Давным-давно, больше сорока лет назад, в школе нам регулярно задавали сочинение на тему «Кто мой герой?». Я всегда знала, кто мои герои, но ждали от нас, школьников, описание совсем других персонажей: Павки Корчагина, Емельяна Пугачева или народовольцев… Этот список знаком каждому, кто был ребенком семидесятых. И вот я по-прежнему в школе, мне уже шестой десяток, и нам опять задали сочинение на эту тему. Видимо, настало время написать о моих настоящих героях – маме, брате, дедушке, прадеде и прапрадеде, о моей тете. Все они учителя.
Мой прапрадедушка Николай Иванович Ватрунин поехал под Нижний Новгород основывать земскую школу. Было это в середине 60‑х годов XIX века. Школу надо было еще построить, уговорить крестьян отпустить туда своих детей, купить учебники и книги, мебель и известку, дрова для отопления, бумагу, чернила и много всего того, что делает трехкомнатное помещение школой. Я не имею представления, как это им с прапрабабушкой удалось, но, говорят, до Великой Отечественной войны в Арзамасе стоял этот чудесный дом, который стольким людям дал шанс в жизни. В этой школе на заре юности успел поучить детей математике и мой любимый дедушка, тоже Николай Иванович Ватрунин.
Моя тетя Галя, Галина Васильевна Мосина, до сих пор преподает в одной из челябинских школ, к ней все время приезжают ее выпускники (некоторым из них уже сильно за пятьдесят), в ее доме почти всегда пахнет тестом для пирогов и чудесной рассыпчатой вареной картошкой, а основная деталь интерьера – книги.
Моя мама Ольга Николаевна больше сорока лет преподавала русский язык и литературу в школе на Юго-Западе, а до этого в Институте имени Д.И.Менделеева в Тобольске. Удивительно, но я помню ее студентов почти пятидесятилетней давности, видимо, люди с такими чудесными лицами и осмысленным взглядом, приходившие к нам домой обсудить с мамой Герцена, Тургенева, Гончарова, произвели на меня неизгладимое впечатление. Только потом я поняла, что не Герцен, а мама действовала на них именно так. Сейчас она помогает учиться уже третьему поколению своих выпускников, у нее не умолкает телефон, а дети и внуки бывших учеников задают один и тот же вопрос: «Мой папа (мама, бабушка, дедушка, дядя) хорошо учились?» И мама всегда отвечает: «Ни одной тройки!» Иногда это очень смешная правда… Ее выпускники так и остались ее учениками. Как и я. Мама и сейчас мой лучший друг и самый интересный собеседник. Как и мой брат Алеша, тоже учитель по образованию и по призванию, преподававший в середине и конце 90‑х информатику, когда и компьютерная грамотность-то казалась латынью или древнегреческим…
Я работаю в школе больше тридцати лет, мне кажется, я вообще с семи лет отсюда не отлучалась. И очень этому рада. Ведь у меня есть возможность работать с лучшей, хоть и непростой, частью человечества – подростками. Надеюсь, что в тот момент, когда мне надо будет отчитаться перед прапрадедом, прадедом, дедушкой и бабушкой, мне будет не очень стыдно.
Инна АХМЕТОВА, учитель русского языка и литературы школы №138
Комментарии