Группа директоров столичных школ побывала с деловым визитом в Китайской Народной Республике. Сегодня уже можно подвести некоторые итоги этой поездки и рассказать о тех наблюдениях, которые могут оказаться полезными в практической деятельности их коллегам.
Мы были в Китае чуть больше недели, посетив три города – Пекин, Шанхай и Сучжоу, ознакомились с системой образования Китая и практикой работы крупных школ-предуниверсариев трех вузов – Пекинского университета иностранных языков, Восточно-Китайского педагогического университета и Шанхайского университета иностранных языков. Современный Китай большое значение придает развитию международного сотрудничества, поэтому вкладывает значительные средства в развитие вузов, ориентированных на изучение иностранных языков, в том числе русского. При этих вузах открывают школы, которые, как правило, принимают детей начиная со ступени начального образования, которое длится 5 лет, но в некоторых школах есть и дошкольные отделения. При поступлении в такие школы, считающиеся престижными, дети проходят конкурсные испытания для зачисления в классы с изучением двух и более иностранных языков, однако существует и практика жесткого закрепления за школами микрорайонов для «обычных» программ обучения. При Пекинском университете иностранных языков существует Институт русского языка, открытый при содействии фонда «Русский мир», Генеральная канцелярия Ханьбань – специализированное ведомство, которое занимается распространением китайского языка и китайской культуры по всему миру.При посещении школ самой ценной для нас была возможность общения с директорами и заместителями директоров школ, в каждой школе было предусмотрено такое общение, мы смогли без спешки задать друг другу все интересующие нас вопросы и обсудить перспективы сотрудничества. Кроме этого, одна из школ при Пекинском университете пригласила нас на открытые уроки по каллиграфии, макраме, художественному вырезанию по бумаге. Одним из ярчайших впечатлений посещения школы при Шанхайском университете иностранных языков стало посещение урока русского языка. Мы были просто поражены уровнем владения русским языком школьниками – всего за четыре года они достигают очень приличных успехов. Понятно, что основной иностранный язык в посещенных школах английский, а значит, на изучение русского языка у детей остается меньше времени, тем удивительнее их успехи.В целом, знакомясь с системой китайского образования, с их подходами к стандартам образования, организации образовательного процесса, мы единодушно согласились с тем, что в целом наша столичная система образования по большинству параметров все-таки опережает китайскую. Например, в учебной деятельности ребенка в КНР сохраняется ориентация на предметные результаты, хотя и готовится переход на стандарты, учитывающие личностные и метапредметные результаты. Вместе с тем для себя, для возможного использования в своей работе мы обратили внимание на некоторые интересные факты. Особое внимание, даже первостепенное, в Китае уделяют воспитанию и социализации детей, причем речь идет не только об уроках политической грамотности, речь идет об обязательных уроках морали и этики. Идет огромная внеурочная работа: детские общественные организации, проектные мастерские, главная задача которых социализация каждого ребенка. Интересны и инфраструктурные решения: залы-трансформеры используют и как актовые, и как спортивные. В основном дети занимаются на улице – при каждой школе есть небольшой стадион, да и вообще школы строят как кампусы, но все-таки в Пекине, а особенно в Шанхае, климат мягче, чем в Москве, у них есть возможность проводить физкультуру на улице круглогодично, кроме дождливых дней, когда на помощь приходят актовые залы-трансформеры. В китайских школах проводят специальные уроки изучения китайской культуры в приспособленных для этого помещениях. Классы в Китае наполняемостью до 40 человек, деление на подгруппы для изучения иностранных языков только в языковых школах, только тогда, когда в одной аудитории не хватает компьютеров для проведения аудирования. Мы были удивлены, зная, что Китай идет по пути коммунистического строительства, что государство не ставит задачу обеспечить всеобщее высшее и даже среднее образование. Поэтому в КНР полностью платное обучение и на ступени полного среднего образования (старшие классы – 10-12-е), и в вузах. Не существует понятия бессрочного трудового договора – и учителей, и администраторов принимают на срочные трудовые договоры сроком, как правило, не более 5 лет. Дополнительное основание для расторжения трудового договора с учителем – недовольство работой учителя 15% родителей. Рабочее время учителя адекватно учебному дню ребенка, то есть учитель не уходит домой после проведения уроков – он остается для организации мероприятий, внеурочных занятий с детьми, проверки домашних заданий и подготовки к урокам. В каждой школе оборудован удобный для ребенка большой читальный зал. Интересно, что все дети ходят в школьной форме, причем повседневная форма в китайских школах – спортивные костюмы. Конечно, помимо посещения школ и вузов мы получили уникальную возможность ознакомиться с культурой и историей Китая, большинство из нас были в Китае впервые. Мы провели эту неделю с большой пользой для себя, программа была очень насыщенна и интересна. Поэтому мы благодарим Департамент образования, Институт Конфуция при Московском государственном лингвистическом университете – организаторов поездки, а также лично госпожу Ван Фэнин, профессора Пекинского университета иностранных языков, директора Института Конфуция при МГЛУ с китайской стороны. Илья НОВОКРЕЩЕНОВ, директор школы №2095 «Покровский квартал»
Комментарии