Классное руководство учителя обычно не жалуют – деньги за это государство платит мизерные, а хлопот невпроворот. После шестого урока – классные часы и воспитательные беседы. По вечерам – звонки родителей, а по выходным ребята ждут не дождутся, чтобы их классный отправился с ними в поход… И тем не менее есть люди, которые все эти обязанности выполняют с удовольствием. Гость нашей студии – Андрей Верглинский, учитель русского языка и литературы и самый классный классный, он стал победителем в этой номинации на конкурсе “Учитель года Москвы” в 1999 году.
– Как же вам удалось стать одним из лучших классных руководителей столицы?
– Знаете, я все время говорю своим ребятам: все зависит от одного-единственного слова – хочу я или нет заниматься тем или иным делом. Если я хочу быть хорошим классным руководителем, я им буду.
– Ваши рецепты классного руководства?
– В студенчестве мне сказали: самые главные враги учителя – родители учеников. Обходи их стороной. Я же очень быстро убедился: родители – самые главные мои помощники. Кто больше них заинтересован, чтобы дети выросли образованными и воспитанными? Поэтому, когда мне дали классное руководство у пятиклашек, я понял – одному с 34 мальчишками и девчонками не справиться. У каждого свой характер, свои вкусы и привычки. Тогда я собрал родителей и сказал: давайте вместе попробуем сделать жизнь наших детей лучше и интереснее. Одной из наших находок стали семейные вечера. Согласитесь, родители почти никогда не видят постановок, театральных сценок своих детей, ребятам же так хочется показать свои таланты родителям. Родственники одного из моих учеников работают в детском клубе, они нам предоставили сцену. После спектаклей у нас обычно проходят семейные конкурсы: папы, к примеру, соревнуются, кто лучше расскажет анекдот, мамы исполняют песни, а в финале – дискотека. Кстати, на семейный вечер можно пригласить кого угодно – бабушек, дедушек, друзей, подруг. Семейные вечера здорово мне помогли, благодаря им я выучил всех родственников своих учеников чуть ли не до десятого колена.
Вот уже несколько лет существует еще одна замечательная традиция: старый Новый год мы проводим вместе – ребята и родители. Снимаем какой-нибудь подмосковный пансионат, ходим на лыжах, водим вокруг елки хоровод, просто сидим у камина.
– А были ли у вас конфликты с классом, как вы из них выходили?
– Сейчас мои ребята в 11-ом, несколько лет назад, когда они только вступали в переходный возраст, мы с ними страшно ругались, учителя прибегали ко мне и жаловались: твои сорвали урок. Тогда я собрал своих чудных мальчишек и девчонок и сказал: если еще хотя бы один учитель пожалуется на вас, я от вас отказываюсь. И что вы думаете – в тот же день ко мне подошла учительница: твои дети сорвали урок из-за того, что ты уходишь. И действительно, девчонки собирали подписи, чтобы я остался, мальчишки их успокаивали – куда он от нас денется, все равно любит. Фактически это был последний наш конфликт. Хотя, конечно, трудные подростки были и будут и ни один учитель не застрахован от педагогических неудач.
– Что же нужно сделать, чтобы в школу шли такие мужчины, как вы?
– Думаю, есть две вещи, которые могли бы привлечь мужчин в школу. Первое – это зарплата. Это же абсурд, когда учитель получает меньше, чем родители дают своему ребенку на мороженое. Я, например, получаю за классное руководство 288 рублей… Ну а второй фактор – отсрочка от армии. Ее должны иметь не только сельские педагоги, но и городские.
– Есть ли у вас любимчики?
– Ребенок потрясающе выступил или написал замечательное сочинение, и он самый лучший. А вообще я люблю всех своих детей хотя бы за то, что они мои. Мне безумно повезло и с детьми, и с родителями, и со школой, и с администрацией. Так что я везучий педагог и счастливый человек. Этот выпуск будет у меня первым. Даже не представляю, как переживу разлуку со своими учениками. У меня были выпуски тех классов, где я просто преподавал литературу, я тогда тосковал целый месяц…
– Вы молодой и обаятельный, наверняка в вас влюблялись девочки?
– Конечно, писали записки: не женитесь, пока я не закончу 11-й класс. Но это скорее в шутку, серьезных претензий на мои руку и сердце не было. А вообще симпатии мальчиков к девочкам можно использовать и в педагогических целях: ни один учитель, даже весь педколлектив школы не имеет такого влияния на влюбленного мальчишку, как его девушка…
Слушайте нас на волнах радиостанции “Говорит Москва” каждую 2-ю и 4-ю пятницу месяца в 16.05. Ждем ваших звонков по телефонам: 928-82-53 (редакция “УГ”) и 729-33-78 (прямой эфир).
Светлана РУДЕНКО
Комментарии