ребенку никто не объяснил. Он испугался, поставил огнетушитель на пол – и произошел взрыв. Итог – контузия глаз и черепно-мозговая травма.

И снова о профилактике ДТП

Все выступавшие на семинаре специалисты отметили зачастую легкомысленное отношение инженеров и уполномоченных по охране труда к составлению планов профилактики и предупреждения дорожно-транспортного травматизма, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и т.д.

– Среди планов профилактики и предупреждения дорожно-транспортного травматизма, которые мы проверяли в прошлом году, – почти все сплошная фикция, – считает Андрей Михайлович Ануров, – на август что-то запланировано, на сентябрь, а выполнения нет. Написали бумажку, отчитались перед Департаментом образования – и все. Кончается же это травматизмом детей.

По информации, предоставленной Натальей Петровной Вагановой, с начала 2008 года в системе среднего профессионального образования Москвы с работниками произошло 6 несчастных случаев на производстве. Из них два – по причине ДТП, один из них – с летальным исходом. Это прямо указывает на необходимость усиления работы по профилактике.

– Я хочу выразить признательность руководителю Технической инспекции труда Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Федору Елисеевичу Попкову за большую помощь при проведении расследования этих случаев – методическую и организационную. Но главная наша задача – не доводить дело до расследования, т.е. до самого несчастного случая.

С детьми несчастных случаев произошло по системе профтехобразования за полгода уже 8 – столько же, сколько за весь 2007 год. В основном случаи эти происходили на переменах и были вызваны ослаблением контроля со стороны педагогов и администрации. 25 несчастных случаев с нашими учениками произошло вне учебного процесса, из них 17 смертей.

Помогать педагогам в профилактике ДТП должны органы ГИБДД.

– Если они отказываются, – говорит Федор Елисеевич Попков, – обращайтесь к ним официально, в письменном виде. Пусть они отказываются в письменной форме, и тогда мы будем искать на них меры воздействия.

Более подробную информацию и пакет необходимых документов по охране труда участники семинара получили в раздаточном материале. Материалы эти можно также найти на сайте Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте