search
main
0

Самое важное – расслышать друг друга

В этом году дефектологический факультет Московского педагогического государственного университета в честной конкурентной борьбе одержал весьма значимую победу, и теперь его ученые и педагоги будут разрабатывать стандарты высшего педагогического дефектологического образования. Это значит, что в образовательные учреждения столицы – и не только столицы – придут новые специалисты, педагоги-дефектологи, подготовленные в соответствии с самыми высокими современными требованиями, владеющие самыми эффективными и инновационными технологиями работы с детьми-инвалидами, детьми, имеющими ограничения в здоровье и развитии. Какие позиции занимают те, кто приступил к разработке стандартов высшего дефектологического образования? Об этом говорят декан дефектологического факультета профессор Борис Пузанов и заведующая кафедрой сурдопедагогики профессор Екатерина Речицкая.

В последние годы в нашей стране сложилась система высшего технического (МГТУ им. Н.Э.Баумана) и гуманитарного (МПГУ) образования глухих и слабослышащих людей. С 1991-1992 учебного года впервые в России на дефектологическом факультете МПГУ при активной поддержке ректората и лично ректора университета академика РАН и РАО Виктора Матросова началась групповая подготовка лиц с нарушениями слуха для получения ими высшего педагогического (дефектологического) образования по специальности «Сурдопедагогика» с дополнительной специальностью «Специальная психология» в соответствии с Конвенцией ООН и другими международными актами. Ведущий принцип созданной модели высшего профессионального образования глухих – гуманистическая направленность.

Общекультурная и профессиональная подготовка сочетается с возможностью получения различных дополнительных специальностей и специализаций (по специальной психологии, социальной работе, семейному воспитанию и др.). Студенты – инвалиды по слуху получают в университете фундаментальные общепрофессиональные и специально-профессиональные знания, что соответствует общим тенденциям современного стандарта вузовского образования.

В процессе обучения учитываются индивидуальные особенности развития студентов с нарушенным слухом, что предполагает создание условий для саморазвития, а также использование личностно ориентированных технологий.

Первый этап профориентационной работы целесообразно осуществлять на уровне среднего специального образования или специальных педагогических классов. Эти идеи появились на кафедре сурдопедагогики после открытия приема в вуз лиц с нарушениями слуха.

В 1996 году был заключен договор о сотрудничестве между Центром образования №1406 и МПГУ об организации совместного обучения молодежи с нарушениями слуха по специально созданным программам и учебным планам. Так были открыты первые в истории сурдопедагогики педагогические классы, назначение которых – соответствующая общеобразовательная подготовка к поступлению в вуз, с одной стороны, и формирование педагогической направленности учащихся 10-11-х классов в системе профессионального образования – с другой.

В 1998 году в университет пришли учиться первые выпускники лицейских классов, осуществилась возможность создания единого образовательного пространства, включающего специальную школу (общее среднее образование), лицейский педагогический класс (полное среднее образование) и педагогический университет. Таким образом, возникла новая модель – модель непрерывного образования школьников с нарушением слуха, желающих получить высшее педагогическое образование.

В обучении студентов с нарушениями слуха мы даем не только профессиональное педагогическое образование, но выстраиваем и учитываем собственную траекторию развития каждого студента. При этом большое внимание уделяется развитию творческих способностей каждого, но это возможно в том случае, если человек начинает проявлять себя личностно. Без позитивного отношения к себе, без уверенности в себе невозможно реализовать свои способности. Поэтому, принимая студентов, мы выявляем их склонности, интересы, увлечения, способности и затем выстраиваем траекторию учебного процесса, опираясь на ведущие позиции андрагогической науки о междисциплинарном характере образования в студенческом возрасте (с нарушениями слуха, в частности), о личностно ориентированном обучении, реализация которого предполагает разработку педагогических технологий не с целью накопления знаний и умений, а с целью постоянного обогащения опытом творчества, формирования механизмов самоорганизации и саморегуляции личности, равнопартнерские отношения между педагогами и студентами в процессе коллективно распределенной деятельности, диалогических тренингов, деловых игр, моделирования психолого-педагогических ситуаций, учет прошлого опыта, использование различных источников получения информации (в том числе новых, информационных, технологий, Интернета), рассмотрение результатов работы в контексте современной культуры.

Студенты успешно реализуют свой творческий потенциал в проблемных группах под руководством преподавателей кафедры сурдопедагогики, участвуют в создании авторских программ изучаемых дисциплин, авторских страниц школьных учебников, подготовке творческих работ, выступают на межвузовских научных студенческих конференциях. Один из важнейших принципов обучения лиц с нарушениями слуха – интеграция их со слышащими, которая осуществляется на факультете в разных аспектах:

во-первых, это интеграция на уровне образования. Студенты с нарушениями слуха обучаются в настоящее время по ГОС ВПО II поколения, разработчиками которого является кафедра сурдопедагогики МПГУ (руководитель – зав. кафедрой профессор Е.Речицкая). Специфика обучения заключается в обеспечении поддержки за счет курса слухоречевой реабилитации, более широкого использования диалогического общения, предоставления услуг переводчика жестового языка по мере необходимости, подготовки дополнительных опорных материалов (в том числе мультимедийных), помощь в адаптации к обучению в вузе;

во-вторых, интеграция в обучении, выражающаяся в совместном с нормально слышащими слушании лекций по ряду дисциплин по желанию самого студента; участие в интеллектуальных шоу-конкурсах на лучшее знание предмета, диспутах, межвузовских научных конференциях;

в-третьих, интеграция в культурно-массовой работе и работе по физическому воспитанию, что предполагает участие в традиционных факультетских и общеуниверситетских мероприятиях.

