Если б к моей маленькой дочери подключить маленькую электростанцию, то за свет нам бы платить не пришлось. Соседи, видимо, думают, что у нас скачут бегемоты, а это всего лишь пляшет маленькая девочка с котенком. Дабы по науке перевести ее энергию в мирное русло, я отправилась в библиотеку. Там, выслушав объяснения про маленькую квартиру и большое желание скакать и прыгать, мне выдали невзрачную книжицу со сложным названием «Формирование ценностного отношения к физической культуре у младших школьников». Ничего более «раннего» не обнаружилось.
Впрочем, скучным было только название. Серенькая брошюрка содержала не научные рассуждения о пользе физкультуры и спорта, а вполне конкретные комплексы упражнений под забавные стихи. Мы начали новую жизнь. Дочке очень нравится изображать самолет, насос или мельницу. На зарядку она вскакивает моментально благодаря четверостишию: «Заниматься начинаем и на месте мы шагаем. Руки вверх подняли выше: может, Карлсон есть на крыше?» Мы теперь не зарядку делаем, а громко приветствуем «мужчину в самом расцвете сил». Стишков масса – не Пушкин, конечно, зато простые, добрые. Запоминаются легко и толкают к действию. Оказалось, что бег на месте вполне может стать увлекательным и веселым занятием, а любой детский праздник можно превратить в спортивный. И много места не нужно – автор предлагает заменить игры на просторе более «камерными» вариантами. Допустим, «Пятнашки» – «Хромой лисой», забытой еще в ХIХ веке. Примерно то же самое, но играть можно и в помещении: лиса гоняется за зайцами на одной ноге. Мы выбрали, конечно, не самые сложные упражнения. Учиться разбивать бивак, к примеру, пока не стали, но совершили целое лесное путешествие, не выходя из дома. Перепрыгивали по камушкам через придуманный ручеек, раздвигали руками воображаемую паутину, собирали невидимые грибы. Поскольку упражнения не требуют большой нагрузки и акробатических изысков, в мое отсутствие с дочкой занимается бабушка. Сценарии театральных постановок нам пока не пригодились, но мы читаем их, как сказки. Тем более что истории о пользе физкультуры и спорта – обычно довольно занудные – нам показались интересными.
Автор «живой» книжки – Татьяна Владимировна Головина, как ни странно, оказалась чиновником: помощником начальника городского управления образования Омска. Хотя на «сухаря» она похожа мало – улыбчивая, мягкая и доброжелательная. Честно говоря, посмотрев на Татьяну Владимировну, спешащую по лестнице управления, я поняла, что плохой характер – это лишь следствие сидячей жизни. «Бегающая школьная энциклопедия» – называют Головину коллеги, потому что она лучше любого справочника: про учебные заведения Омска и тех, кто в них работает, знает все. Есть, конечно, сотни вопросов, на которые она не может ответить. Но только сейчас, потому что завтра – сможет. Никто никогда не слышал, чтобы Головина повышала голос, хотя всех самых «трудных» посетителей отправляют к ней. Впрочем, ругаться она тоже умеет, но странно – не отчитывая, а сожалея о несбывшихся надеждах. И даже если у провинившегося их не было, после взбучки появляются. А уж успокоить, утешить расстроенного или рассерженного человека лучше Татьяны Владимировны не умеет никто. Что, впрочем, неудивительно, поскольку, кроме исторического, она получила еще и психологическое образование. Кандидатскую защищала как раз по теме «Формирование ценностного отношения к физической культуре у младших школьников». Еще не помышляя о научной карьере, 20 лет назад, задумала сделать физкультуру не только интересным уроком, но еще и образом жизни. Маленькая тогда дочка-тезка была непоседой и ужасно страдала, стараясь вести себя примерно. Столбенела в школе и рыдала дома. Энергия требовала выхода. И мама с дочкой отправлялись в загородные походы. Были они, правда, изрядными трусихами, поэтому, пробираясь сквозь колючие кусты, громко выкрикивали стихи. На весь лес Барто, Михалкова и Чуковского не хватало, и Татьяна Владимировна сочиняла на ходу. Теперь младшей Головиной – 24, она студентка, красавица и спортсменка. Точнее, физкультурница. Похоже, любовь к движениям передалась ей еще раньше – с молоком матери. Будучи на третьем курсе университета во время археологической практики Татьяна Владимировна, которой было скучно идти по проторенной дороге, заблудилась. Долго брела по лесу, потом перешла вброд ледяную речку Шиш. После месяцев болезни пришлось учиться ходить заново. Встала на ноги с помощью элементарных физических упражнений, потому что не жалела ни себя, ни сил.
