Особенность позиции педагога по отношению к родителям состоит в том, что в ней сочетаются две функции – формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух ролях одновременно: в роли официального лица и доверительного собеседника. Отношения с родителем сложатся, если обе стороны выступают с правом собственной позиции как равные собеседники. Но при этом каждый остается со своей манерой общения, несет свои переживания, которым еще только предстоит стать общими.
Когда отношения не складываются, не каждый воспитатель стремится к открытой доверительной форме общения, чтобы снять напряжение. Положение усугубляется тем, если воспитатель не стремится сблизить точки зрения, а указывает на просчеты и недостатки в семейном воспитании.
Поэтому задача воспитателя в рамках работы с родителями состоит в том, чтобы преодолеть в себе элементы назидания по отношению к членам семьи воспитанника и выработать способ доверительного общения, воспринимать родителя как соучастника педагогического процесса, как равноправного партнера, осознавать ответственность за свои советы.
В случае возникновения конфликтной ситуации В.М.Иванова предлагает следующую стратегию поведения воспитателя:
1. Не допускать, чтобы отрицательные эмоции охватили настолько, что воображаемые размеры конфликта превышали реальные.
2. Не перекладывать всю вину на мать, постараться осознать, что и у нее в душе остался неприятный осадок и раскаяние.
3. Помнить о стереотипах общения: если папа – “большой начальник”, он и с педагогом разговаривает как с подчиненным.
4. После конфликта не избегать общения, дать возможность успокоиться себе и родителю и через некоторое время обсудить случившееся, разобрать причины его (родителя) эмоциональной реакции, выработать общую точку зрения на причины случившегося, наметить общую стратегию неповторения подобного.
Л.Н.Башлакова считает, что важную роль в установлении и поддержании контакта с родителями играет форма общения. Педагоги, предпочитающие авторитарный стиль общения с детьми, сходным образом общаются и с родителями. И.Н.Ускова на занятиях по этике общения предлагала педагогам заменить привычные формы требований на более мягкие и вселяющие уверенность, произносить эти фразы с улыбкой.
В.А.Петровский предлагает следующую структуру взаимодействия воспитателя с родителями.
Цель общения: создание доверительного делового контакта.
Этапы:
1. Трансляция родителям положительного образа ребенка.
Часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из вида положительные черты его личности, сосредоточиваясь на негативных проявлениях.
2. Трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье и могут оказаться неожиданными и интересными для родителей.
3. Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатель поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Только после двух первых этапов у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с воспитателем.
4. Совместное изучение личности ребенка, формирование общей программы воспитания.
Наталья ХМЕЛЕВА,
психолог ДОУ N 862 “Рябинушка”
Зеленоград, Москва
Комментарии