То есть можно говорить о реализации в МПГУ как экстернальной интеграции (взаимодействие специального и массового образования), так и интегральной интеграции в системе специального образования, предполагающей совместное обучение лиц с различной степенью потери слуха, уровня речевого развития и в ряде случаев со сложными (сочетанными) нарушениями.

Учет принципа интеграции имеет не менее важное значение для студентов с нормальным слухом. Они учатся поликультурному взаимодействию в обществе, и уже в студенческом возрасте это становится для них нормой. Слышащие студенты активно овладевают жестовой речью, а неслышащие в свою очередь – навыками устной коммуникации.

В разных видах творческой деятельности наши воспитанники начинают участвовать уже в стенах Центра образования №1406. Особенно большое влияние на их развитие оказывает участие в олимпиадах, в интеллектуальных шоу-конкурсах, в написании творческих проектов, которые проходят в Центре образования №1406 в рамках городских конференций учебно-исследовательской деятельности школьников с особыми образовательными потребностями. Можно отметить, что удовлетворение образовательных потребностей как одной из важнейших ценностей человека, расширяющей его мотивационную сферу, лиц с нарушением слуха обеспечивает не только целенаправленная образовательная деятельность, регламентированная госстандартами, алгоритмически заданная, но и предоставление студентам свободы выбора форм, методов, содержания образования – при выборе факультативов, спецкурсов, спецсеминаров, тем курсовых и аттестационных работ, рефератов, докладов и т. д.

С 1996 года окончили МПГУ более 150 студентов с нарушениями слуха, из них 25% получили дипломы с отличием. Все выпускники трудоустроены: работают в специальных образовательных (коррекционных) учреждениях (учителями-предметниками, учителями начальных классов, социальными педагогами, психологами, педагогами дополнительного образования, воспитателями), в сурдологических и аудиологических центрах, в общественных организациях глухих и слабослышащих, в газетах и журналах. МПГУ имеет положительные отзывы об их подготовке. Несколько человек обучались в аспирантуре.

Двое аспирантов (В.Паленный и Д.Алексеевских) успешно защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, один выпускник руководит Центром слуха и речи «Благо» (к.п.н. Михаил Любимов окончил МПГУ в 1986 году и обучался вместе со слышащими), Е.Большакова работает старшим преподавателем на кафедре сурдопедагогики, Е.Орлова создала интегрированный студенческий ансамбль «Ангелы надежды», стала общественным деятелем, помощником спикера Совета Федерации Сергея Миронова. Успешно работает главным редактором журнала «В едином строю» В.Паленный, стали журналистами М.Веселов и Р.Скрябин, В.Котенев и Д.Ребров выступали с докладами на крупнейшей международной конференции Deaf Way II («Путь глухих-2»), которая состоялась в Галлодетском университете (Вашингтон, США, июль 2002 года). В.Котенев, прошедший стажировку в этом вузе во время обучения на 5-м курсе, в настоящее время работает сурдопедагогом и куратором интегрированного обучения в США.

К плодотворной творческой деятельности в будущем студентов готовят такие мероприятия в учебной и внеучебной деятельности, как Посвящение в студенты, Последний звонок, участие в КВН, в конкурсах, олимпиадах по специальности, традиционные межвузовские с международным участием конференции, где проходят апробацию выпускные (квалификационные) работы студентов-дипломников, участие в педагогической деятельности, в юбилейных датах кафедр, факультета «Университета», спортивных соревнованиях, совместных заседаниях научных лабораторий не только своего, но и дружественных вузов (ОГУ, МГПУ и др.), представление творческого проекта на Международном фестивале «Дети. Интеллект. Культура» группой слабослышащих студентов II курса (Греция, 2008) – I место в номинации «Педагогика и психология» среди слышащих.

Эффективное решение поставленной кафедрой сурдопедагогики и дефектологическим факультетом МПГУ проблемы социальной реабилитации и интеграции лиц с особыми образовательными потребностями, овладения ими конкурентоспособной профессией обеспечивается высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом.

Благодаря участию кафедры сурдопедагогики в конкурсе Министерства образования и науки РФ МПГУ был утвержден Федеральным головным учебно-методическим центром по высшему профессиональному педагогическому образованию инвалидов и награжден мультимедийным комплексом.

В обучении лиц с особыми образовательными потребностями важно создавать условия, стимулирующие потребность развития индивидуальных способностей человека и формирования у него опыта социального взаимодействия, актуализации собственных творческих резервов.

Общество должно предоставить возможность для развития профессионально значимых качеств личности, для непрерывного образования, открывающего возможность получения новых профессий и специальностей каждому, что важно не только для успешной интеграции данной категории людей, но и для изменения социальной атмосферы самого общества, и весь профессорско-преподавательский состав дефектологического факультета МПГУ вносит в это свою лепту.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте