search
main
0

Самоуправлению нужна правовая основа

​В нашей гимназии органы самоуправления – это управляющий совет; а также имеющие совещательные полномочия: педагогический совет (вместе с методическим советом, научными кафедрами, методическими объединениями, малыми педагогическими советами); родительские комитеты классов (вместе с родительскими собраниями параллелей по классам); совет гимназистов (МАГИ – малая академия гимназии); профком.

Структура и компетенция органов гимназии, в том числе разграничение полномочий между единоличным и коллегиальными органами управления, а также органами самоуправления гимназии, порядок их формирования и сроки полномочий определяют устав гимназии и ее локальные акты:  1. Положение об органах самоуправления школы.2. Положение о совете школы и (или) об управляющем совете школы, о порядке формирования совета школы и(или) управляющего совета школы.3. Положение о структурных подразделениях школы. 4. Правила приема в школу.5. Правила внутреннего трудового распорядка для работников.6. Должностные инструкции.7. Правила распорядка для обучающихся.8. Положение о промежуточной аттестации, о переводе обучающихся, об организации  обучения,  о  предпринимательской  деятельности,  об  иных видах деятельности школы.9. Положение об оплате труда работников школы.10. Решения совета школы.11. Приказы директора школы. В нашей гимназии:    положения  об органах самоуправления гимназии, об управляющем совете  гимназии, о  порядке  формирования  управляющего совета  гимназии (пункты 1, 2) принимает конференция гимназии (представители общественных организаций и администрация гимназии);    локальные  акты,  указанные  в  пунктах   7, 8,  9  и  10 настоящего раздела, утверждает (принимает) управляющий совет;     локальные  акты,  указанные  в  пунктах 3,  4, 5,  6  и  11, утверждает директор. Заверенные  копии  локальных  актов,  регламентирующих  вопросы, перечисленные  в  статье  13  Закона  РФ  «Об  образовании», мы  направляем учредителю для утверждения и регистрации в качестве дополнений к уставу. Регламент работы управляющего совета устанавливает Положение об управляющем совете гимназии.  У нас разработаны и приняты Положение о выборах членов управляющего совета гимназии и Положение о порядке кооптации членов управляющего совета гимназии. Важно составление коллективного договора. Здесь надо рассмотреть   перечень локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, при принятии которых работодатель учитывает мнение профсоюза; положение о стимулирующей части фонда оплаты труда; трудовой договор, где есть пункт, что в течение учебного года «при изменении существенных условий трудового договора работник должен быть уведомлен работодателем в письменной форме не позднее…», а также пункт  «Высвобождение работников и содействие их трудоустройству», в котором обязательно  рассматриваются основные положения: оплата, нормирование труда, также должны быть дополнения к коллективному договору.Численность и структура управляющего совета  школа определяет самостоятельно, обычно   в зависимости от наполняемости школы – от 11 до 25 членов. Это:    директор и представитель от  учредителя (по определению);     родители – не менее одной трети и не более половины;    учащиеся – по одному от параллели;    работники школы – менее четверти;     кооптированные члены совета (приглашение) –  их число не превышает одной четвертой части.В нашей гимназии в состав управляющего совета  в 2011 году вошли:    Андрей Грабовский, директор;     Елена Троцук, представитель учредителя, куратор района Свиблово;     Татьяна Коваленко, председатель управляющего совета гимназии, председатель родительского комитета гимназии, судебный пристав, представитель от родителей;     Виталий Елисеев, диктор программы «Время» ЦТ, 1-й канал, заместитель председателя совета представитель от родителей;    Александр Баранов, доцент, кандидат  экономических наук, заместитель председателя совета, статс-секретарь совета, представитель от родителей;    Татьяна Гречишкина, член родительского комитета, преподаватель колледжа, экономист, представитель от родителей;     два  представителя от обучающихся (ученики 10-11-х классов);    Юрий Шиленков, заместитель директора гимназии, депутат района Свиблово, родитель учителя – молодого специалиста, представитель трудового коллектива;    Елена Чиж, секретарь управляющего совета, классный руководитель, учитель математики, родитель ученика 9-го класса, представитель трудового коллектива;    Наталья Рыкалова, председатель профкома гимназии, педагог- психолог, родитель выпускника гимназии, представитель трудового коллектива;    Павел Литовченко,  глава управы Свиблово, родитель выпускницы гимназии, кооптированный член, представитель общественности.В нашем управляющем совете работают комиссии.Финансово-экономическая комиссия   (А.Грабовский – председатель комиссии, члены комиссии – А.Баранов, Т.