Каждое утро, даже в периоды обострений, когда особенно болят ноги, Татьяна Владимировна начинает с зарядки. Она всегда ходит очень быстро – по привычке, выработанной за годы работы над собой. Диссертацию считает «побочным» продуктом своей деятельности. Гораздо важнее практические достижения. Два десятка лет она убеждает коллег, что примерный ребенок вовсе не должен изображать в школе манекен, что следствием такого насилия над природой являются болезни, утомляемость, раздражительность и нелюбовь к учителям. Поначалу это был одинокий голос в пустыне, потом вокруг нее стали собираться единомышленники – и взрослые, и дети. Походы, путешествия, пешие экскурсии так сплотили ребят, что до сих пор ходят в гости. С легкой руки мужа одной из учениц втихаря называют Татьяну Владимировну «тещенькой». В гости к Головиным торт принято приносить, а вкусный чай всегда найдется.
Головина по собственной инициативе и совершенно бесплатно ездила с лекциями, проводила семинары, печатала на компьютере методички, чтобы не объясняться на пальцах. Освоила ради этого и набор, и верстку, и графику. Ее методы физкультвоспитания взяли на вооружение в четырех омских школах, в коих она работала учителем, завучем. А уж став директором школы №51, разгулялась от души. Первым делом устроила для малышей необычную комнату отдыха. Установили спортивные снаряды, принесли массу игрушек. В помещении можно было бегать, прыгать или… лежать на полу, застеленном большим ковром. Слишком длинные для ребятишек уроки каждые пятнадцать – двадцать минут перемежались физкультминутками, сочиненными Головиной: «Поработали, ребятки, а сейчас все на зарядку. Тихо встаньте, улыбнитесь, все в зверюшек превратитесь». Самая большая перемена в школе называлась «часом здоровья». Ребятишки превращались в увальней-медведей и шустрых зайцев, гномов и снайперов.
Начав с «потех», директор Головина продолжила «делом» – стала разрабатывать сценарии уроков математики, чтения, природоведения или английского так, чтобы физкультура в них была главной. Тогда с «большой» директорской зарплаты стала печатать брошюрки «Спортивная мозаика», «Советы родителям». Она пришла в 51-ю в октябре – окончательно запущенную школу хотели было закрыть, да некуда было девать 700 детей. Уроков ей не досталось, так что получала смешные деньги. Через год выбила компьютеры и с удвоенной силой занялась смычкой умственного и физического труда. Через два – на базе школы была создана кафедра начального образования: уже появились первые положительные результаты, которые надо было изучать. В смысле спортсмены-отличники, у которых был ум, а появилась еще и сила. Нынче, за все 35 лет существования, школа выпустила сразу пятерых медалистов. Вместе с детьми удалось расшевелить и родителей, на городской окраине, имеющей не самую лучшую репутацию, школа стала единственным очагом физкультуры. Татьяна Владимировна уже два года как чиновник, а 51-я по праву считается одной из самых «здоровых» в Омске – во всех смыслах. Головина утверждает, что «физра» может и должна быть самым увлекательным часом в расписании.
Правда, сейчас, двадцать лет спустя, Татьяна Владимировна поняла, что воспитывать любовь к спорту в школе поздно. Начинать надо с детского сада. Она провела исследование в нескольких детских садах города и выяснила, что о пользе физкультуры знают все! Но на вопрос о том, как часто мамы и папы занимаются – одни или со своими отпрысками , 70 процентов ответили, что не делают этого вообще, а 21 – лишь от случая к случаю. И только 9 процентов опрашиваемых усиленно двигаются 2-3 раза в месяц. При этом побудительным мотивом является не желание подать пример сыну или дочери, а возможность улучшить фигуру и нормализовать вес. Только десятой части родителей нравится проводить свободное время со своими детьми на свежем воздухе. Современные дети почти не знают подвижных игр, в которые с увлечением играли их родители. Татьяна Владимировна – историк и открывает новые забавы в давно забытом старом: «Пустое место», «Волки и овцы», «Каравай». Почти все то, во что с увлечением играют ребятишки детсада № 81, где Головина занималась своими исследованиями, она вытащила из архивов, адаптировав к современным условиям.
Планов у Татьяны Владимировны было громадье: включить в работу по своей методике четыре детсада, читать лекции уже не самостоятельно, а через институт повышения квалификации учителей. Но неожиданно она бросила проторенную дорогу, как когда-то в юности. И в начале сентября приняла руководство гимназией № 66. Школа находится не на окраине, а, наоборот, в центре Омска. Место отнюдь не теплое – на виду у всех. Честно говоря, не помню, чтобы кто-то по своей воле оставил должность госслужащего. Татьяна Владимировна ринулась в новую реку. Скучно ей без «живого» дела. Физкультэксперименты начать пока не успела, но, говорят, и без этого в старой гимназии все забегали.
Комментарии