Людмила Ивановна сидела во дворе на скамеечке, наслаждаясь последним осенним теплом, размышляла о жизни, вспоминала, как больше сорока лет вела литературу в школе, закрыв глаза, читала про себя стихи. Всю школьную программу она помнила наизусть, могла прочесть по памяти вслух «Евгения Онегина». Пару лет назад ей пришлось уйти из школы, о чем она очень жалела – силы-то еще есть. Думала о том, как много детей было раньше, а сейчас двор пуст, никто не гуляет. Но вот появился мальчик, покрутился вокруг, стало скучно, и он подбежал к ней. Общаться-то хочется всем детям. Известно, что существует особая связь между старым и малым, взаимная тяга, даже взаимопонимание, какое не всегда найдешь со сверстниками или с родителями. Внуки часто поверяют дедушкам и бабушкам то, чего не скажут ни друзьям, ни папе с мамой.
«Бабушка, а где же ваш дедушка? На работе? А вы уже не работаете? А я хожу в школу, в третий класс. А вас как зовут? Людмила?! А меня Руслан! А мы сейчас Пушкина проходим, «Руслан и Людмила»! Вот как здорово! Мне так нравится! Я хочу всю сказку выучить, еще мне нравится себя воображать героем!» В разговоре выяснилось, что Руслан запомнил героев, но не помнит всех слов, а очень хочется изобразить волшебство. Начать он хотел непременно с кота. Старая учительница, улыбаясь, стала напевно рассказывать: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…» Они обсудили, какое дерево лучше всего сделать дубом, решили, как должен выглядеть кот. Повторяя за своей Людмилой бессмертные строки, ребенок незаметно запомнил начало поэмы наизусть. Учительница объяснила ему, как можно проверять себя, как тренировать память. Уверила, что он сумеет выучить все, что захочет. Руслан бегал перед скамейкой, где сидела старушка, то отбегая к «дубу», то повисая на нижних ветках дерева, то мурлыча, как кот. Они серьезно обсудили, как должна выглядеть русалка, на что похож леший. На всякий случай придвинувшись поближе к собеседнице, мальчик спросил ее мнение. Есть ли сегодня волшебные существа или они остались в прошлом? А учительница объяснила ему, что любое волшебство можно вообразить, хотя в современной городской жизни таких старинных существ уже нет. «Ну я так и думал, конечно, их нет, и бояться нечего!» – радостно воскликнул Руслан. Людмила улыбнулась и ничего не сказала. Так постепенно, встречаясь каждый день, они разыграли всю поэму. Руслан рассказывал дома о своей новой знакомой, о том, как она помогает ему учить стихи. Вместе с мамой они сделали костюм, нечто среднее между старинным рыцарем и современным суперменом, а может, и человеком-пауком, кто их знает. Папа помог сделать меч из фольги. В последнее теплое воскресенье осени они собрались во дворе и устроили настоящее представление. Руслан бегал, прыгал, рычал, пел, размахивал мечом, а из уст его так и лились волшебные, неувядающие слова. Громче всех по окончании импровизированного спектакля аплодировала старенькая учительница Людмила Ивановна.
Вечером, уложив счастливого ребенка спать, мама тихо сказала папе: «Знаешь, ведь эта старушка почти слепая, как же она смогла так помочь нашему ребенку? Как она помнит все слова? Откуда знает, в каких местах нужно аплодировать?» Папа, улыбаясь, ответил просто: «Нашему Руслану очень повезло с Людмилой».
Самого главного глазами не увидишь.
Новосибирск
Комментарии