Гречишкина):    осуществляет контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных средств, докладывает о результатах  контроля совету один раз в учебное полугодие;    совместно с администрацией готовит  предложения по схеме  надбавок к зарплате, преимущественно из внебюджетных источников;    совместно с администрацией  ведет поиск внебюджетных источников финансирования;    регулирует содержание  и ценообразование дополнительных платных услуг;    готовит соответствующий раздел ежегодного отчета управляющего совета  перед родителями и общественностью;    совместно с администрацией планирует расходы из внебюджетных средств в соответствии с намеченными советом целями и задачами. Учебная (педагогическая) комиссия (Е.Чиж – председатель комиссии, член комиссии – В.Елисеев, ученик 11-го класса) рассматривает и предлагает совету на согласование:    программу развития гимназии;    правила гимназической жизни и режим безопасной жизнедеятельности;    структуру учебного года, сроки каникул;    локальные акты, регламентирующие образовательный процесс;    правила приема в гимназию и отчисления из гимназии;    платные образовательные услуги;    систему промежуточной и запланированной аттестации;    содержание школьного компонента,  предложения по выбору профильных предметов;    учебный план гимназии;    расписание учебных занятий, начала занятий;    введение школьной  формы, школьных правил, регулирующих поведение обучающихся в учебное и внеучебное время;    состояние библиотечного фонда и разрабатывает предложения  по его пополнению;    в случае необходимости инициирует проведение независимой экспертизы качества образовательных  результатов;    в случае необходимости инициирует проведение экспертизы качества условий организации  учебного процесса;    раз в полгода совместно с администрацией  готовит информацию для совета о результатах текущей и итоговой успеваемости обучающихся;    готовит соответствующий раздел ежегодного отчета  управляющего совета перед родителями и общественностью.Социально-правовая комиссия (Татьяна Коваленко –  председатель комиссии, член комиссии –  Н.Рыкалова, ученица 10-го класса):    рассматривает и предлагает совету на согласование план контроля  за соблюдением прав всех  участников образовательного процесса;    готовит проект решения совета по регулированию нормативно-правовой базы школы, изменений в уставе школы, при подготовке ее локальных актов;    совместно с администрацией рассматривает  исключительные случаи нарушений устава и правил школьной жизни обучающихся, предложения об исключении обучающихся из школы;    рассматривает жалобы обучающихся, родителей и учителей на нарушение их прав;    регулирует отношения с участниками организации питания в школе, организовывает работу комиссии по контролю качества питания;    участвует в работе экспертных комиссий  аттестации школы;    привлекается для работы комиссии по лицензированию и аттестации школы;    готовит соответствующий раздел ежегодного отчета управляющего совета   перед родителями и общественностью. Комиссия по работе с родителями и местным сообществом (Ю.Шиленков – председатель комиссии, члены комиссии – Е.Троцук, П.Литовченко) рассматривает и предлагает совету на согласование:     план организации совместной работы с учредителем;    план организации работы с родительским комитетом;    свой раздел ежегодного информационного  доклада о результатах деятельности гимназии;    план организации работы гимназии со средствами массовой информации, социокультурными  организациями  на территории микрорайона гимназии;    план  реализации социальных проектов в микрорайоне гимназии;    содействует привлечению бывших выпускников гимназии, ветеранов гимназии к реализации образовательных проектов гимназии.После того как мы распределили полномочия между управляющим советом и директором гимназии, сформировали комиссии управляющего совета, определили  периодичность  и  порядок  проведения  заседаний  управляющего совета, порядок принятия решений советов, механизмы  разрешения  споров  между  управляющим советом  и  директором гимназии.В процессе работы управляющего совета мы отрабатываем  различные  формы  доведения  информации  о  работе  совета  и состоянии  дел  в  гимназии  до  всех  категорий участников  образовательного  процесса,  учредителей,  попечителей, местного сообщества.Уже второй раз мы утверждаем Положение о распределении стимулирующих выплат фонда оплаты труда работников гимназии, совершенствуем критерии  стимулирования    работников гимназии  и показатели  (индикаторы)  результативности  и  эффективности  работы педагогических работников при установлении стимулирующих выплат.При этом хочу отметить, что распределение  стимулирующих    выплат  фонда  оплаты  труда работники гимназии выполняют самостоятельно по  критериям, разработанным нашим управляющим советом, с выставлением баллов в оценочные листы, заложенные в программе Excel. При этом ни директор, ни завуч не определяют суммарное количество баллов, это делает сам учитель. Да и управляющий совет не рассматривает работу конкретного учителя Иванова Ивана Ивановича, а составляет формулы расчета и утверждает Положение о распределении стимулирующего фонда.