«Печально я гляжу на наше поколенье», – вздыхал Михаил Лермонтов почти два века назад, и вслед за ним еще пуще вздыхаем мы, глядя на не обремененную интеллектом и тягой к знаниям значительную часть нынешней молодежи. Неужели все так плохо и наши дети предпочтут образованию умение просто удачно устроиться в жизни? Нет, не все так грустно, как кажется! И все больше юных и дерзких побеждает в соревнованиях умов, участвуя в олимпиадах, конкурсах, занимая почетные места на пьедестале науки и творчества. А это значит, что где-то есть гнездо, в котором растут и оперяются те, кому суждено высоко взлететь и всегда быть на высоте! В Оренбургской области такое творческое гнездо в форме лицея-интерната появилось в 2000 году благодаря трехстороннему соглашению между Оренбургским государственным университетом, Министерством образования и губернатором области. Говоря официальным языком, губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья – это инновационное учреждение, комплексно реализующее научно разработанную систему подготовки одаренного человека к вступлению в самостоятельную жизнь. Именно здесь учатся и живут талантливые ребята, собранные из разных городов и сел нашей области.
Дверь в параллельный мирОткрыв дверь и переступив порог здания лицея, расположенного в самом центре Оренбурга, попадаешь словно в иное измерение. Дверь будто разделяет два мира, два образа жизни и мышления. Снаружи – обычная молодежь, выбирающая в качестве досуга развлечения и тусовки. Да и сам досуг для них зачастую является приоритетным занятием. Внутри здания лицея – другой мир, другие дети. Здесь нет праздности, нет сомнений, есть красивые и одухотворенные лица, огромный труд, желание добиться поставленных самим себе высоких целей.Получается, что не так уж все плохо в нашем государстве с молодым поколением, как может показаться. Да, престиж образования в стране упал в последние десятилетия отчасти из-за его доступности, отчасти из-за отсутствия перспектив для молодого выпускника с дипломом, но без опыта и без связей. При этом как раз наличие связей для многих сводит на нет необходимость несколько лет сидеть за учебниками, развивать ум и интеллект. Тем не менее умные дети у нас есть, и идея собрать их в один коллектив, дать им все самое лучшее и воспитать из них элиту общества – это очень плодотворная инициатива, уже дающая отличные результаты.За все годы существования лицея-интерната его выпускниками стали 400 человек, из них 146 выпускников – медалисты (46 золотых, 100 серебряных медалей). В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 году лицей-интернат стал победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Выпускники лицея – успешные студенты не только вузов города Оренбурга, но и многих университетов страны. 30 выпускников являются аспирантами вузов России.«Мы формируем интеллектуальную элиту»Подбор детей в лицее подобен поискам самородков в золотоносной руде. Коллектив методистов скрупулезно выискивает таланты во всех учебных заведениях области – работа идет по всем направлениям, письменно и по телефону, дистанционно и очно. При этом директора часто не хотят отдавать талантливых детей, которые нужны и в родной школе. Но и они понимают, что в лицее-интернате намного больше шансов реализовать способности и развить таланты юных вундеркиндов.При отборе детей проводятся комплексные мероприятия, направленные на выявление одаренности, ведь набор определенных знаний и оценок не показатель исключительности и наличия потенциала. В течение года проводится тур «Я хочу учиться в губернаторском лицее» по 14 предметам. Параллельно осуществляются бесплатные консультации, проходят дни открытых дверей в лицее.Участие в региональных этапах всероссийских конкурсов дает возможность льготного поступления: из 87 лицеистов-новичков 2012-2013 учебного года 30 процентов – льготники.Впрочем, по словам директора лицея Марии Вячеславовны Слабоспицкой, наличие способностей у ребенка не гарантирует ему автоматического зачисления в лицей для одаренных детей:- Школьник должен доказать, что он достоин учиться в лицее, что именно его надо предпочесть другим, тоже способным ребятам. Такие критерии объяснить просто: мы растим интеллектуальную элиту Оренбуржья. Мы не репетиторское агентство, мы стараемся дать крепкие знания, погружая учеников в атмосферу творчества и полного раскрытия своих способностей.Для снижения уровня пафоса в описании светлой жизни коллектива лицеистов необходимо отметить: не все ребята, попав в эти стены, остаются в них до дня официального выпуска во взрослую жизнь. И причин тому несколько. Прежде всего ослабленное здоровье, мешающее выдержать серьезные нагрузки. Еще одна причина отсева на стадии обучения – невозможность осилить новую интенсивную образовательную программу. Приходится таким детям возвращаться в обычную школу, где они в любом случае будут лучшими. Некоторые лицеисты не могут адаптироваться к новым условиям, не готовы оторваться от мамы, от дома, от семьи. А кому-то мешает гиперопека, повышенная тревожность родителей, не дающих своему ребенку возможности вступить во взрослую, самостоятельную жизнь.Но во многом преодолеть проблемы адаптации помогают друг другу сами сверстники – в лицее царит дух своеобразного братства, где младшим, 10-классникам, помогают в учебе и в быту старшие, 11-классники.Определенная изолированность от внешнего мира не делает лицеистов изгоями. Это современные, интересные дети, которые четко представляют себе, зачем они живут, имеют сильную мотивацию. Им доступны все культурные блага города, чему способствует расположение здания лицея буквально в центре очагов культуры. Рядом находятся все театры, музеи, областная библиотека, архив, куда ребята ходят регулярно. Директор музея Ростроповича читает лицеистам лекции по истории мировой культуры. Эти дети как губка, они впитывают все, что им предлагают педагоги, и при этом они очень разносторонние, как говорит о них директор, каждый и жнец, и на дуде игрец.Педагогический коллектив лицея – это оптимальное соотношение опыта и молодости, традиций и инноваций. Из 22 педагогов 11 имеют средний стаж 20 лет, другие 11 – молодые специалисты со стажем до трех лет. Но у каждого педагога есть своя методика, применимая именно в таком закрытом учебном заведении. Что-то придумывается и разрабатывается в процессе обучения. Например, в лицее внедрена карта сопровождения каждого ребенка, где расписана вся его жизнь. Это компьютерная матрица, размещенная в локальной сети, все педагоги заполняют ее каждый день или по мере необходимости. И всем другим педагогам видно, что произошло с ребенком за день, какое у него настроение, что нужно откорректировать или принять к сведению. А сами дети разработали «Дневник лицеиста» с необходимой, на их взгляд, справочной информацией и… отсутствием текущей графы «оценки». Они ставятся в журнале, озвучиваются, дети же проставляют их себе сами в конце дневника на соответствующей строке, где напечатан список всех предметов. Лицеист таким образом организует себя сам.Мы лицеистыКаждый ребенок в лицее особенный. Это личность с сильной мотивацией и неординарными способностями. Но развитие таких детей требует создания особого микроклимата, и в этом процессе вместе с учителями охотно участвуют сами учащиеся, поддерживая уже сложившиеся традиции. Новая жизнь начинается для ребят с праздника посвящения в лицеисты с принесением клятвы и исполнением гимна – торжественные строки этих текстов напоминают студенческий «Гаудеамус» и при этом пронизаны единением и любовью к своему новому дому. В лицее разработана своя символика, есть герб и знамя, и это тоже гордость сообщества единомышленников, неотъемлемая составная часть воспитательного процесса. Знамя – самый главный элемент важнейших торжественных мероприятий, за его вынос отвечает знаменная группа, которая ежегодно выбирается из самых достойных учеников.Ежегодно в лицее проводится День матери – в исполнении ребят звучат стихи и песни, литературные композиции, пишутся к этому празднику сочинения и поздравления самому родному человеку на земле. Накануне Нового года проходит КВН, и можно только удивляться полету фантазии и раскрытию творческих способностей учеников.А праздник Последнего звонка оставляет в душе каждого незабываемые воспоминания о школьных годах, о друзьях и наставниках.В успешную работу лицея-интерната вкладываются немалые человеческие и финансовые ресурсы. Все затраты оправданны, ведь это вклад в наших детей, в наше будущее.В прошлом году в лицее-интернате побывали 22 делегации. Гостям здесь рады и всегда готовы поделиться опытом.Каждый день создает будущееЛицей-интернат готовит будущих студентов, к которым заранее присматриваются не только оренбургские, но и многие российские вузы. Лицеисты принимают участие во многих межвузовских научных конференциях, в заседаниях научных обществ самого разного профиля. В распоряжении лицеистов библиотеки и лаборатории Оренбургской государственной медицинской академии, Оренбургского государственного университета.В лицее создано и успешно работает научное общество учащихся «Интеллектуалы XXI века», многие участники которого стали призерами областных олимпиад, дипломантами научно-практических конференций регионального и всероссийского уровней.Лицеистки Екатерина Сорока из Новосергиевки и Анастасия Литвиненко из поселка Колтубановский Бузулукского района одни из тех, о ком можно уверенно сказать, что это интеллектуальная элита Оренбуржья. Они такие же, как их сверстники, и при этом совершенно другие. У них одухотворенные лица, грамотная интеллигентная речь, глубокий взгляд на мир, тонкое восприятие собеседника. Несмотря на юные годы, это уже зрелые личности, несомненно, с большим будущим. И они буквально подхватывают мысли друг друга, развивают и дополняют сказанное:- Лицей для нас – это свой мир, своя атмосфера, даже своя семья. Педагоги с нами всегда, они подскажут, помогут в любой ситуации. За пару недель мы здесь адаптировались совершенно. Сложностей практически не было – мы шли за знаниями и лишь привыкали к их большому объему. У каждого из нас есть цель. Ради ее достижения мы готовы много трудиться сейчас. Каждый день создает наше будущее. Да, лицей нас сильно меняет, можно даже сказать, что за короткий срок поменялась система ценностей. Невероятные возможности общения, получения новых знаний, опытные и душевные педагоги, единомышленники и друзья – за это мы ценим и любим наш лицей.Эти дети получат еще много знаний, окончат лицей, выйдут из его стен, будут легко адаптироваться в той жизни, от которой они сейчас вроде бы оторваны. Но это и к лучшему. Самородки должны извлекаться из руды и обрабатываться мастерами, чтобы золотой свет генофонда нации светил будущим поколениям.
Комментарии