search
main
0

Самый лучший государственный строй. Три урока в 5-м классе

Тема «Почетное звание – гражданин» :: Тема «Общее дело и власть народа» :: Тема «Общее дело и власть народа»

Тема «Почетное звание – гражданин»

Цель: продолжить работу над понятием «гражданин».

К концу урока учащиеся должны: а) раскрывать понятия «гражданин» и «демократия»; б) уметь анализировать личность правителя демократического общества; в) уметь сравнивать и объяснять правовые возможности человека в демократическом и диктаторском государствах (понятие «диктаторское государство» пятиклассникам не дается, сопоставление проводится через личности правителей, в данном случае Ивана Грозного и Перикла).

Ход урока

Вызовом к осмыслению нового материала может стать выяснение того, насколько успешно учащиеся смогли самостоятельно разобраться с домашним заданием (подзаголовок «Граждане древних Афин»), осознали связь между понятиями «гражданин» и «демократия». С этой целью в начале урока проводится беседа по вопросам:

1. Когда и где появились первые граждане?

2. Что означает слово «демократия»?

3. Как афинские граждане управляли своим государством:

а. Какие права были у афинских граждан?

б. Какие обязанности были у афинских граждан?

Желательно задать вопрос для выяснения сущности понятий «демократия» и «управление государством», в котором понятие «управление государством» рассматривается через понятие «власть народа».

4. В чем проявлялась власть народа?

Этот вопрос поможет.

а) сопоставлению понятий «власть» и «управление», поиску их сходства и различий (несомненно, пятиклассники это делают на уровне представлений);

б) анализу прав граждан Афин с точки зрения их возможности влиять на власть.

Следующий вопрос (5) стоит несколько особняком, но он важен, поскольку при его помощи пятиклассники получают первое представление о гарантии прав граждан. Заслушав ответы учащихся, которые в большинстве правильные, учителю необходимо еще раз четко сформулировать мысль о важности оплаты гражданам их работы в Народном собрании. Это можно сделать примерно так: «Выплата денег гражданам Афин давала им не только право, но и возможность принимать участие в управлении страной. Если бы деньги не выплачивались, то большинство людей лишилось бы права участвовать в управлении страной. И тогда власть оказалась бы в руках богатых людей, демократия закончилась бы. Следовательно, мало иметь права, надо сделать так, чтобы люди смогли пользоваться своими правами».

Эта часть урока не должна занимать более 10 минут.

Проведенная беседа дает возможность перейти к следующему вопросу, который выступает в качестве непосредственного вызова к смысловой стадии: «Что помимо денег дает народу возможность участвовать в управлении страной?».

Учителю следует помнить, что ответы детей чаще всего не совпадают с реальностью. Но бывает и так, что они называют условия, действительно обеспечивающие участие народа в управлении. Поэтому лучше всего поблагодарить всех за участие в работе, отметить, что было названо много ценного, но сегодня нам предстоит разобраться только с одним важным условием, обеспечивающим участие народа в управлении государством.

Учитель предлагает прочитать рассказ Плутарха о Перикле. После чего составить портреты двух правителей: Перикла и Ивана Грозного. А затем сделать вывод о том, что отличает правителя-деспота от правителя демократического государства (задание желательно записать на доске), а также о том, при каком правителе и почему народ может воспользоваться своими правами.

Учащиеся должны подготовить рассказ, подтвердив свою точку зрения примерами из текстов. С этим рассказом выступят 2-3 группы, справившиеся с заданием первыми. Остальным предстоит оценивать качество подготовленного сообщения: члены группы, справившиеся с заданием лучше других (по мнению экспертов), получат отметки.

Оценивать выступления своих одноклассников пятиклассники уже умеют, поскольку делали это на предыдущих уроках курса. На этом уроке целесообразно усложнить деятельность, записав на доске критерии (для первого подобного задания их не должно быть много и они должны быть понятны учащимся), по которым должно оцениваться выступление. Для пятиклассников подобное задание является достаточно сложным, но их надо учить опираться не только на эмоции, но и на логику: что в ответе важно и что должно быть оценено. К тому же данные критерии станут подспорьем в подготовке собственного сообщения. Так как пятиклассникам слово «критерии» непонятно, то его следует заменить. Запись на доске может выглядеть так:

Каким требованиям должно отвечать выступление:

1. Должны быть охарактеризованы оба правителя.

