Современная школа стоит на позициях многообразия и вариативности. Важную роль играет система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и рост личностных качеств каждого ребенка. При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса.
Предоставление всем учащимся равных образовательных возможностей и учет специфики детского развития существенным образом повышают качество ученической самооценки, что в свою очередь повышает и качество образования. Это с успехом демонстрирует финская образовательная система, согласно которой ребенка с самого раннего детства учат анализировать свою деятельность, выставлять себе оценки и сравнивать свою оценку с оценкой учителей и родителей. При этом фактор страха из-за неудачи сведен к минимуму, как и боязнь неуспеха при сдаче экзамена. Новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой; снять тревожность, снизить невротизацию детей; повысить учебную мотивацию; позволить отслеживать динамику школьной успешности. Важно осознание возможности досдачи, пересдачи работ, понимание того, что оценка не способ воздействия на ученика, а возможность отслеживания его динамики и роста. Как же организовать контроль и оценивание в рамках личностно ориентированного образования?Одна из главных проблем – формирование методики правильной постановки критериев самооценки, возможностей их объективной проверки и, что очень важно, выработки у учеников правильной рефлексивной культуры.Необходимо показать детям способы самооценки, научить школьников обнаруживать ошибки и их исправлять. Можно обсудить работу ребенка с ним самим, разобрать, что в его оценке совпало с оценкой учителя и класса, а что нет, и почему. Приведу наиболее удачный пример из собственного опыта. При изучении главы «История Великой Отечественной войны» я использовал метод проектной деятельности. Учащиеся разбились по группам, выбрали интересующие их темы. Критерии оценивания были определены совместно на вводном занятии. По итогам защиты ребята оценивали свою работу и работу одноклассников. В заключение с каждой группой проводился подробный анализ проекта (по разработанным критериям) и выставленных оценок. Ребята почувствовали, что предложенные критерии нельзя считать полными, их не всегда хватает, а многие интересные формы работы даже не учитываются. Поэтому школьники расширили спектр критериев и выступили с инициативой провести окружную дискуссию на основе новой критериальной базы. Эта инициатива была поддержана, четвертого мая состоялось успешное заседание дискуссионного клуба «Эхо Победы». Теперь учащиеся планируют продолжить работу, организовав в начале декабря дискуссию по теме «Битва за Москву».То, что я попробовал сделать в этом году, дало ощутимые результаты. Не бойтесь нововведений, не стойте на месте! Давайте вместе пробовать, экспериментировать!В оценке достижений ученика большую роль играет выбор уровня достижений (на 3, 4, 5), где школьники сталкиваются с определенными трудностями. Очень важно, перед тем как учить детей делать самооценку, научиться делать ее самому. Ведь новые стандарты предоставляют педагогу широкие возможности для планирования своих промежуточных достижений, при этом учат делать акцент на конечном результате. От этого роль самооценивания педагога на каждом этапе существенно возрастает. В настоящее время выделяют два слагаемых формирования самооценки. Умение соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом в сравнении я был/я есть/я буду. Очень важно научиться делать самоанализ урока. Бывает, что в итоге мы получаем далеко не те результаты, которых ожидали. Это важнейший материал для анализа своей деятельности. На сегодняшний день я ушел от лекционной формы подачи материала и использую деятельностные формы работы. Основной результат работы учителя – успешность его учеников, поэтому главный показатель для меня – удачное выступление ребят на конференциях разных уровней. С нетерпением жду результатов ЕГЭ своих учеников. Вторая сторона формирования самооценки – проведение социального сравнения на основе мнений окружающих. Не нужно бояться показывать свою работу коллегам, очень важно научиться использовать их рекомендации. В условиях формирования открытого образовательного пространства необходимым видится создание интернет-ресурса (либо на сайте школы, либо на leаrning, где помимо учебного материала будет форум «Оцените сегодняшний урок»).Только тогда, когда все участники образовательного процесса научатся правильно оценивать свою деятельность и рефлексивные навыки будут столь же естественными, как умение читать и писать, можно будет говорить о достаточно объективных результатах оценки качества образования, причем как в процессе, так и в итоге.А.ФИЛИППОВ, учитель истории и обществознания
Комментарии