Исследования ученых, занимающихся проблемой “школа – здоровье детей”, дают малоутешительные результаты. Да и откуда другим взяться, если практически невозможно отследить элементарную вещь: сколько времени тратит ребенок на выполнение домашнего задания. Ольга Фуфаева, зав.отделом гигиены детей и подростков Центра Госсанэпиднадзора в Воронежской области, рассказала, что по санитарным нормам первоклашкам начиная со второго полугодия полагается до одного часа на домашнюю работу, второму классу – до полутора часов, третьему-четвертому – до двух, седьмому-восьмому – до трех, а старшеклассникам – до четырех часов. Каждый учитель знает это. (Наверное). Но, увы, ни в одном документе не учитывается длительность занятий с репетиторами и на вузовских подготовительных курсах. И где вы видели первоклассника (не суперодаренного, а обычного) из какого-нибудь математического класса или “продвинутой” гимназии, чтобы он тратил всего час на выполнение домашнего задания, причем начиная лишь со второго полугодия? Да, они впрягаются со второго сентября, а с октября уже по два-три часа пыхтят над “домашкой”!
“До пятидесяти процентов учащихся инновационных школ не укладываются в эти нормативы”, – говорит Ольга Александровна. Говорит, потому что знает, потому что даже кандидатскую защитила на тему “Оптимизация учебного процесса общеобразовательных учреждений инновационного типа”. Свои исследования она проводила в четырех школах – двух нового типа и двух обычных. Направления исследований: изменение работоспособности школьников в зависимости от повышения учебной нагрузки и состояние иммунного статуса детей.
Для анализа умственной работоспособности в старших классах использовались тесты, в младших – фигурные таблицы. Выяснилось, что к концу трудовой недели работоспособность падает на 25 процентов, но это в некотором роде вещь объективная, иначе вряд ли получится. Настораживает другое. В начальных классах обычных школ показатели умственной работоспособности детей после пяти-шести уроков снижались на те же 25 процентов. А у малышей, обучающихся в инновационных школах, уже к концу четвертого урока показатели падали в 2,3 раза, после пяти-шести уроков – в четыре раза. Чувствуете разницу: то на четверть, а то в четыре раза! Такова цена интенсивного обучения.
К чему она приводит, показали исследования иммунного статуса детей. Как объяснила Ольга Александровна, количество микроорганизмов, населяющих нашу кожу, колеблется в зависимости от нашего иммунитета. Чем он выше, тем соответственно и всяких микробов меньше. Есть специальный способ исследования глубокой аутофлоры кожных покровов, делается это на руке и достаточно просто (кровопролитие и вообще любые повреждения исключены). Взятые с руки микроорганизмы выращивают, а потом подсчитывают их общее количество и отдельно, сколько на коже золотистого стафилококка. Он хоть и красиво называется, зато один из самых противных, живучих и болезнетворных. Так вот именно его у одиннадцатиклассников инновационных школ почти в восемь раз больше, чем у пятиклашек. А общее число микроорганизмов к выпускному классу возрастает в 4,6 раза. В обычных школах показатели намного меньше. Получается, что наши самые умные выпускники оказываются и самыми ослабленными, больше других подверженными различным заболеваниям. А еще, увы, и самыми “горбатыми” и “слепыми”: в 3,9 раза ухудшается осанка у старшеклассников инновационных школ (по сравнению с первым классом), в то время как в обычных школах этот показатель ниже и составляет 2,2 раза. По зрению – в 8 раз против 2,8 раза.
Татьяна МАСЛИКОВА
Воронеж
Комментарии