search
main
0

Самый эффективный метод

Читаем глобально

Обучение чтению – процесс сложный и проходит в несколько этапов у любых детей. Дети же с умеренными, тяжелыми и множественными нарушениями развития испытывают значительные трудности при обучении.

Принимая во внимание типологические свойства русского языка, выбор слога в качестве минимальной единицы чтения (метод складового чтения Н.А.Зайцева) оказывается вполне обоснованным. Слоговые методы, в системе которых единица чтения – слог, предполагают, что ребенок осознает определенное сочетание букв как цельный графический элемент.

Склад – это пара из согласной и гласной или из согласной и твердого или мягкого знака. Или же даже одна буква. Например, со-ба-ка, па-ро-во-з, а-и-с-т. Складовой принцип чтения – основа метода Зайцева. Большую популярность приобрели кубики Зайцева, в них как раз и используется эта методика. Несколько похожая методика используется в кубиках Чаплыгина «Читаю легко». У метода Зайцева есть одна важная особенность – слоги не разбиваются на буквы и звуки, при освоении чтения по этому методу запрещено использовать буквы и алфавит, можно пользоваться только кубиками или карточками со слогами. Отдельно вычленять буквы разработчики метода рекомендуют лишь после того, как ребенок уверенно научился читать. Неудобство может появиться на заключительном этапе обучения – если не провести звуко-буквенный анализ слов, ребенку может быть очень трудно при обучении в школе.

Наиболее проработанным, систематизированным и научно обоснованным является метод послогового чтения, разработанный Т.С.Резниченко в 90‑х годах ХХ века. Этот метод формировался в процессе работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи и лег в основу «Занимательного букваря».

Очень важно:

1) соблюдать строго определенный порядок введения слогов (он обоснован научно);

2) сразу же после запоминания очередного слога предлагать ребенку читать слова с этим слогом. Чтение слов со слогами типа «согласный – гласный», «согласный – гласный – согласный», «согласный – согласный – гласный», «гласный – согласный», «согласный – гласный – согласный – согласный», «согласный – согласный – гласный – согласный».

Метод целых слов (глобального чтения) – один из методов обучения грамоте, по которому чтение начинается не со звуковой работы, не с букв, не со слогов, а с прочтения целых слов без расчленения их на буквы.

Единицей чтения с самого начала становится слово, его графическое изображение воспринимается как идеограмма, иероглиф. Знание слова подкрепляется картинкой. В течение 2‑3 месяцев учащиеся запоминают около 150 слов, тогда начинается звукобуквенный анализ, буквы связываются с обозначаемыми ими звуками. Достоинство метода в том, что он позволяет сразу ввести в круг чтения детей значительное количество слов, необходимых для образовательных целей.

Этот метод получил широкое распространение в США и других англоязычных странах, что связано со структурой англоязычной графики. В России метод появился в начале 20‑х годов. Этот подход успешно используется при обучении глухих и слабослышащих детей раннего дошкольного возраста. При этом исследователи отмечают, что механизмы глобального чтения, которые у большинства дошкольников с нарушениями слуха формируются к трем-четырем годам, становятся основой развития речи и последующего овладения аналитическим чтением. Представление о методе глобального чтения в понимании родителей и даже некоторых специалистов прочно связано с методикой раннего развития американского нейрофизиолога Глена Домана.

В России по аналогичной схеме работает А.А.Маниченко, автор развивающей программы «Читаем с пеленок». Авторы методики считают обучение чтению целыми словами более физиологичным, потому что люди мыслят не буквами и слогами, а только целыми словами. Мышление же неразрывно связано с речью. Суть обучения состоит в том, что ребенку в течение нескольких секунд показывают карточку с написанным на ней словом, он запоминает графический рисунок. Дети запоминают сначала целые слова, а лишь потом начинают разделять их по буквам.

Существует много различных вариантов обучения глобальному чтению. Рассмотрим один из вариантов методики обучения чтению целыми словами. Метод целых слов (по книге Т.С.Резниченко «Дорогу осилит идущий»): на карточках размером в четверть листа А4 пишутся короткие слова, обозначающие хорошо известные ребенку предметы, например «дом», «жук», «мяч», «елка», «бант», «ящик», «кот», «сок», «шар», «чай», «флаг», «хлеб». Ребенок должен научиться узнавать слова целиком, читать их как иероглиф, не вычленяя отдельные буквы. На оборотной стороне карточки помещается рисунок. Во время одного занятия ребенок получает не больше трех слов-карточек, слова на которых начинаются с разных букв. Желательно также сделать несколько карточек с именами близких ребенку людей, кличками домашних животных. Написание своего имени дети обычно также читают глобально.

С каждым годом количество детей, испытывающих трудности в обучении чтению, растет. Задача педагога, специалиста – подобрать наиболее эффективный метод обучения чтению для каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Анна МЕЛЬНИКОВА, учитель-дефектолог колледжа малого бизнеса №4

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте