search
main
0

Самые надежные инвестиции. Это забота о будущих поколениях

Стратегию развития на учебный год августовский педсовет выстраивал согласно законам. Главной темой традиционной конференции педагогической общественности Московской области стало законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации. Губернатор Борис Громов, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Московской областной Думы Валерий Аксаков, министр образования правительства Московской области Лидия Антонова, главы муниципальных образований, представители общественных организаций, учителя говорили на этой встрече, что закон – это высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества.

Борис ГРОМОВ, губернатор Московской области:- Новое законодательство призвано закрепить роль школы, системы образования в меняющемся мире, обеспечить комплексную модернизацию образования, создать правовые условия для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики. Как отметил в Послании Федеральному Собранию Государственной Думы Российской Федерации Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев: «Забота о будущих поколениях – это самые надежные, умные и благородные инвестиции. Общество, в котором на деле защищают права ребенка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу».Не случайно законопроект «Об образовании в РФ» вызвал самую активную дискуссию на уровне школ, муниципальных образований, общественных организаций, ведь образование – ключевая сфера, обеспечивающая полноценное развитие человека. Прошло то время, когда человек получал аттестат, диплом и на этом его развитие завершалось. Сегодня необходимо учиться всю жизнь, и система образования должна обеспечить качественное и доступное совершенствование человека в избранной сфере деятельности.Мы, безусловно, поддерживаем принципы, на которых основан законопроект: признание приоритетности сферы образования, обеспечение права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма. К сожалению, мы не всегда готовы воспользоваться возможностями, которые открывают законодательные новеллы. Так, система образования отстает от заданных значений перехода образовательных учреждений в статус автономных в соответствии с Федеральным законом №83. Понятно, новый статус требует иного качества работы руководителей, педагогов, представителей общественности. Однако от требований времени мы не уйдем. Напоминаю: полный переход учреждений в статус автономных, бюджетных и казенных должен быть завершен в 2012 году, при этом 15 процентов учреждений должны перейти в статус автономных.Главный вопрос в сегодняшней повестке дня – реализация на территории Московской области плана модернизации российского образования. План, принятый по инициативе Председателя Правительства России Владимира Владимировича Путина, очень масштабный. Достаточно сказать, что из федерального бюджета в 2011-2013 году на развитие системы образования страны выделяется 120 миллиардов рублей, эти средства уже идут в регионы – так, мы получили более 627 миллионов рублей. С учетом средств регионов, муниципальных бюджетов, иных источников финансирования сумма, направляемая на развитие образования, очень значительна. Но и задачи поставлены большие: речь идет о том, чтобы престиж образования перестал быть декларацией и стал реальностью, чтобы учитель получил свое заслуженное, достойное место в обществе, чтобы в наши школы пришло современное оборудование в полном соответствии с требованиями сегодняшнего информационного пространства.Для Московской области вопрос реализации комплекса мер по модернизации образования является одним из приоритетных, это определяется всей логикой социально-экономического развития региона как высокотехнологичного, насыщенного наукоемкими предприятиями. Есть у нас и экономическая основа для реализации поставленных задач. Область интенсивно наращивает темпы развития во всех секторах экономики и социальной сфере – об этом свидетельствуют многочисленные рейтинги независимых общественных организаций.Общеэкономический оборот в области в первом полугодии 2011 года вырос на 18,6 процента и превысил 3 триллиона 200 миллиардов рублей.По существующим прогнозам, к концу года он превысит 7 триллионов. Полностью восстановлен промышленный потенциал. Индекс промышленного производства составил 110,9 процента. Все показатели демонстрируют оживление нашей экономики в целом, что позволяет нам сохранить и даже усилить социальную ориентированность экономического развития.Расходы консолидированного бюджета Московской области по отрасли «Образование» на 2011 год составляют 73 млрд 27 млн рублей (в прошлом году – 68 млрд 697 млн рублей).Экономические достижения позволяют нам предусмотреть в областном бюджете все необходимые средства для реализации каждого из направлений модернизации образования.Прежде всего это повышение заработной платы. Мы поддержали предложение Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 4 апреля 2011 года по вопросу повышения уровня средней заработной платы учителей путем доведения зарплаты школьного учителя до средней зарплаты по экономике, более того, в области было принято решение распространить повышение заработной платы и на другие категории педагогических работников.Повышение заработной платы должно коснуться каждого учителя, более того – каждого работника образовательных учреждений Подмосковья. Как вы знаете, с 1 июня этого года произведено повышение заработной платы всем работникам бюджетной сферы Московской области на 6,5 процента.Кроме того, по итогам учебного года была произведена разовая выплата в размере 2000 рублей руководящим и педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений.С 1 сентября 2011 года заработная плата повышается: – на 15,5 процента учителям, социальным педагогам, педагогам-психологам, воспитателям групп продленного дня муниципальных общеобразовательных учреждений, а также преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования. Средняя заработная плата учителя составит 27139 рублей, или на уровне средней заработной платы по экономике при уровне заработной платы за первое полугодие 23740 рублей;- на 10 процентов директорам муниципальных общеобразовательных учреждений и их заместителям, а также руководителям учреждений начального и среднего профессионального образования и их заместителям. Средняя заработная плата директора составит 44310 рублей, то есть кратность заработной платы директора к заработной плате учителя составит 1,6;- на 50% медицинским работникам, состоящим в штате муниципальных общеобразовательных учреждений.С 1 октября 2011 года заработная плата повышается на 6,5 процента всем остальным категориям работников муниципальных общеобразовательных учреждений.В 2012 году продолжится поэтапное повышение оплаты труда учителей с целью сохранения ее на уровне средней заработной платы по экономике: с 1 января 2012 года заработная плата работников бюджетной сферы, включая образование, будет повышена на 10 процентов, и с 1 сентября 2012 года – еще на 6,5 процента. Таким образом, мы планируем, что средняя заработная плата подмосковного учителя в IV квартале 2012 года будет соответствовать средней по экономике Московской области по состоянию на 1 апреля 2012 года (если в результате названных мер данный показатель достигнут не будет, станем изыскивать дополнительные ресурсы).Главам городов и районов, муниципальным органам управления образованием необходимо продолжить работу по подготовке к исполнению вышеуказанного поручения на уровне школ. С учетом мнения органов государственно-общественного управления необходимо распределить компенсационные и стимулирующие выплаты так, чтобы лучшие учителя, показывающие высокую результативность работы, получили существенно более высокую заработную плату. С этих позиций важно пересмотреть положения о распределении стимулирующей надбавки, которые существуют в каждой школе. Мы направляем на повышение заработной платы значительные средства – только в этом году дополнительные средства субвенции на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общего образования составили более 1 миллиарда 190 миллионов рублей (1 млрд 191 млн 711 тыс. рублей), и важно обеспечить эффективность использования этих средств, они должны работать на качество обучения и воспитания наших школьников. Достигнутый уровень заработной платы руководителей образовательных учреждений, педагогов позволяет нам ставить вопрос об усилении их ответственности за результативность работы. Мы можем спросить каждого директора школы, классного руководителя, учителя – насколько результативно, ответственно он выполняет свою миссию, как улучшаются показатели эффективности работы системы образования в целом.Вообще хочу подчеркнуть: осуществление работы по исполнению бюджета Московской области показало, что главам муниципальных образований надо обратить внимание на кадровую подготовку специалистов финансово-экономических служб, которые осуществляют планирование и финансирование расходов на образование. Это необходимо для эффективного расходования средств и представления качественной и достоверной отчетности по использованию средств бюджета Московской области, направляемых на предоставление 26 субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов на сумму 30,8 млрд рублей.Учитывая особенности Московской области, с целью обеспечения доступности качественного образования в сельской местности у нас сохраняется финансирование малокомплектных школ исходя из объемов фактических расходов без учета наполняемости классов. В 2011 году перечень малокомплектных школ определен в количестве 124 учреждений, на их финансирование направляется 742,5 млн рублей при нормативных расходах 364,9 млн рублей или с превышением нормативов в 2 раза. Это позволяет нам сохранить те сельские школы, которые соответствуют современным требованиям к условиям обучения и необходимы по условиям социально-экономического развития села.