2. Приведенные примеры должны подтверждать высказанные утверждения.

3. Должен быть сделан вывод.

4. Рассказ должен быть последовательным и понятным.

Необходимо подсказать ученикам, что при выполнении задания они могут вновь обратиться к поэме А. Толстого «Князь Репнин», а также к рассказу о Перикле.

Учитывая недостаточный словарный запас пятиклассников, учитель может написать на доске понятия, необходимые для составления характеристики названных правителей:

а) уважение к человеку независимо от его положения в обществе;

б) нетерпимость к чужому мнению;

в) жестокость;

г) уважение к мнению другого человека;

д) признание за другим человеком права высказывать свою точку зрения даже в том случае, если она не нравится;

е) неуважение человека, проявляющееся в унижении человеческого достоинства;

ж) чрезмерное себялюбие, любовь к лести;

з) нежелание сдерживать свои эмоции; умение не выдавать своих чувств;

и) уважение к законам страны;

к) личная скромность.

На данной стадии, используя письменное задание, выполненное ранее к параграфу 4 («Был ли героем князь Репнин?»), школьники (индивидуально) готовят письменный ответ на вопрос: «Почему при правителе-деспоте, чтобы воспользоваться своим правом, нужно быть героем?».

Тема «Общее дело и власть народа»

Цель: дать представление о понятиях «демократия», «республика», «политические права», «прямая демократия», а также о взаимосвязи понятий «демократия» и «республика».

Учащиеся должны: а) называть общие признаки понятий «демократия» и «республика»; б) давать определение понятию «политические права»; в) объяснять понятие «прямая демократия».

Урок начинается с сообщения учителя о том, что сегодня предстоит познакомиться с новым словом – «республика» и разобраться с тем, какая существует связь между ним и словом «демократия». После этого записывается на доске слово «демократия», учащиеся объясняют, что оно означает. Учитель также записывает это под словом «демократия». Затем он пишет слово «республика» по-русски и на латыни и дает краткую справку о племенах латинов и латинском языке, параллельно показывая на карте места их расселения на Апеннинском полуострове. Обратившись к таблице, педагог предлагает пятиклассникам вписать в графу «Республика» определение этого латинского слова, которое в переводе означает «общее дело».

Демократия Республика

(власть народа) (res publika)

(общее дело)

Далее одному из учеников предлагается прочитать клятву молодых граждан Афин и затем ответить на вопросы:

Было ли у граждан Афин общее дело? Если да, то какое? (Свою точку зрения учащиеся должны подтвердить или опровергнуть ссылками из текста клятвы).

Что афинские юноши обещают делать для достижения общей цели?

Задание выполняется в группах. В тетрадях и на доске должно быть записано:

1. Общим делом (а следовательно, и общей целью) всех граждан Афин было благополучие родины.

2. Достичь этой цели молодые афиняне собирались:

уважая и защищая святыни Отечества;

подчиняясь решениям власти;

повинуясь законам и защищая их.

По завершении учитель проводит краткую беседу (в оперативном режиме) по следующим вопросам:

1. Как вы думаете, добровольно ли афинские граждане исполняли законы своей страны и подчинялись властям?

2. На уроках истории вы познакомились с жизнью народа Древнего Египта. Как вы думаете, добровольно ли египтяне подчинялись властям и исполняли законы своей страны?

3. Было ли общее дело у жителей Древнего Египта?

4. В чем причина различий, существовавших между властью в Древнем Египте и Афинах?

Выслушав ответы, учитель предлагает школьникам выполнить следующее задание (выполняется в группах):

Составить таблицу и сравнить в ней системы управления в Древнем Египте и в Древних Афинах. (Задание выполняется одновременно на доске и в рабочих тетрадях).

Заполнение таблицы происходит в оперативном режиме: вопрос – ответ, уточняя формулировки, учитель сам вносит их в таблицу на доске.

Затем учитель просит всех самостоятельно сформулировать ответ на вопрос: «Как следует управлять страной. чтобы ее жители ощущали свое единство и служили общему делу?». Вопрос необходим как для закрепления сказанного, так и для развития начального логического мышления у пятиклассников.

Примерный ответ может быть следующим: «Для того чтобы у народа было общее дело, он должен обладать властью в своей стране, т.е. в ней должна существовать демократия».

Подводя итоги, учитель отмечает: «Мы с вами пришли к выводу, что слова «демократия» и «республика» связаны теснейшим образом. И поэтому мы можем предположить, что у древних латинов, называвших свою страну республикой, существовала демократия. Так ли это? Давайте проверим».

Ученики читают текст под заголовками «Общее дело» и «Политические права».

Заключительная часть урока начинается с чтения речи Перикла.

Цель: продолжить работу над понятиями «политические права», «демократия» и «республика»; раскрыть разницу, существующую в положении человека в демократическом государстве и в государстве с абсолютной монархией посредством сравнения понятий «служить» и «прислуживать»; разобрать понятие «гражданин по духу».

Учащиеся должны научиться: а) раскрывать смысл понятий «служить» и «прислуживать»; б) приводить примеры на эти понятия; в) определять на конкретных примерах человека прислуживающего и человека, служащего Отечеству; г) объяснять разницу в понятиях «гражданин» и «гражданин по духу»;

д) объяснять, почему в государствах с абсолютной властью монарха многие люди вынуждены прислуживать власти.

Первая часть урока посвящена разбору положения человека, его права на участие в управлении государством при абсолютной монархии и разнице, существующей соответственно между авторитарным государством (понятие «авторитарное государство» не называется) и демократическим.

Работа начинается с разбора понятий «служить» и «прислуживать», которые опосредованно помогают лучшему освоению понятия «демократия».

Предлагаем начать обсуждение проблемы: «Как вы думаете, вельможи в Древнем Египте служили своему Отечеству или прислуживали фараону? Свою точку зрения обязательно подтвердите примерами».

На подготовку ответа группам дается 1,5-2 минуты. Перед заслушиванием ответов необходимо выяснить, все ли группы имеют одинаковую точку зрения по этому вопросу. Как показывает практика, чаще всего в своих оценках учащиеся единодушны и считают, что вельможи прежде всего прислуживали фараону, а не служили Отечеству. Но отдельные школьники в отличие от большинства своих товарищей считают, что и среди вельмож были такие, кто преданно служил Отечеству. В этом случае задача учителя значительно облегчается, поскольку, разбирая с учеником его аргументы в пользу вельможи, преподаватель получает возможность показать остальной части класса, что данная проблема далеко не однозначна. В противном случае, выслушав мнение пятиклассников и их аргументы, учитель вынужден будет обратиться к проблеме положения человека в условиях государства с абсолютной властью монарха. И предложить пятиклассникам подумать над чертами, которыми должен обладать человек, желающий служить Отечеству в подобном государстве. В качестве примера можно предложить вспомнить русского царя Ивана Грозного.

На обсуждение вопроса группам отводится минута. Один ученик вызывается к доске для записи ответов, а педагог при помощи наводящих и уточняющих вопросов вместе с классом создает портрет человека-гражданина в государстве с монархической властью. Учитель на доске записывает качества, которыми должен обладать человек, желающий служить Отечеству в государстве, в котором власть принадлежит одному человеку (фараону, царю, королю или султану): а) любовь к Отечеству; б) честность; в) мужество; г) ум; д) чувство собственного достоинства; е) уважение к людям, их позиции, признание за ними права на собственную точку зрения.

После того как данный список будет составлен, следует предложить сопоставить его с чертами личности правителя демократического государства и государства, в котором власть монарха неограниченна, и спросить школьников: «В чем вы видите причину того, что в государстве с абсолютной властью монарха для службы Отечеству человеку необходимы названные вами качества?» Ответ дается в оперативном режиме.

Эта часть урока заканчивается разговором о людях, прославивших свое Отечество, преданно служивших ему.

Вторая часть урока посвящена разбору понятия «демократия», который производится на основе понятий «власть народа» и «народ».

1. Почему, по мнению Перикла, государственный строй Афин самый лучший? 2. Как вы поняли слова Перикла: «Называется этот строй демократическим, потому что он опирается не на меньшинство»?

Задание выполняется индивидуально. В конце урока ученики сдают работы для проверки.

Домашнее задание

Начать сбор материалов для подготовки стенда «Они служили Отечеству» (следует подсказать школьникам, что для оформления стенда рассказа о деятельности выдающегося человека-гражданина недостаточно. Необходимо найти дополнительные документы и материалы, такие, как портрет; документы; письма; свидетельства очевидцев).

Евгения КОРОЛЬКОВА, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте