Никогда не жалуйся на время, ибо ты для того и рожден, чтобы сделать его лучше.
Иван Ильин
Давайте знакомиться. Я учитель самого, пожалуй, загадочного предмета в школе под секретным названием ОРКСЭ и классный руководитель кадетского класса. Твердо убеждена, что безопасная среда напрямую связана с внутренней культурой и умением выживать в этом не всегда приветливом мире, смело привнося в него настоящие чувства, мысли и поступки. Этому стараюсь учить и своих воспитанников. По натуре я оптимист. Радуюсь возможности совершать открытия каждые день, час и минуту.
Одной из целей школьного образования является научить ориентироваться в мире духовно-нравственных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения. При этом среди семи ключевых образовательных компетенций на первом месте стоит ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Кроме того, сюда относится и компетенция личностного самосовершенствования, которая выражается в непрерывном самопознании учащихся, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, культуры мышления и поведения.
Ценности нельзя навязать или отобрать силой, их невозможно купить, продать или подарить в готовом виде. К ценностям невозможно просто приобщиться, их нужно сотворить самостоятельно, создать в себе, воссоздавать каждый раз в каждой ценностной ситуации заново. Сегодня мы все живем в ситуации неопределенности, о которой не рассуждать может разве что самый ленивый и равнодушный в мире человек. Думаю, что в слове «неопределенность» надо очень разумно и критично подойти к приставке «не» и определить те «берега», которые могут внести определенность в наши слова, мысли, чувства и поступки. Неопределенность выступает как свобода, источник творчества и креативности. И важно готовить себя и детей к тому, чтобы жить в мире, где возможно разное. Тогда человек, который готов к неопределенности, неизвестности, будет действовать иначе, чем человек, сориентированный на известность, определенность, ожидаемость.
Наши дети живут не на сказочной планете с добрыми эльфами, они буквально выживают в этом жестоком и зачастую неприветливом мире. И наша первостепенная задача как педагогов – подвести детей к осознанию, пожалуй, самых главных вопросов: «Кто я?» и «Для чего я живу на этой земле?». И, поверьте, на эти вопросы у современной школы нет строго запланированных часов. При этом следует учитывать, что для каждого возраста характерна своя система ценностей, которая проявляется в позициях, социальных ролях, значимых для ребенка проблемах.
Как-то в одной беседе мы рассуждали с ребятами о том, что необходимо современному человеку и важно ли жить по совести, какие ценности необходимы современному человеку.
– Современному человеку нужны нормальный комп и скоростной Интернет, – говорит Игорь.
– Один человек существовать не может, – считает Злата. – Если ты хочешь жить, а не существовать, то у тебя должен быть близкий и родной человек. Наш мир полон зла, но если мы будем чуть добрее и приветливее, то наш мир станет лучше. За всю историю нашей страны, нашей великой России, было много войн и катаклизмов, и все это мы смогли пережить, только сплотившись. Вот так и сейчас, мы должны быть вместе, чтобы пережить все невзгоды.
– Спокойно я ехал по дороге жизни, – включает аналитическое воображение Илья, – пока мир не начал вставлять мне палки в колеса. Тогда друзья стали их вытаскивать и снова поднимать в дорогу.
– Судьба каждого в его руках, – убежден Денис. – Если ты будешь хорошим и честным человеком, то дорога твоей жизни будет не черно-белой полосой, а радужной дорожкой, несущей счастье и улыбки в твою жизнь.
– В наше время очень трудно найти таких людей, которые в любую минуту смогут поддержать, почувствовать боль, которую испытывает другой человек, – грустит Юля. – Про людей XXI века можно сказать, что они не живут, они, словно роботы без сердца, не могут любить. Они самовлюбленные.
– Совесть – это осколок рая в нашей душе, – предполагает Михаил.
При этом духовность не ограничивается только универсальными ценностями, а имеет и ценностное отношение к миру и самому себе. Из творческих работ детей на темы «Сокровище, которое нельзя потерять», «Свет родного дома», «Слово лечит, слово ранит»:
«Сокровище, которое нельзя потерять, – это человеческая душа. Душа – это то, что останется с нами навсегда. Никто не может отнять ее у человека. Можно отнять вещь, даже мысль, но душу никак нельзя потерять. Вот такая наша душа, которая останется с нами навечно» (Роксана, 12 лет).
«Дом как дом, окно как окно. Вот я иду домой, и появляются золотые шаги. Я посмотрела в свое окно и вижу, что оно сверкает. Мама смотрит – оно блестит. Мама отошла – все погасло. Единственное окно для меня – это свое» (Патимат, 11 лет).
«Жил на свете человек, как-то раз упал он и навек заперся в какой-то комнатушке. Испугался жить…» (Илья, 12 лет).
Говоря о кризисе, нам следует подумать не только о сложившейся ситуации, но прежде всего о возможности ее преодоления. Кризис – это не только конец пути, но и его начало, возможность начать все с белого листа. Выход есть – начать с самого себя. Именно поэтому разделяю позицию тех, кто в состоянии неопределенности нащупывают точки опоры, действуя по принципу «здесь и сейчас». И чем больше я размышляю на тему неопределенности, тем больше мне хочется начать действовать! Моему внутреннему состоянию созвучны слова А.Ф.Лосева: «Труднее всего мне переводить неясность в ясность». Можно ли это отнести к определению неопределенности? Уже сам факт того, что мы думаем об этом, рассуждаем, помогает нам найти какие-то точки опоры. И здесь есть два пути педагогического воздействия – насильно насаждать идеи или стремиться самому к идеалу. Обучая детей основам нравственных добродетелей, мы сами должны являть пример этих добродетелей или, по крайней мере, стремиться к ним. И быть личностью вовсе не означает демонстрировать свое особое превосходство перед детьми. Педагог должен стремиться к максимальному раскрытию всех своих положительных сторон. Проявляя искреннее участие и уважение к каждому из учеников, мы тем самым без помпы и официоза учим детей сопереживанию и сочувствию в различных, в том числе и неопределенных, жизненных ситуациях. При этом очень важно развивать умение самостоятельно выражать свое отношение к тем или иным жизненным явлениям и событиям, а самое главное – делать собственный выбор в сторону добра.
Конечно же, когда речь идет о таких масштабных целях, нам необходима поддержка. Именно поэтому руководитель класса так тесно общается не только с детьми, но и с родителями. Наше общее стремление позволит найти правильный путь, оберегая ребенка от неверных решений. С этой же целью школа всегда работает вместе с управляющим советом, чтобы при решении важных вопросов были учтены все мнения как со стороны родителей, так и со стороны детей, учеников и администрации. Школа – это маленькая жизнь для ребенка, именно в стенах образовательного учреждения на примере взрослых дети учатся не только слушать, но и слышать окружающих.
Наталья РЫНКОВАЯ, учитель ОРКСЭ, классный руководитель 5‑го класса школы №491 «Марьино»
Комментарии