В современной московской школе включать ребят с ОВЗ и инвалидностью в равные условия обучения стало проще. Появились четкий, продуманный порядок действий и интересные формы работы, позволяющие детям с особенностями в развитии не только получать качественное образование, но и быть полноценными и постоянными участниками школьных событий и мероприятий, объединенных в общее понятие «воспитывающая среда».
Открытый московский фестиваль «1+1»: равные условия – равные возможности» стал для нас реально работающим инструментом, который позволяет решать воспитательные задачи как на уровне своей образовательной организации, так и в масштабах всего города при взаимодействии школ и колледжей.
В прошлом учебном году в масштабном городском событии – фестивале «1+1» – приняли участие около 10 тысяч московских дошкольников, школьников и студентов. Практика и опыт позволили нам расставить акценты и определить три шага к пониманию воспитательного потенциала фестиваля.
Шаг 1. Дети осознают и принимают общепринятые нормы и правила поведения
В процессе подготовки конкурсных работ педагог помогает детям, участвующим в фестивале, познакомиться друг с другом, терпеливо объясняет, что и зачем нужно делать, почему следует действовать именно так, а не иначе. На этом этапе совместной работы высшая точка – это начало активного общения между ребятами, учитывая, что все они разные и их образовательные возможности существенно отличаются. Здесь педагог воспитывает в детях толерантность, терпимость и учит их эффективным способам коммуникации в обществе.
Шаг 2. Дети убеждаются, что инклюзия – это важно, а в команде значим вклад каждого
На этом этапе участия в фестивале происходит распределение ролей между участниками. От первых встреч творческого коллектива до репетиций ребята идут по пути социализации через творчество. Под руководством педагога каждый занятый в деле участник примеряет на себя роль и становится значимым звеном в командной связке. У ребенка появляются свое отношение, чувства, эмоции к общему делу, он начинает осознавать личную ответственность за результат. В этом и заключается воспитательный потенциал фестиваля.
Шаг 3. Дети творчески самовыражаются, получают новый опыт, чувствуют поддержку и признание
На этом этапе ребята начинают самостоятельно проявлять умения и таланты, ошибаются и исправляют ошибки, приобретая новый опыт, достигают результата и управляют своей свободой. Все это действенные способы личностного развития каждого участника фестиваля. На этом этапе воспитательный эффект достигает пикового значения, ведь ребенок становится соорганизатором фестивальных событий. Он теперь неотъемлемая часть многотысячной творческой команды. Здесь школьник или дошкольник приобретает дружескую опору, поддержку и, главное, признание окружающими своих достижений.
Таким образом, Открытый московский фестиваль «1+1»: равные условия – равные возможности» для ребенка – это возможность раскрыть свои внутренние ресурсы, эффективно развить навыки самопознания и узнать новое. А для образовательной организации фестиваль – это единая большая площадка для реализации воспитательных задач и дополнительное звено в механизме выявления талантливых ребят.
Оксана ЛИЛЕЙКИНА, художественный руководитель образовательного комплекса «Юго-Запад»
Комментарии