В дни самоизоляции в соцсетях распространились мемы о том, как много успел написать Александр Сергеевич Пушкин, оказавшись на самоизоляции во время вспышки холеры перед свадьбой с Натальей Николаевной осенью 1830 года. Все мы пересылали подобные сообщения друг другу и желали эффективно использовать это время. У каждого из нас появился свой личный список достижений в этот период. Но и наш коллективный разум – русский язык – тоже обогатился новыми словами и выражениями, причем это произошло различными способами. Среди неологизмов нынешней пандемии можно назвать и слова, несущие серьезную смысловую нагрузку, и игровые, выполняющие функцию эмоциональной разрядки.
Среди слов с серьезным содержанием наименования новых для общества предметов и явлений: ковид, ковидник, ковидный, коронарка, самоизоляция (такого слова раньше не было в русском языке), санитайзер (тоже новое заимствование), суперспредер (человек, ответственный за распространение инфекции среди многих людей) и т. д. Среди них я бы выделила слово инфодемия – вирусное распространение фейковой информации о коронавирусе. Это сообщения, кочующие в соцсетях и мессенджерах о том, что официальная статистика неверна, что действительное количество заразившихся намного больше, что нужно делать и тому подобное.
Слова, которые носят отчетливо игровой характер, нужны для того, чтобы снизить градус напряженности в обществе и помочь справиться с негативными эмоциями. Это знаменитая наружа и производные от него наружать, наружитель, накарантиниться (принять изрядную дозу алкоголя), корониалы (дети, зачатые в период самоизоляции) и т. д. Очень остроумное выражение карантин Шредингера: неопределенность, неясность условий существования в период самоизоляции.
Вторым способом лексического обновления является развитие новых значений у слов, которые уже существовали в русском языке. Например, новое значение появилось у слова плато – период, когда количество зараженных перестает прогрессировать; у слова контактный – человек, контактировавший с зараженными; у слова подозрительный – человек с подозрением на коронавирусную инфекцию. Само слово корона теперь не только обозначает символ власти монарха, но так сокращенно называют коронавирус. Или, например, словосочетание социальная дистанция теперь обозначает не дистанцию между людьми по социальному статусу, а физическую дистанцию в 1,5‑2 метра с целью не заразиться.
Третий важный лексический процесс – это резкое увеличение частотности некоторых слов: удаленка, дистанционка, дистанционный, карантин, маска, респиратор, гречка, пропуск и т. д. Все эти слова были в русском языке, но их употребление заметно возросло в последнее время, и оно снова придет в норму, как только ситуация изменится.
Последним направлением этой лексической динамики является активизация специальных терминов, связанных с медицинской сферой. Патоген, штамм, аппарат ИВЛ, тепловизор, коэффициент летальности, группа риска, обсервация, сатурация – если раньше значение этих и многих других слов знала узкая группа специалистов, то сегодня благодаря СМИ их знают многие.
Что надо понимать, когда мы говорим о неологизмах периода коронавируса? Новая лексика появляется в языке не просто так, а потому что необходима в данный конкретный момент. Без коронаслов мы не смогли бы обсуждать столь актуальное событие, как пандемия, и были бы, в общем, коммуникативно беспомощны. Здесь можно говорить об установлении некоторой тематической доминанты общения. Эта доминанта, конечно, временная. Лишь единицы вновь появившихся слов действительно войдут в общий словарный фонд.
Очень важное обстоятельство, о котором обязательно нужно упомянуть, находится на грани лингвистики и психологии. Речевой поток массмедиа, социальных сетей во время пандемии отчасти целенаправленно, отчасти нет сформировал особый язык, особый дискурс катастрофы. Для него характерно частотное употребление негативных, проникнутых опасностью, сеющих панику слов: враг, болезнь, вирус, инфекция, смерть, режим повышенной готовности, вспышка заболевания и т. д. Весь этот отрицательный поток воздействует на психологическое здоровье общества, которое очень важно в таких стрессовых ситуациях. Нужно учитывать и стараться минимизировать воздействие этих факторов.
В целом я уверена, что период пандемии надолго останется полем для исследований лингвистов и будет включен в учебники языкознания как исторически плодотворный для появления новых слов. Создатель русского литературного языка А.С.Пушкин, чей день рождения мы скоро будем отмечать, был бы нами доволен!
Маргарита РУСЕЦКАЯ, ректор Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина
Комментарии