Все решения комиссий и управляющего совета  должны быть обязательно запротоколированы, например,  наша  гимназия по согласованию с управляющим советом и профсоюзным комитетом самостоятельно устанавливает перечень, количественную величину и условия выполнения и подтверждения отдельных оценочных показателей стимулирующих вознаграждений в разрезе отдельных категорий работников  гимназии и основных видов стимулирующих вознаграждений. Сроки рассмотрения и назначения стимулирующих вознаграждений по видам могут отличаться друг от друга. Номенклатура системы оценочных показателей, отражающих результаты деятельности различных категорий работников  гимназии, порядок (методика) их расчета и анализа, а также изменения и дополнения к ним разрабатывает и рассматривает финансовая комиссия управляющего совета. Инициатива по внесению изменений и дополнений в номенклатуру системы оценочных показателей, порядок (методика) их расчета и анализа может исходить как от администрации, любых общественных групп, так и от отдельных работников  гимназии. Финансовая комиссия управляющего совета  рассматривает, обобщает, проводит анализ поступивших инициатив и выносит мотивированное решение о целесообразности (нецелесообразности) их учета в последующих расчетах показателей, отражающих результаты деятельности различных категорий работников. Номенклатура системы оценочных показателей содержит в себе исчерпывающий перечень показателей, отражающих результаты деятельности различных категорий работников за расчетный период времени. Расчетным периодом времени представления отдельными работниками отчетов о достигнутых значениях отдельных показателей, отражающих результаты их деятельности,  мы считаем полугодие. Система показателей и их количественные значения не могут быть изменены в течение  этого расчетного периода. Номенклатуру системы оценочных показателей, отражающих результаты деятельности различных категорий работников, порядок (методика) их расчета и анализа разрабатывают отдельно для педагогических и иных категорий работников. Применение оценочных показателей, не отражающих результативность труда, не допускается. Максимально достижимые значения отдельных оценочных показателей не могут быть изменены в течение расчетного периода. Оценочные показатели могут иметь как качественное, так и количественное (абсолютное или удельное) выражение. При определении величины стимулирующих вознаграждений основных видов работникам  используются различные базы для их расчета:    на основании количества баллов и относительной удельной стоимости одного балла;    на основании величины повышающего коэффициента к определенному виду оплаты труда;    на основании абсолютной величины стимулирующего вознаграждения при его качественном выражении. Сумма вознаграждений по всем основным видам стимулирующих вознаграждений, исчисленная на основе фактических значений оценочных показателей отдельного работника, соответствует общей величине его стимулирующего вознаграждения, полученного за период, по которому были подведены итоги.Финансовая комиссия управляющего совета, старший методист, председатель профкома, работники административно-управленческого персонала, заведующие кафедрами и председатели методических объединений  гимназии имеют право произвести проверку достоверности сданных работниками  показателей оценочных листов по видам стимулирующих вознаграждений.Таким образом, управляющий совет гимназии как вид государственно-общественного управления стал формой сотрудничества государственного и общественного управления, основная цель которой – выполнение государственного задания на образование, обеспечение финансирования, материальной базы, модернизации, управления и иной уставной деятельности образовательного учреждения. Поэтому для качественной работы этих советов для членов советов также необходимы обучение, разработка образовательных программ «Перспективы развития системы государственно-общественного управления образованием (для консультативно-общественного управления)» и «Роль общественных управляющих в развитии системы государственно-общественного управления образованием (для общественных управляющих)». Необходимо  также проведение городских, окружных и муниципальных семинаров и модульных курсов для управляющих (родителей, учителей, учащихся):     «Системность реформы управления школой, место и роль управляющих советов общеобразовательных учреждений».    «Финансы школы».    «Документальное оформление деятельности управляющих советов образовательных учреждений».Андрей ГРАБОВСКИЙ, директор гимназии №1565 «Свиблово», доцент Института психологии, социологии и социальных отношений (ИПССО) МГПУ, кандидат социологических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте