Именно в Москве зачастую рождаются новые идеи, новые проекты и целые направления деятельности. Очень важно, что столичный опыт определяет и в целом общероссийские тенденции в образовании. О развитии кадрового потенциала в столице мы говорим с директором Московского центра развития кадрового потенциала образования Алексеем РЫТОВЫМ.
– Алексей Иванович, в подготовке управленцев вы используете обучающие симуляторы, тренинги, уникальную двухэтапную аттестацию, реализованную в Москве. Какими компетенциями владеют московские директора?
– Первое, с чего все начинается, – диагностика управленческого потенциала, которая помогает полностью составить профиль сотрудника – увидеть уровень его социального, эмоционального интеллекта и другие важные для управленческой работы аспекты. Например, диагностика показывает, насколько хорошо человек владеет аналитическими навыками (понимает смысл текстов, обрабатывает большие объемы информации, устанавливает причину и следствие, отделяет факты от интерпретации и так далее).
Как вы понимаете, результаты такой диагностики – это основа для разработки плана индивидуального развития и обучения человека.
Второй этап – адаптация к новым условиям их (управленцев) основных базовых профессиональных умений – hard skills.
Третий этап – мы начинаем работать с soft skills через тренинги по эмоциональному интеллекту; коммуникации; сюда же работа с информацией; креативное мышление; стрессоустойчивость.
Переоценить пользу работы с мягкими навыками сложно, особенно для управленцев. Вы же понимаете, что те же коммуникативные навыки необходимы для выстраивания продуктивного общения с учителями, родителями и школьниками, грамотного разрешения конфликтов. Потому что сотрудничество семьи и школы должно очень тонко выстраиваться и быть сугубо персональным.
Навыки self-менеджмента, то есть осознанного управления собой (баланс в работе и жизни, умение расставлять приоритеты, планирование). Критическое, системное, стратегическое, структурное мышление также очень важно. С этим тоже работаем. Все это через решение кейсовых, абсолютно практических задач.
– Интересный тренинг для работы с директорами и их заместителями – «Лидерство и взаимодействие с командой». Какую роль сегодня играет командная работа?
– Командная работа всегда была важной составляющей успеха в любом вопросе, и сегодня такой подход более чем актуален. У нас есть серия тренингов, направленных на развитие навыков командообразования. Здесь директора школ и их заместители учатся выбирать стиль управления командой, который позволит замотивировать сотрудников и будет способствовать их профессиональному развитию даже в процессе решения повседневных задач.
– Недавно прошла стажировка «Тень директора». Насколько мы понимаем, транслируется не только опыт, но и личность директора, кандидатов будет сопровождать ментор. Расскажите, пожалуйста, об этом интересном проекте.
– Не совсем личность, скорее управленческий стиль, логика принятия решений. Стажировка «Тень директора школы» является одним из этапов формирования и подготовки кадрового резерва системы столичного образования. Такой формат профессиональных проб для, возможно, будущих директоров – хорошая возможность увидеть школу изнутри, то есть не в теории, а на практике ознакомиться со всеми тонкостями управленческой работы. Кстати, были случаи, когда после прохождения стажировки люди говорили о том, что пока не готовы стать директорами школ, нужно набираться опыта.
Все кандидаты прошли аттестацию на соответствие должности руководителя образовательной организации, диагностику управленческого потенциала и обучение по специальным программам, а также поработали на управленческом тренажере – виртуальном симуляторе, используя который можно попрактиковаться в отработке принятия управленческих решений.
Программой стажировки предусмотрено, что в течение двух недель кандидат на должность руководителя прикрепляется к ментору – опытному директору московской школы. Стажерам предоставляется возможность ознакомиться с механизмами управления кадрами, процессами, ресурсами, результатами и информацией, которые опытный директор уже использует в своей работе. Важно отметить, что ментор при этом не меняет свой режим работы в образовательной организации, а продолжает ее в штатном режиме. При этом стажер ведет дневник стажировки и виртуальный органайзер, в которых делает важные для себя пометки. Сразу скажу, что такая стажировка проходит не в той школе, в которой кандидат работает, а в абсолютно другой образовательной организации.
По окончании стажировки стажер формулирует и представляет собственную модель управления образовательной организацией, которую он как директор школы хотел бы реализовывать после возможного назначения на должность.
– Каким опытом вы хотели бы поделиться со всей Россией?
– Москва не навязывает свой опыт городам. Здесь можно сказать о взаимодействии и сотрудничестве в рамках взаимообучения.
Взаимообучение – это новый формат сотрудничества городов в России. В проекте сегодня 106 городов и больше 100 тысяч участников. У каждого города есть свои доказавшие результативность управленческие и педагогические практики, которые могут быть полезны коллегам. Конечно, Москва – лидер, и все инновационные, масштабные и новые в системе образования проекты и разработки появляются здесь. За очень короткий период коллеги из 80 городов России прошли стажировки на базе московских школ.
– А как удается налаживать взаимодействие между различными школами внутри огромного мегаполиса?
– Сегодня каждая московская школа открыта. Проект «Взаимообучение московских школ» – это уникальная возможность повышения профессиональной компетентности для директоров московских школ и всей управленческой команды, а также специалистов различных направлений и педагогов. Девиз проекта: «Учиться у тех, кому доверяем». Так вот, на сегодняшний день каждая московская школа принимает участие в проекте – транслирует опыт и перенимает его.
На семинарах директора школ представляют понятные алгоритмы и «дорожные карты» для реализации полезных проектов и идей по более чем тридцати направлениям.
– Какую работу директора ведут по дополнительному образованию с детьми с ОВЗ?
– В рамках курса «Организация образовательного процесса для обучающихся с особыми образовательными потребностями: управленческий аспект» команда Московского центра развития кадрового потенциала образования совместно со специалистами Московского центра качества образования, Городского психолого-педагогического центра, Городского методического центра, Управления государственного надзора и контроля в сфере образования ДОНМ обучают школьных управленцев использовать механизмы организации психолого-педагогического и медико-образовательного сопровождения детей с особыми потребностями. Данный курс направлен на изучение правового обеспечения организации образовательного процесса, а также инструментов организации образовательного процесса и ВСОКО в условиях инклюзии.
– Алексей Иванович, а какое внимание уделяется ИКТ-грамотности управленцев?
– Для управленцев говорить про ИКТ-грамотность – это уже архаично. Сегодня более актуальный вопрос – безопасность в Интернете. Московским центром развития кадрового потенциала образования совместно с экспертами различных структур безопасности, Комитета Совета Федерации по социальной политике, Комиссии Московской городской Думы по безопасности, специалистами в области IT-компетенций и психологии разработаны программы обучения для управленческих команд по информационной безопасности. Основная цель курсов – научить определять киберугрозы и понимать основные меры по профилактике и предотвращению негативных ситуаций в сети Интернет. Разработанные программы проходят в интерактивном формате. Управленцы изучают основные виды информационных угроз, выполняют практические задания и осваивают способы защиты детей от преступников в сети Интернет. Также на базе МЦРКПО разработаны обучающие интенсивы для родителей, которые содержат не только теоретическую часть, но и насыщенный практический блок, построенный на разборе реальных ситуаций.
Анна КОНДА
Комментарии