Кроме того, в области выделяются дополнительные средства для поддержки муниципальных общеобразовательных учреждений с высоким уровнем достижений работы педагогического коллектива по образованию и воспитанию обучающихся Московской области. На 2010 год их перечень определен в количестве 16 учреждений, в 2011 году – в количестве 31 учреждения с общим объемом субвенции 874 млн рублей при нормативном методе расчета 627 млн рублей, или с превышением на 39 процентов. 85 дипломов победителей и призеров всероссийских олимпиад школьников в этом году, четыре диплома международных олимпиад – зримое свидетельство результативности этой работы.В 2011-2012 учебном году количество указанных муниципальных общеобразовательных учреждений планируется увеличить до 50 учреждений исходя из результатов оценки качества образования за 2010-2011 учебный год.Активно развивается учебно-материальная составляющая системы образования Московской области. Мы не изменяем замечательной традиции в День знаний открывать для наших детей двери новостроек. Первого сентября открываются пять школ в городских округах Домодедово, Подольск, Ленинском, Люберецком, Подольском муниципальных районах и девять дошкольных образовательных учреждений в городских округах Домодедово, Лобня, Пущино, Реутов, Балашиха (два учреждения), Ленинском, Луховицком, Чеховском муниципальных районах. Всего до конца года в строй вступят 12 школ на 9267 мест и 29 дошкольных образовательных учреждений на 4105 мест.Плодотворно в этом году проведена подготовка образовательных учреждений к новому учебному году: все образовательные учреждения приняты комиссиями. На подготовку образовательных учреждений и оснащение их необходимым оборудованием из бюджетов всех уровней (федерального, областного, муниципальных) выделено более 5 млрд 300 млн рублей.Так, из областного бюджета на ремонт образовательных учреждений и увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях выделено 2 миллиарда 133,5 миллиона рублей. В том числе средства, выделенные на увеличение количества мест в детских садах, а это 843 миллиона рублей, позволяют увеличить число мест в них на 8 тысяч, а с учетом новостроек, возводимых за счет средств муниципальных бюджетов и инвесторов, увеличение составит 15 тысяч мест. Задача глав муниципальных образований – обеспечить полную и эффективную реализацию выделенных средств до 1 декабря этого года.Средства муниципальных образований направлялись на обеспечение пожарной безопасности, антитеррористические мероприятия, приобретение мебели. Наибольшие финансовые средства были предусмотрены в городских округах Домодедово, Долгопрудный, Королев, Лыткарино, Подольск, Реутов, Химки, а также в Дмитровском, Ленинском, Можайском муниципальных районах. Я искренне благодарю руководителей муниципальных образований и образовательных учреждений за эту огромную работу.В целях улучшения условий обучения школьников значительные средства направлены на оснащение школ современным учебным и технологическим оборудованием. Ведь что такое школа будущего? Это школа социального развития, школа универсального вариативного образования, социальный лифт, отправляющий ребенка в современный глобальный информационный мир, где он должен быть успешным, адаптированным, адекватным, счастливым. Такие школы в Подмосковье есть. Например, школа №29 Подольска, где школьники в ученических лабораториях создают трехмерную модель мира, где из школьной обсерватории открываются просторы космоса, где работают научные сообщества школьников. Но таких школ должно быть гораздо больше, каждая школа Подмосковья должна стать школой будущего, школой для ученика и учителя.Как я уже отметил, в соответствии с соглашением между Минобрнауки РФ и правительством Московской области бюджету Московской области в 2011-м предоставлена субсидия в размере 627 млн 225 тыс. рублей. Учитывая введение в школах Подмосковья федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, нами принято решение направить эти средства на улучшение условий реализации образовательной программы начального общего образования в первых классах общеобразовательных учреждений. Первоклассники – это замечательный отряд юных школьников Подмосковья, который каждый год увеличивается, сегодня даже в сельских школах у нас по три, четыре, пять первых классов, и новое оборудование мы закупаем именно для них. Ноутбуки, интерактивные доски, мультимедийные проекторы, модульная система экспериментов, система оперативного контроля знаний, программное обеспечение – это 911 учебных комплектов, обучаться на которых будут 23811 первоклассников – это каждый третий первоклассник в городских школах и каждый второй – в сельских.Все первоклассники к 1 сентября обеспечены новыми учебниками, разработанными в соответствии с новыми образовательными стандартами. Все учителя, которые приступают к работе в первых классах, прошли обучение по новому федеральному государственному стандарту за счет областного бюджета, в ближайшее время они будут обучены работе с новым учебным оборудованием.В области приняты и другие решения, направленные на улучшение условий обучения школьников, повышение доступности и качества всех видов образования. Школы, ставшие победителями в областном конкурсе муниципальных общеобразовательных учреждений, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные программы, получают комплекты инновационного оборудования для учебных кабинетов. В школы области поставляется технологическое оборудование для школьных столовых, приобретаются транспортные средства для перевозки обучающихся (17 школьных автобусов), пополняются фонды школьных библиотек, выделены средства на увеличение пропускной способности школьных интернет-сетей и оплату интернет-трафика. На все эти цели в областном бюджете этого года предусмотрено более пятисот миллионов рублей.Не забыты студенты профессиональной школы – с сентября размер стипендий учащимся и студентам, обучающимся в учреждениях профессионального образования, увеличивается на 10 процентов.Система профессионального образования Подмосковья готовится к переходу на новый уровень функционирования. В соответствии с решением Госсовета РФ от 31 августа 2010 года разработана программа модернизации профессионального образования, основная цель которого – обеспечить не только качество профессиональной подготовки, но и тесную связь со стратегией социально-экономического развития Московской области. Программа предусматривает существенные финансовые средства на обновление учебно-материальной базы, только в этом году на поддержку профессиональной школы дополнительно выделено 50 млн рублей. Важный вопрос – активизация взаимодействия с работодателями. Уже сегодня ряд областных учреждений профессионального образования, например Московский областной отраслевой технологический техникум (Люберцы), Московский областной профессиональный колледж (Сергиев Посад), Дмитровский профессиональный колледж, профессиональные училища №72 (Королев), №64 (Химки), осуществляют целевую подготовку по заявкам работодателей. В Московском областном университете «Дубна» идет активная работа по созданию предприятий малого бизнеса – их уже 18. При этом речь во всех перечисленных случаях идет о высокотехнологичных отраслях: авиа- и вертолетостроение, космос, нанотехнологии. Растет процент трудоустройства выпускников в соответствии с полученными специальностями (так, на сегодня для выпускников средних профессиональных образовательных учреждений он составляет 98 процентов). Переход профессиональной школы на образовательные стандарты второго поколения, новые основные образовательные программы, ориентированные на потребности региональной экономики, обеспечит новый облик выпускника профессиональной школы.Принятие нового закона «Об образовании в РФ», который мы сегодня обсуждаем, позволяет ускорить давно назревшие перемены. Лучшие учреждения начального профессионального образования продолжат готовить высококвалифицированных рабочих, но уже в статусе учреждений среднего профессионального образования, другие станут филиалами, отделениями учреждений более высокого уровня, также сохранив подготовку рабочих. У нас есть опыт реструктуризации учреждений начального профессионального образования, например, создание Губернского профессионального колледжа. Принятие обсуждаемого законопроекта «Об образовании в РФ» будет способствовать реализации в Московской области стратегии, направленной на обеспечение потребности молодежи в качественном и доступном профессиональном образовании, а развивающейся экономики области – в квалифицированных кадрах. Уважаемые коллеги! Полагаю, что обсуждение проекта закона «Об образовании в РФ» будет продолжено в городах и районах с привлечением педагогической и родительской общественности. Необходимо организовать общественную экспертизу проекта, с тем чтобы он в полной мере отразил реалии современной школы. Наша сегодняшняя конференция ставит перед нами большие задачи, которые нам предстоит решать и в рамках нового закона, национальной стратегии «Наша новая школа», проекта модернизации общего образования, областной целевой программы развития образования. На все это потребуются ваши силы, творческий потенциал, огромная энергия. Искренне желаю всем задора, счастья, радости от общения с учащимися, воспитанниками и студентами. Хорошей, продуктивной вам работы на благо Подмосковья и его жителей, в том числе самых юных.С праздником, с началом нового учебного года!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте