search
main
0

Самоопределение…

Каким мы его себе представляем?

Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

На мой взгляд, понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание. При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А.Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой».
В школе №937 имени Героя РФ А.В.Пе­ро­ва профориентационная работа проводится администрацией учреждения, ответственным за профориентационную работу, педагогами-психологами, классными руководителями, учителями-предметниками, социальным педагогом.
План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.
Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, учащихся общеобразовательного учреждения, работодателей, сотрудников службы занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в Москве профессиональных кадров.
Основными направлениями профориентационной работы в нашей школе являются:
– профессиональная информация, которая включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах;
– профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно полезному и производственному труду, к активной пробе сил:
– важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности;
– профессиональная консультация: изучение личности учащегося, индивидуальный характер. Классный руководитель может использовать такие методы работы, как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
Формы работы:
– профориентационные уроки;
– олимпиады профессионального мастерства;
– экскурсии;
– классные часы по профориентации;
– встречи со специалистами;
– профессиографические исследования;
– родительские собрания по профориентационной тематике.
Формы взаимодействия с учащимися школы с целью профориентации:
– участие в олимпиадах профессионального мастерства KidSkills, чемпионатах профессионального мастерства «Московские мастера» (16-20 лет, Junior) WorldSkills Russia, «Абилимпикс»;
– участие в конкурсах, проектах, мероприятиях, соревнованиях различной направленности;
– анкетирование и тестирование старшеклассников;
– профориентационные опросники;
– профориентационные игры.
Мероприятия, ориентированные на профориентацию школьников:
– экскурсии на предприятия и в организации с целью ознакомления;
– посещение выставок-ярмарок учебных мест, организованных учебными заведениями;
– посещение учреждений профессионального образования в дни открытых дверей;
– содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул;
– участие в проектах города «Субботы московского школьника», «Школа новых технологий», «Профессиональное обучение без границ», «Профессиональная среда», «Сто дорог – одна твоя»;
– размещение информационных материалов по профориентации на школьном сайте.
Классный руководитель, опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:
– составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
– организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
– ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
– помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений;
– организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
– организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
– оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
– проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
– организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Учителя-предметники:
– способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, домашние сочинения;
– обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
– способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
– проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
– адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
Библиотекарь:
– регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии и профориентационной работе;
– изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии, организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
– обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях Москвы в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
– регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям.
Социальный педагог:
– способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
– оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
– осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
– оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Школьный психолог:
– изучает профессиональные интересы и склонности учащихся;
– осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
– проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;
– проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
– осуществляет психологические консультации с учетом возрастных особенностей учащихся;
– приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками с рассказом о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
– оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
– создает базу данных по профдиагностике.
Медицинский работник:
– используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
– проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
– оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
– оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
Построенная подобным образом работа способствует достижению социального (выпускники общеобразовательных учреждений успешно поступают в вузы, быстро и качественно адаптируются к его условиям), экономического (возросший уровень всесторонней подготовки выпускников снижает вероятность их отчисления из вуза до окончания срока обучения, что повышает эффективность использования государственных средств), дидактического (ориентация учащихся на определенные профессии создает условия для повышения их внутренней мотивации на прочное и глубокое усвоение учебной программы), воспитательного (предварительный выбор профессии заставляет учащихся предъявлять соответствующие требования к самим себе), морально-психологического (формирует у учащихся комфортное позитивное самосознание и оптимистическое мировосприятие) эффектов.

Людмила КАЗАКОВА,
учитель русского языка и литературы школы №937 имени Героя РФ А.В.Перова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте